Вятичи, радимичи, русичи и Ходовая яма

Сергей Курочкин 3
      Виной статье или причиной написания послужила обычная «Ходовая яма», точнее название ямы ходовой. Может быть, название погреба ямой привычное дело для жителя Вятского края, но меня это название заинтересовало. Так я впервые в одной из придорожных деревень у города Кирова услышал название нехитрому сооружению, предназначенному для хранения продуктов, не под домом, а где-нибудь в огороде. По сути,  уличный погреб. Такой был у деда в Стародубе (на Брянщине), представлял собою земляной заросший травой холм с трубой вентиляции на вершине и арочной дверью сбоку. Вниз вели ступени из кирпича в совершенно круглый в плане, как под циркуль  кирпичный погреб. Завершение круглых красных стен венчалось куполом (как в церкви) на отметке трёх метров, по ощущениям - объём приличный. Но более всего захватывало дух качество исполнения деталей - ниши под банки, декоративные поясочки, арочный проём входа и купольное завершение - всё из красного кирпича. Ни одной балки перекрытия, цельный объём, по глиняному полу устроены деревянные перегородки под хранение овощей и свободное место посередине для посетителя.  Деревни сейчас той нет, из 400 дворов остались три, школу и церковь разобрали деловые люди, огороды заросли берёзами, но асфальт советских времён смотрится в лесу нерукотворном, просто изумительно. Чудо. Вот что единственное из усадьбы, я бы забрал с собой на память, но как? Перенести не реально. Сегодня мастеров, выложить так искусно, вряд ли найти, да и стоить будет подобное сооружение целое состояние. Остановившись на ночлег в придорожной гостинице «Вятичи» (возвращался на авто из Нижнего Тагила в Петербург), стал искать в интернете погреб по названию «Ходовая яма», но не судьба. Выскакивали ямы смотровые, реклама СТО, а ходовых - нет. Просто нет, как нет понятия слову лупозоркость, но это было искусственное слово и мной выведено, а погреб для продуктов изобрёл не я.

      Что опасней, кочка или яма?
      Для подвески личного авто...
      СТО мне светится упрямо.
      Не нашёл я - Ямы Ходовой...

      Ходовая яма как навязчивая идея в образе вятской красавицы с семилепестковой подвеской на голове, назойливо светила лучиками в мозг и мешала спать. Сопровождала всю дорогу. А для неё, вполне возможно, слово погреб покажется мрачным и непривычным. Пока доехал от Уральских гор до Питера, дурь выветрилась, ум обогатился новыми впечатлениями. Кто проехал по старинным русским городам, столицам сыра или мёда, видел раздолье лесов и полей, их непременно будет тянуть побывать здесь снова и снова. Дороги стали великолепными, ямы уже не грозят подвеске на новом асфальте. Дураки остались, без них правило «Три Д» не работает. Если кто-то думает, что знает русский язык, я ему искренне завидую, ведь эту народную примету передвижения по дороге можно представить себе совершенно иначе. Россиянину достаточно знать, что означают на русском эти три слова, ну хотя бы два. Или две тех самых беды из другой пословицы... «Дай дорогу дураку» заиграет новым смыслом при любом свете светофора и каким бы боком Лада не встретилась с Москвичом. Это простая этимологическая задачка, а вот «Ходовая яма» перевернула сознание и заставила по-новому взглянуть на вятичей.

