Уникум

Буер Артур
В нашем институте учился студент, о котором рассказывали разные байки. Любой преподаватель задаёт в конце лекции вопрос: «Вопросы есть? » Любой среднестатистический студент ответит: «Нет». Всем хочется отдохнуть после пары. Но Алексей начинал задавать вопросы, что сильно раздражало однокашников. Ведь их не отпускали с лекции даже после звонка. Пришлось объяснить Алексею, что тяга к знаниям это прекрасно, но за коротенькую перемену кому-то надо сходить в туалет, кому-то покурить, да ещё перейти в другую аудиторию, которая могла располагаться в соседнем корпусе. Алексей всё понял, хотя удивился, что больше никому не интересен ответ на вопрос, и начал задавал вопросы индивидуально, когда вся группа спешила покинуть аудиторию. Ему действительно было всё интересно, даже после каждой пары по высшей математики он задавал коронный вопрос: «А где это можно применить? » А одна из баек гласила, что Алексей знает количество заклёпок на самолёте Боинг. Зачем это знать, не понимал никто. В аспирантуру Алексей не стал поступать, а пошёл работать на завод, где ему было интересно.  
 
Алексей анализировал многие производственные проблемы, и всё чаще приходил к неутешительному выводу: «Корень всех проблем – низкое качество управления! » Однажды он направил директору завода докладную записку, в которой изложил свои выводы и предложения. Было организовано совещание, после которого у Алексея волосы встали дыбом. Один спор с начальником Отдела труда и заработной платы, чего стоил:  
 
– Основная задача ОТиЗ, – начал Алексей, – анализ производительности труда, и в случае выявления проблем, регулировать их путём изменения расценок. А наш ОТиЗ, занимается только экономией фонда оплаты труда! Стоит рабочему перевыполнить сменное задание, расценки понижают, причём и всем его коллегам. Ведь это бред! А может остальные не могут работать с такой производительностью? Да и какой смысл трудиться лучше, если это приведёт к понижению зарплаты?  
– Молодой человек, – тихо прошипела начальник ОТиЗ, – у вас есть экономическое образование?  
– Нет, – ответил Алексей.  
– А вы работали в ОТиЗ?  
– Нет, но я прочитал достаточно литературы по этому вопросу, да и логическое мышление, – ответил Алексей.  
– А вот что произойдёт, если я начну давать советы, как работать вашему отделу, не имея профильного образования?  
– Вы и так их даёте, недавно сократили в нашем отделе техника.  
– С этим сокращением согласился и начальник вашего отдела, и главный инженер. Или вы считаете себя умнее всех?  
– Не исключено, – мрачно ответил Алексей.  
– Наглец! – взвизгнула начальник ОТиЗ, – оскорблять таких уважаемых людей! Я, если вы не знали, работаю в ОТиЗ почти тридцать лет! Мой учитель – сам Яков Исаакович! Ещё никто не посмел так оскорбить его память! – прошептала начальник ОТиЗ и тихо заплакала.  
 
Совещание стихийно завершилось, а начальнику Алексея посоветовали загрузить подчинённого работой по профессии, чтобы он не совал свой нос в работу чужого отдела. Когда в отделе появилась женщина из ОТиЗ и начала хронометрировать работу Алексея, а потом дело дошло и до фотографии рабочего дня, Алексей всё понял и уволился.  
 
На завод Алексей больше не пошёл, а влился в кооперативное движение. Он с соратниками изготавливал мебель на заказ, и постепенно изучил спрос на этом рынке. Но всё упиралось в качество материалов. Однажды Алексей увидел стол, изготовленный из импортного ламинированного ДСП. Отечественный ДСП рядом не стоял! И тогда Алексей загорелся идеей организовать выпуск такого ДСП в родном городе. Организовать совместное предприятие, но не ограничиваться выпуском ДСП, и сразу изготавливать и мебель, как в ИКЕА, каталог которой он купил на барахолке за солидные деньги.  
 
Организовать такое производство с нуля было сложно – не было у Алексея стартового капитала, но в городе была мебельная фабрика, продукция которой ещё пользовалась спросом, но первые признаки проблем со сбытом уже появились. А в это время стало модным избирать директора предприятия трудовым коллективом. Когда Алексей узнал, что на мебельной фабрике предстояли выборы директора, он зарегистрировал свою кандидатуру. Единственным соперником на этих выборах была зарегистрирована начальник планово – экономического отдела мебельной фабрики. Но Алексей верил в свою звезду и подготовил перечень мероприятий, которые позволят вывести фабрику на передовые позиции в отрасли. Директор фабрики помог Алексею, предоставив в его распоряжение необходимые цифры и разрешив ему ознакомится с подразделениями.  
 
