5. Вахтенный журнал

Сергей Юнга
Когда-то мне пришло в голову поподробнее узнать о личных составах команд «Варяга» и «Корейца»: Их имена, биографические подробности (хотя бы - из каких городов были призваны-рекрутированы на службу), как сложились судьбы по окончании службы, и многое другое.
Выяснилось, что о «варяжцах», в открытом доступе, информации на порядок больше, чем о моряках «Корейца». О поимённом составе канонерской лодки почти ничего найти не удалось, известны лишь ФИО Командира (Григорий Павлович Беляев) и фамилии моряков, взорвавших судно после боя.

Но в интернете посчастливилось найти несколько страниц из Вахтенного журнала. Читая - удивлялся: почему там много исправлений и зачёркиваний?
Стал задавать вопросы знакомому историку, который провёл много времени в архивах, готовя защиту диссертации по теме «Варяг». И вот, что он рассказал.

Вахтенный журнал использовался специальной военно-морской комиссией, как юридический документ, помогающий установить вину командира корабля (при его серьёзных повреждениях), и возможную вину за потери личного состава.

Поэтому в журнал - каждый вахтенный офицер вписывал всё, что происходило "на его глазах", а Командир корабля после перечитывания записей, и вычёркивал всё, что было невозможно доказать при возможных разбирательствах "наверху".

Почему командиры занимались таким "бюрократизмом", чего они боялись?
Русские офицеры традиционно боялись ТОЛЬКО бесчестия: позора разжалования и увольнения со службы.

Так, при встрече «Корейца» с японской эскадрой, в журнале было отмечено, что русский корабль был атакован "самоходной миной" (так тогда называли торпеды), пущенной с флагманского корабля - «Асамы». Торпеда прошла под днищем канонерки, имевшей малую осадку. Канонерка вернулась на рейд «Чемульпо»

Беляев, понимая, что об объявлении войны ему ничего не известно - зачеркнул запись об атаке.

Но внезапности появления японцев в корейских водах - уже не произошло...

В другой записи журнала, уже во время боя, говорилось: "ЗАМЕЧЕНО, что при выстреле из носового орудия был снесён капитанский мостик крейсера «Асама»"

Все повреждения японским кораблям приписывались «Варягу», и Беляев был до конца не уверен - ЧЕЙ снаряд попал в цель...

«...»