      ХОДОВАЯ ЯМА и ВЯТИЧИ

      На три месяца яма вятичей забылась по приезду, но не более. Уж больно красивое и ёмкое выражение, в котором история, лингвистика и теология сошлись клином. А ещё география земли плюсом, но между каждой из дисциплин у нас те самые две беды пролегли, они не связаны, на стыке наук не яма уже - пропасть. До революции была наука историография (объединяла две дисциплины), а сегодня, хорошо бы сделать такую науку, как фило-теология. Почему бы отцам святым не объяснять в школе значение каждого слова в Писании, перед прочтением азов? Погост перед церковью принято считать местом погребения... гостей? Погреб, тоже красивое слово и информативное слово, явно от него «погребение» и «гребень», но и гребцы-роутси отсюда, к бабке не ходи за народной этимологией, чтобы отличить гребень волны от петуха. Роутси - так называли русских северные соседи финны, на их языке - гребец. Русский = гребец. Будто сами финны и норманны прочие не гребли ни разу. Вспомнилась погребальная контора «Милости просим» в уездном городе N, в котором осел Ипполит Матвеевич, как пишет Булгаков, «хотя похоронных дел было множество, но клиентура у них была небогатая». Погост - место сбора дани и остановки на отдых дорогих гостей. Если бы я знал заранее, на какое богатство слов и открытий меня выведет это погребок, я бы начал писать короче, но дело в том, что я уже знал значение слов идти и яма. С чистой совестью думал отделаться справкой, максимум на страничку текста. В которой объяснить разницу между «ходовой ямой» и «погребом» - с долей шутки в своём стиле пошлого анекдота (хорошо, что эта яма не выгребная). Хотя, выгребная яма тоже от слова грести и грабать, ещё не гребуй - не брезгуй. Золотари! И мне не ослышалось - в первую очередь объяснить (себе) в чём разница? Слово уборная с огородов исчезло на моей жизни, осталась одна в Большом театре с приставкой «грим-», остальные заменили на красивое слово туалет. Теперь половина жителей деревенской России ходит во французский туалет, вытеснивший из лексикона русскую уборную и выгребную яму. Знаковое место в углу любого огорода при богатстве объяснений по поводу «сходил». Многозначность русских слов приобретает новые краски при одном только слове ходить с добавлением оттенков. Сходить «до ветру» или «по нужде малой» - это одно значение. А «по большой» - совсем другое значение.  Так от малого до великого сошлись бытовые значения в понятии каждого христианина, как ходоки у Ленина за чаем... И даже вопросов по слову идти на, или в - у них не возникло. Настолько всё обыденно и приелось.

      Если слово идти тесно связано с теологией (подразумевается Иисус Христос) и я представлял это себе очень глаголисто, то я не подозревал о значении слова хлынуть при названии - Хлынов - в виде существительном города и кремля вятичей на реке Хлыновке. На меня буквально хлынул поток свежих мыслей, нахлынул и унёс по течению в историю края. Раньше я не понимал, как из одного буквально места, из района Припяти хлынуло славянство в той форме, в которой получил на уроке. Мне представился вулкан из жерла которого повалили славяне на три стороны. Нет-нет, да есть! потом появились русские богатыри, плохому царству пришёл конец - хорошая революция повела дорогой к коммунизму. Иногда вулкан ассоциировался с деревом из живота девушки Умилы - про сон князя Гостомысла я тоже знал. О язычниках ничего плохого или хорошего не знал, кроме языческих праздников, необыкновенно светлых и весёлых. Помню, на Масленицу лазал на ледяной столб и ел блины. Любимый писатель был Гоголь, его сказки я хорошо понимал, тем более он всегда оставлял переводы незнакомых слов в конце текста. Писатели 19 века, которых считают классиками и изучают в школе, оказались почти все соседями по Левобережью в радиусе 100 вёрст. Больше всего об истории почерпнул у А.К.Толстого (усадьба Красный Рог), хотя он не историк. Находил в песке берега Ипути бронзовые безделушки, как оказалось, обереги родимичей 10-12 век. А радимичи, вятичи и северяне имели один обычай и жизненным укладом не отличались, если верить летописцам. Жена почитай мужа своего, да убоится мужа своего - всё это на слуху до сих пор.