Программа Алексея была основана на необходимости повышения конкурентоспособности продукции фабрики, путём сначала использования импортного ламинированного ДСП, а впоследствии организации его производства на фабрике. Кроме того он планировал организовать изготовление мебели из дерева на заказ. И как вариант, изготовление гробов. Естественно были пункты о повышении заработной платы работников и т. п.  
 
На выборном собрании Алексей выступал первым. Слушали внимательно, а когда прозвучал тезис о повышении заработной платы, из зала кто-то крикнул:  
 
– А на сколько повысишь?  
– Цифру назвать не могу, необходимо произвести расчёты. Сначала надо проанализировать расход денежных средств. Я увидел на территории фабрики две стройки, без строителей. Может стоило построить одно, а уж затем второе. Если это вообще нужно делать сейчас, когда необходимы реформы производства, – ответил Алексей.  
 
Начальник планово – экономического отдела построила своё выступление более хитро, видимо сказался жизненный опыт или кто-то подсказал:  
 
– Я давно работаю на нашей обувной фабрике. Многие из вас помнят, как я пришла сюда работать молодой девушкой после окончания института. Как я совершала ошибки и набиралась опыта, и дослужилась до должности начальника планово – экономического отдела. За эти годы, наша фабрика стала мне родной, а работников я считаю одной большой семьёй, членом которой я могу назвать и себя. Я бы могла долго перечислять фамилии тех, кто справедливо указывал мне на мои ошибки и воспитывали меня в традициях нашего дружного трудового коллектива. Я очень уважаю нашего директора, но раз он принял решение не участвовать в выборах, посоветовавшись в коллегами, я решила выставить свою кандидатуру в выборах. Почему? Мне страшно, если директором станет человек со стороны, незнакомый с традициями нашего трудового коллектива. Пока он будет входить в курс дела, положение на нашей фабрике может ухудшиться. И к чему это приведёт? Сначала перестанут выплачивать премии, а потом начнутся задержки с выплатой зарплаты. А там и до сокращения кадров может дойти. Вспомните судьбу валяльно – войлочной фабрики. Она долгие годы выпускала валенки и вдруг разорилась. В России стали не нужны валенки? Это даже не смешно! Такой судьбы для нашей фабрики я не желаю! Мой оппонент предложил программу модернизации производства. Это всё хорошо, а где взять на это деньги? Он упомянул замороженные стройки. Так это объяснимо – деньги закончились. Можно затеять модернизацию, взяв кредит в банке, а как его отдавать, ведь на время модернизации придётся приостановить производство. А жить на что? Согласна, проще было снести все старые здания и построить на их месте новые, современные, с хорошими бытовками и кондиционерами, чтобы наши рабочие не мёрзли зимой, а летом не страдали от жары. Мы даже строительство двух небольших зданий не можем потянуть. Фантазировать легко, но надо быть реалистом. И я – реалист! Купить импортное ДСП можно, а что будет с участком изготовления мебельной ДСП? Закрыть? А трудовой коллектив участка за проходную? Я против! На счёт повышения зарплаты. Я обещаю, что если вы изберёте меня директором, то я оставлю себе оклад в размере оклада начальника планово – экономического отдела, а разницу с окладом директора направлю на повышение зарплат рабочим. Это они изготавливают нашу продукцию, поэтому это будет справедливо! А я привыкла жить скромно, меня нынешний оклад устраивает. Прошу оказать мне доверие и проголосовать за мою кандидатуру. Я не подведу! Спасибо, товарищи! И ещё, если я стану директором, то мой оппонент получит предложение работать на нашем предприятии в должности заместителя главного инженера по модернизации. Теперь всё.  
 
Потом были недолгие дебаты. Алексей доказывал, что без модернизации у фабрики нет будущего, и слышал в ответ, что ему представится такая возможность, если он согласится на должность заместителя главного инженера по модернизации. И дальше в таком духе.  
 
Алексей проиграл и устроился работать на обувную фабрику. Однако все его идеи разбивались о прозу жизни, прибыль обувной фабрики снижалась, а вскоре продукцию перестали брать вовсе. Ушлые коммерсанты стали привозить в город мебель от других производителей, и покупать начали её, поскольку продукция местной мебельной фабрики приелась за долгие годы. И когда на фабрики провели первое сокращение кадров, Алексей потерял работу.  
 
Через несколько лет обувная фабрика обанкротилась, её производственные площади и недостроенное здание заводоуправления раскупили бизнесмены. Когда это произошло, Алексей рассказывал всем знакомым, что если бы его избрали директором, то фабрика бы работала до сих пор. Трудно сказать, так бы это было или нет, но в городе процветают насколько мастерских, которые изготавливают мебель на заказ. По индивидуальным эскизам заказчиков, их ламинированного ДСП, и разнообразной расцветки.  
 
Алексей уехал работать в крупный город, изредка приезжая в родной город. Он работает конструктором, реализует свои знания на заводе. В управленцы он больше не рвётся, видимо всё понял. Однако верит, что однажды Россия станет страной гениев...