Епитимия

Сергей Серюбин
(из сборника - "Лаврские истории")

***
Прохладный сумрак крипты Успенского собора Лавры действовал мобилизующе. Нужно было срочно собраться с мыслями и настроиться на диалог со священником. Тот или иной свой грех необходимо сформулировать точно, кратко и максимально безжалостно к самому себе. А центральным из моих грехов тогда, конечно же, было многолетнее занятие бесовщиной – оккультизмом.

Странно, но от того оглушительного удара ногой в лоб у меня не осталось и следа – ни ссадины, ни боли в голове. Однако, «прозрачный и ласковый отеческий сигнал» был послан, и я его послушно принял…

Таинство Исповеди начиналось рядом с усыпальницей наших русских Патриархов - Алексия I (Симанского, +17 04 1970) и Пимена (Извекова, +03 05 1990), в центральной части крипты собора, строго под его главным престолом.

Архимандрит Иоанн (Захарченко) (см.фото), так звали батюшку, энергично подошёл к нам и начал читать молитву перед исповедью. Его строгий, собранный вид немного пугал и даже навевал некоторые панические ожидания. Увы, но я не ошибся…

***
Исповедь началась.

Словно из тюбика, с усилием выдавливал я из себя грех за грехом. Начал с как бы «ерундовых», приберегая основное на потом. И вот, наконец, добрался до главного.

- Пять с лишним лет занимался оккультизмом. Даже курсы заканчивал. Каюсь, батюшка.

Священник искоса посмотрел на меня и едва заметно, слегка, чуть подался от меня в сторону. А затем энергично стал говорить. Отстранённо, словно куда-то в пространство. Чувствовалось, что общаться со мной ему было не очень приятно…

- Ну, вот, ты понимаешь…, - сказал он мне, - представь себе губку. И опусти её мысленно в кислоту. Она же вся ею пропитается, проникнет внутрь, во все её поры! Ты же сможешь её очистить и отскоблить только снаружи. А там, внутри этих пор, как ты её вычистишь?

Говорил он довольно вдохновенно. Постепенно в его словах в мой адрес даже стали слышаться нотки сочувствия.

- Также и с оккультизмом, - продолжил отец Иоанн, – хочет человек или нет, но со временем эта бесовщина проникает во все «поры» его души. Такому человеку очень трудно бывает спастись…Вот ведь как…

Повисла тягостная пауза.

Да, внутренне я был готов к подобному мрачному разговору, но всё-ровно, слова священника повисали на моей душе тяжёлыми гирями.

Наконец, батюшка прервал наше недолгое молчание.

- Вот, слушай, Сергий - год будешь ежедневно делать по десять поклонов, – чеканным голосом сказал он, - и ежедневно читать по две главы из Четвероевангелия, кольцом. Понял?

- Понял, батюшка, - с радостной готовностью облегчённо выдохнул я.

И священная формула отпуска грехов зазвучала, наконец, над моей непутёвой головой. Грех оккультизма был снят! Слава Богу!

Снят он был, правда, не до конца. Предстояло ещё немало потрудиться и добросовестно исполнить это наказание, по церковному – епитимию.

Перед расставанием с отцом Иоанном я спросил его:

- Батюшка, я к мощам преподобного Сергия хочу приложиться. Благословите?

- Ну, сходи…, - неохотно ответил он.

- Батюшка, а я ещё хотел бы и с отцом Кириллом (Павловым) для беседы встретиться. Он сейчас в Переделкино, на даче Патриарха. Благословите съездить?

- Ну, съезди…, - односложно ответил священник и едва ли не брезгливо протянул мне для целования свою ладонь.

УМ ДОЛЖЕН В ЕВАНГЕЛИИ «ПЛАВАТЬ»

Несмотря на эту моральную экзекуцию, из подземелья Успенского собора я выпорхнул как окрылённый!!

Во-первых, я сбросил с души тяжеленный камень греха. Открылся Церкви и этим легализовался внутри Её как почти полноправный член.

А во-вторых, мне был обозначен путь наказания, который я воспринимал как очень слабое и легко выполнимое. А исполнив его, я стопроцентно сливался бы с общей массой добропорядочных и благочестивых мирян, абсолютно ничем от них не отличаясь. И это было бы здорово!