       В «Стратегиконе» Маврикия, созданном в конце VI века известен обычай самоубийства жены в случае смерти мужа: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве». Ряд арабских путешественников подтверждают то же самое. Повесть временных лет также упоминает бесчисленные «обычаи», «законы предков», «преданья племен», игравшие важную роль в жизни восточнославянских обществ. Нестор летописец (из полян) отмечал, что восточнославянские племена «имяху бо обычаи свои, и законъ отець своих и преданья, кождо свои нравъ. Поляне бо своих отець обычай имуть кротокъ и тихъ, и стыденье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матеремъ и к родителемъ своимъ, къ свекровемъ и къ деверемъ велико стыденье имеху, брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця. И радимичи, и вятичи, и северъ одинъ обычай имяху: живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословье в них предъ отьци и предъ снохами, и браци не бываху въ них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовьская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены. И аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемъ собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне. Си же творяху обычая кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе законъ». А вот что отмечает Лаврентьевская летопись (1377) спустя два века в продолжение: "...Мы же, хрестияне, елико земль, иже верують въ святую Троицю, въ едино крещенье, въ едину веру, законъ имамъ единъ, елико во Христа крестихомся и во Христа облекохомся".  В тексте упоминаются: Георгий Амартол византийский хронист (IX в.). Помимо бытовых деталей следует уяснить, что есть древляне, а есть христиане. К древлянам летописцы относят - радимичей, вятичей и северян (одинъ обычай имяху).

      Племя вятичей мне было хорошо знакомо из летописей, я со школы знал, что есть такой Вятко (брат Родима), что это люди вятшие - лучшие в значении, но не понимал, почему Киевский монах Нестор обзывает их - дикими, грязными, способными умыкнуть девку и вообще, со звериными правилами жизни. Ещё и с низменными устоями вятичи - лучшие? Лучшие среди дикарей? Почему они лучшие и что означает слово? Может, от слова луч? У меня с детства подвеска бронзы Х век, так называемая луница, которая у радимичей и вятичей являлась женским талисманом-оберегом. А лучи отражают энергию солнца ли, луны или это капли дождя - пойди, гадай теперь. И почему семь? Так и с коником-рысиком, загадкой всем историкам с попами, но это тема следующей статьи (с уроборосом и туром), а пока первое знакомство с племенем из уст монаха:

      «Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многожёнство, с умыканием невест по сговору на игрищах между сёлами. Ели они «всё нечисто». Мёртвых сжигали (есть свидетельства, что с мёртвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись их капищами, где они приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей».

     Нестыковка детского сознания отложилась на десятки лет. Тем более на Оке и Зуше я работал архитектором по молодости (понимая среди кого), в тех местах язычники грохнули просветителя Кукшу из лавры (в 12 веке). Имя Кукша, которое донёс до нас Киево-Печерский патерик, по происхождению явно языческое. Существует несколько версий его значения. В северных русских регионах это слово означает птицу семейства вороновых. Другое объяснение значения имени вытекает из старинного корня «кук», обозначающего сухость (можно сравнить слова скукситься — сморщиться, или скукожиться — ссохнуться). О значениях сорока-ворона, сухость-Сухиничи Брянские, см. статью: Кыргызстан и 40-воровка. Короче, аборигены Кука съели и не скуксились - продолжали жить праздно.

      Есть версия, что это был сын князя Ходоты, а Владимир Мономах, отвёз его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. Хитрый ход до невозможности, как у Ольги - месть с древлянами. Однако церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности. Достоверно известно, что Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря, а одной из основных форм деятельности монастыря была апостольская миссия в землях язычников. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова - по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населённые племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи Брянска. По притоку Снежеть - через город Карачев углубились в языческие земли, достигли Оки, по ней они отправились к Мценску. "Зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори. Он бесов прогнал, «дождь с небесе сведе, езеро иссуши». Речь о Купало, ведь в числе обожествляемых стихий была вода (озёра и реки), а без дождя засуха и конец бесовским игрищам. По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, по направлению к Болхову, у правого берега Оки, в лесу на косогоре поставил скитский дом, тут и обезглавлен был - мечом «усечен бысть с учеником своим» (1113 - предположительно).  Летом 1113 года в область вятичей отправилась христианская миссия, осенью её деятельность закончилась. «Как бесов прогнал, и вятичей крестил» - житие Кукши написали только в XVI веке. Только до сих пор остаётся неясным,  когда же на самом деле уверовали в Христа язычники - вятичи? Среди славянских племён  вятичи одними из последних приняли христианство, по крайней мере так считается. Что приняли. И ещё один нюанс «дружбы народов» - преподобный Кукша на памятнике «Тысячелетие России» есть - царя Ивана Грозного нет.

      Имя вождя вятичей князя Ходота и «Ходовую яму» связывает ходьба, а подкинув «на ход ноги» город Хлынов, я уже и забыл про Кукшу на Оке, перенёсся в Вятский край на реку Вятку. Возможно, тут баталии происходили не столь жестокие и яркие, как события на пути к Москве, но увлекла топонимика. Википедия сообщает: Киров. После того, как в устье реки Хлыновица (предположительно от русского «хлынуть») была построена крепость под названием Хлынов, весь город стал называться Хлынов (с 1457 по 1780 год Хлынов), потом Вятка. В 1934 году, после убийства советского партийного деятеля С. М. Кирова, уроженца Вятской губернии, Вятка была переименована в Киров. На марийском он называется Ильна или Ильна-Ола (мар. ола - «город»). - Ола! приветствие испанцев, они почитают св. Деву Марию, покровительницу страны, отмечают праздник осенью, как и Хеллоуина (отмечаю про себя). В удмуртском языке имя Вятка называют Ватка; и Кылно. По-татарски название Кирова звучит как Колын. Болгарская история про Колывана в точь (икона схожа с Чудом Георгия о Змие), да и у армян такая же.

      Согласно «Повести о стране Вятской» город был основан выходцами из Новгородской республики на Балясковом поле либо в 1181, либо в 1199 году. До конца XV века Вятская земля была самоуправляемой территорией. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Вятка являлась частью Никулицынской общины (волости), которая со временем слилась с Котельнической и, возможно, Пижемской, в единое образование Вятская земля, именуемое также Вятской республикой. Город Вятка являлся столицей этого образования. При Василии Васильевиче Тёмном в устье речки Хлыновица строится деревянный Хлыновский кремль. «В результате похода Даниилы Щени в 1489 году Вятская республика оказалась завоёвана и присоединена к Русскому государству». - Я когда читаю википедию, задаю себе вопросы. Вопрос, а было ли оно, Русское государство тогда? Если быть точным, нет. Ниже сообщается: «Вятские ушкуйники продолжали нападения на земли Великого княжества Московского». Вот это верно. И продолжение: «Однако подчинение оказалось лукавым. Набеги вятских людей на северные волости Великого княжества Московского через несколько лет возобновились» - и так далее, всё это есть в учебниках, надо только фильтровать писанину. В те годы было Московское княжество или - Московия, как указано на картах Сигизмунда Гербернштейна времён Ивана Грозного и были Новгородская и Вятские республики. Поэтому Кукша со всем святым престолом есть, а Ивана Грозного на памятнике «Тысячелетия Руси» (1862) нет. А события происходили при его дедушке, поэтому «Записки о Московии» даже такого названия государства не могли знать. Рассказ о Кирове следует разделить, как повесть о человеке, когда родился, почему так назвали, с кем состоял(ла) в браке, дети и так далее. Несомненно, Вятка от вятичей, вятичи от Вятко, а Хлынов от реки. История про Кирова известна, его устранили, как это бывает (перед выборами вождя сегодня) по причине необыкновенной популярности среди советского народа, как устранили 5 президентов США, объявивших войну доллару - покусившихся на самое святое, что есть у масонов. Почему убита история Земли, не совсем понятно, скорее всего, по причине желания необразованной власти в целях - сокрытия истории от своего же народа. И это касается не только Вятского края, но всей территории, именуемой «Русским государством» на 15-й век, вводя в употребление новые общеобразовательные термины. Смахивает на переименование улиц, тоже и с городами, с племенами и землями. Разделю текст, пожалуй, на три составляющие от истоков в последовательности преобразования имени Киров: вятичи (племя), Вятка (река, имя города), Хлыновка (река, имя городу Хлынов). Потом ещё две попутно: русичи и поганые (кто такие?), чтоб дважды в реку не ходить...