Поэтому, первое что я сделал – вышел к восточной стороне собора и тут же, у его алтаря, исполнил положенное мне по епитимии дневное правило.

Так было положено начало моего личного «годичного молитвенного круга».

***
- Батюшка ничего не уточнил, какие мне делать поклоны: земные или поясные, -  подумал я, - значит, выберу вариант поясных, так оно, пожалуй, будет полегче, - «мудро» заключил я.

Что же касается ежедневного чтения, то открыв Евангелие от Матфея, я с жадностью приступил к чтению его первых двух глав:

- «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;…»

Читал с упоением, с огромным интересом! Я давно уже понял, что стать полноценным верующим можно лишь…

- Тьфу! Вот ведь! Так и лезет в голову ленинское, - ругнулся я, - «коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество». 

Ну, да, внешнее сходство есть. Действительно, обрести крепкие и правильные религиозные взгляды можно лишь буквально впитав в себя Священное Писание.

Желательно при этом хорошо знать и Священное Предание. В точности как учил преподобный Серафим Саровский: «для того, чтобы жить правильно, не сбиться с пути, надо чтобы Ваш ум плавал в Евангелии».

Прекрасные и точные слова!

В итоге, за весь последующий год благодаря епитимии я прочитал каждое из четырёх Евангелий примерно по восемь с лишним раз! Более лучшего знакомства с ключевыми книгами Библии, пусть даже в «добровольно-принудительном» порядке, и не придумать!

Было в этом и что-то промыслительное. Ну, откуда мне тогда было знать, что всего через полгода, по благословению нашего архиерея, я создам в Ульяновске православную газету, и полученные знания о Новом Завете послужат мне, вчерашнему безбожнику, хоть и минимальной, но абсолютно необходимой духовной базой?!

***
Кстати, абсолютно без опаски, с радостной и лёгкой душой, сбегал снова в Троицкий храм к мощам батюшки Сергия. Приложился к ним совершенно безбоязненно. Как и ожидал, всё прошло гладко и благодатно.
И совершенно без ногоприкладства…

***
Тот год интенсивного чтения Евангелий был насыщен для меня потрясающими открытиями! Вчитываясь, и по многу раз перечитывая эти священные тексты, я порой в восторге замирал от неожиданности, находя в них блестящие ответы на многие мои нерешённые вопросы.

Что-либо подчёркивать в самом тексте Евангелий я не решался, поэтому хватал бумагу, ручку и быстро делал выписки или закладки в тексте.

Интересное дело – например, раз пять за полгода читаешь одно и тоже место в Евангелии, и каждый раз ты в одном и том же тексте находишь всё новые и новые смыслы. И так постоянно. Везде. Во всём Священном Писании! Ты словно археолог, снимаешь с Книги всё новый и новый «культурный слой», уходя всё глубже и глубже.

Такое может быть, действительно, только с истинно божественным произведением. Поистине, бездонная книга, потрясающее чтение!!

Все те выписки, кстати, прекрасно послужили мне на протяжении всех лет редакторства «Православного Симбирска». А главное – они «переформатировали» мои мозги, сформировали в голове совершенно иную «систему координат», сугубо православный взгляд на мироустройство и вообще, на сам смысл временной земной жизни человека.

Это был просто восторг!! Душа трепетала от радости - вопросы, ответы на которые я тщетно искал в оккультизме, все они получали свой исчерпывающий ответ в православном богословии!

***
Конечно, принуждение к такому годичному «марафону» потребовало и повышенной дисциплины. Запомнился один случай.

Всё это правило (поклоны и чтение) занимало у меня ровно двадцать минут. И вот, однажды зимой, сильно устав, я прилёг вечером немного отдохнуть на диван и слегка задремал. Лежал на левом боку. В квартире я был один и сколько проспал, не знаю. И вдруг - мощный толчок сзади в правое плечо. От удара я чуть не свалился с дивана на пол!

Глянул на часы – а на них 23-40 час. До полуночи, а значит до окончания возможности прочитать правило, оставалось ровно 20 минут. Я бросился читать, и как только закончил – по радио зазвучал гимн России. Успел!

Но кто это был? Ангел–хранитель?!

***
Закончился год наказания. Наступило лето 1997 года. Я был рад и горд, что за весь этот год ни разу не сорвал график чтения. И вот настал день, когда можно было бы и закончить, но приближался праздник моего небесного покровителя и я решил (на всякий случай!) продлить себе епитимию ещё на недельку-другую, строго до дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Чтоб уж наверняка!

К тому времени я уже полгода издавал газету «Православный Симбирск», жизнь моя кардинально изменилась, сменился круг общения, интересов. Я задумал даже организовать, под эгидой газеты, регулярные паломнические поездки на автобусах по святым местам. Прежде всего в Дивеево и Санаксар.

И вот как пересеклось: завершение епитимии, день памяти преподобного Сергия, начало первой паломнической поездки от моей газеты и… день встречи со своей будущей супругой! Вдвоём, с моей будущей тёщей, они спешили в то утро на наш «Икарус» в Дивеево!

Из всего этого я чётко понял – я прощён!

***
Но сказать, что я совсем успокоился, было бы неверно. Слова отца Иоанна о «губке в кислоте» тихонечко грызли душу и даже вводили в некоторое уныние.

- Что же получается? У меня уже и нет никаких шансов на спасение?!

Тем временем прошло года три, и вот я, в морозный зимний день, снова оказался в Лавре.

Нас, задержавшихся до вечера паломников, монахи милосердно пустили ночевать в просторный Трапезный храм. Подстелив собственные шубы, мы попадали на пол, кто-где…

Непрерывно, сменяя друг друга служились молебны, шли исповеди. Паломники с дальних краёв России всю ночь восторженно, с горячим энтузиазмом читали акафисты. Акафисты перемежались церковными песнями, повсюду сновал народ.

«Самодельные» хоры паломников внезапно возникали то тут, то там. Настоящее народное творчество, сейчас это, кажется, называется флэшмоб. Сон мой, поэтому, был какой-то прерывистый и «мозаичный». Я то испуганно просыпался посреди ночи, то снова проваливался в дремоту.

Как вдруг… я услышал сквозь сон голос священника. Он показался мне знакомым, где-то я его уже слышал. Открыл глаза – рядом со мной начиналась очередная исповедь. Строгий батюшка, стоя у аналоя, сосредоточенно читал вступительную молитву. Его внешность показалась мне знакомой.

- Да это же отец Иоанн, - едва не вскрикнул я от радости!

- Так! Такой момент упускать нельзя, - подумал я и поднялся с пола.

Встав в очередь последним, я дождался конца исповеди.

- Отче, благословите! Вы, скорее всего, не помните меня?

Батюшка внимательно посмотрел и, конечно-же, не узнал.

- В 1996 году, там, в крипте, Вы мне епитимию ещё назначили за оккультизм. Может, помните?

- А-а-а, что-то припоминаю. Ну, как ты?

- Слава Богу, батюшка. Семья, ребёнок. Вот, и газету православную издаю.

Отец Иоанн внимательно и с интересом слушал.

- Вот, только… помните, Вы мне сказали, что душа бывшего оккультиста, это как губка, опущенная в кислоту? И спастись такому человеку, труднее, чем кому – либо. Честно говоря, меня это немного напрягает. Что же получается – я не спасусь уже «по определению»? Всё-таки, как это правильно понимать?

Время…время… Увы! Оно безжалостно стёрло «стенограмму» того нашего разговора.

Помню лишь, что отец архимандрит на мгновение задумался, с утешением посмотрел на меня и успокоил. Дал понять, что путь ко спасению души таким как я, конечно, не закрыт. Вот только потрудиться нам на этом пути придётся явно больше, чем другим.

Полегчало.

***
А в 2020г., в Предтеченском храме Лавры мы встретились уже просто как хорошие, добрые знакомые. Батюшка был бодр, доброжелателен и щедр на подарки. С той встречи моя домашняя библиотека пополнилась книгой его стихов.

Слава Богу за всё!!

15 02 2024г.
г.Ульяновск

Опубликовано на портале "Православие.ру" 14 03 2024г. https://pravoslavie.ru/159131.html