       ВЯТИЧИ и ПОТОК

       Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). - Славнее чего/кого? - тот же детский вопрос. Без ответа. Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основаны города Дедославль, Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей - «это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами». - С шевроном R1а (гаплотип читается: Родина). Каких только чудес не встретишь, прости Господи. «Вятичи (др.-рус. в;ти;чи) — восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки и Верхнего Дона (на территории современных областей - хочется отметить, что это всё Левобережье). Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны вплоть до впадения Москвы в Оку, часть Москвы (города). Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец - Переяславль-Рязанский. Согласно народно-этимологической версии, приведённой в «Повести временных лет», название вятичи произошло от имени родоначальника племени - Вятко (уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав). Если у автора была цель придать летописи смысл «народно-этимологической версии», то она удалась на опытах над советскими академиками. Первая рифма к вятко - святки, а если имя уменьшительное, значит на дворе времена Нового Свитка/Святка, то есть Завета - от слова нарок, наказ, но не иудейской торы. Похоже на историю, когда «племя» обложили данью хазары, отчего Святослав и разгромил каганат (964-66), будучи язычником - не любил иудеев или мову их недолюбливал, но маме Оле выговаривал за шашни с ними, с немцами и греками. Территория Левобережья попала под частичное влияние Хазарского каганата, которое отличалось от них по языку, культуре и религии. Но обстоятельства обернулись иудо-христианизацией Киева. Обратите внимание, что речь в учебниках идёт о крещении Руси, а не чего другого. Что такое Русь на 9-10 век, это приезжие варяги, именуемые себя русью. Создали Новгородское государство, потом Киевское и на всё про всё ушло 10-15 лет? И эти годы проходили в войнах между Новгородом и Киевом. Фикция какая-то. Владимир поставил Десятинскую церковь, как пример, куда сносить десятину, и почил вместе с 11 сыновьями. Похоже на то, что «понаехавшую»  русь, всё же крестили в Почайне, а миссионерская деятельность в восточные земли продолжалась веками. Насколько вообще вятичей можно называть племенем, если атрибуты государственности налицо: земля, столица, монета - всё своё и летописи помнят имя князя Ходота, воевавшего с Мономахом. Повторяется история с «половцами», когда жителей Полоцка обозвали кочевниками и отправили кочевать в забытье.

      Все, кто иной веры (чем Киевский летописец) представились перу племенами грязными, дикими и достойными демократической цивилизации. Нестор пишет: «Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко. И пришли и сели: Радим на Сожи, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Как это следует понимать. На языке «брата» Радима и без искажения, из текста можно бы уяснить, что имена рек уже были на час расселения, а поляне («палонне») и древляне («старожытные») - произошли от тех же славян. То есть славяне разделились внутри этноса (родом не назвать), как бы дали две ветви (теологические древа), два пути. В том числе были словене Новгородские (от «слово», не путать со славянами). Словене, как понятие в языке и топонимике - этнос Нового времени - переселившиеся со Старгорода в силу вероисповедания (кочевники, почему нет?). К примеру, Старая Руса - Новгород. Они и призывали Рюрика (земля обильна, а ряду - веры - нет) под собственные заботы. После пояснения монаха, откуда взялись новые и старые славяне (разделение Земли по религии), далее следует уточнение: «радимичи же и вятичи — от рода ляхов». То есть это не есть от поляков, это от старой веры, можно бы назвать католической, но была ли таковая на Х век иудо-христианизации Киева? До раскола 1054 года церковь была едина, а земли северо-запада и вовсе языческими до 15 века. Языцы - это народы со своими символами и обычаями (га - дорога, ра - свет, ки - река, ба - река, ва - вода), религия пыталась объединить, подвести к общему знаменателю дроби, так сказать. Религия и вера - разные понятия. В иудохристианстве полно экстремистских высказываний, вплоть до насилия детей (в талмуде) или мудрых советов как подчинить земли. Смысл сводился к простому действию - дать деньги в долг и таким образом войти в состав управления территориями, в конечном счёте - весь земной шар стал заложником доллара и кучки масонов. На практике это называлось «слободой» - временным освобождением от дани лет на 7 по договору «крепости», ещё и с субсидией на строительство дома. Крепостные, получив семена на посадку, орудия производства и деньги, таковыми себя не считали. Поднимите руки ... опустите, нас уже большинство. Приток Невы - река Старожиловка (вокруг горы Парнас, район Парголово) в топонимике совершенно не «польского» происхождения, как и фамилия Чехов - не чешская, ибо сами они - от других слов. Вам какого надо ляха?! Иными словами можно от «лех» дойти до льда и Толедо со спящей красавицей в ледяном замке. А река «зачехвостилась» - русское забытое слово, покрылась льдом (как рыба чешуёй), знали ли о том жители Шуи? Азохенвей... Так вот с этих самых времён явления славян Земле (от 6 века в районе Припяти - приток Днепра), повествует летопись, «были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко». В те старые добрые времена. Как известно, славянам на месте не сиделось, они по завещанию творца стали плодиться и размножаться, а размотав свиток, тут же уяснили - кому куда двинуть. Так образовалось целых три ветви - южные, западные и восточные ветви славян. А где же северные? Справедливо спросите Вы, и прочтёте в сообщении от монаха, что север остался «не цивилизованным», «бо радзімічы і вецічы ад ліхаў» - осели по рекам Сож и Ока.

    Самое время вспомнить о столице и чем занимались. Вятичи считались великолепными ремесленниками, гончарами, ювелирами, кузнецами. Сырьё для всех перечисленных видов деятельности добывалось на своей земле из местных луговых и болотных руд. Вятичи вели активную торговлю (в том числе с арабским миром и Западной Европой), предлагая на продажу изделия своих оружейников, златокузнецов, а также меха, мед и воск, взамен же покупали шелка и стекло. Известно, что Вещий Олег набирал часть войска для похода на Царьград именно в землях вятичей, а позднее они успешно противостояли князьям из столичных городов Руси, подвергшихся христианизации: «… а на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци, на Десне изъимахом князи Асадука и Саука, и дружину их избиша; и назаутрее за Новым городом разогнахам силны вой Белкатгина, а се мечи и полон отяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих 1-ю зиму, и пакы по Изяславичих за Микулин, и не постигохом их». Из «Поучения Владимира Мономаха» следует понимать, что половцы - жители современной Беларуси по прозванию от реки Полота и города Полоцк. Ольговичи дружили с полоцкими, выступая против насаждения религии. Не стану повторяться, есть ниже несколько статей. Что ещё мы знаем о «носатых и узколицых»? Судя по дошедшим до нас сведениям, вятичи являлись одним из наиболее сильных, передовых и искусных во всех отношениях племён древнеславянского мира. Они имели славу отличных воинов, к тому же проживали в таких лесах, пересечь которые уже почиталось за подвиг (об этом говорится в одном из сказаний об Илье Муромце), что позволяло им держаться достаточно независимо от внешнего мира. Именно они дольше всех других (вплоть до XV века) сохраняли родную веру и обычаи, продолжая сжигать своих ушедших сородичей на погребальных кострах, и возводя в их славу курганы. Неудивительно, что их главный город получил наименование Дедославль, что прямо указывает на культ «дедов», «прославление дедов», то есть предков. Кстати, одноименный праздник «Деды» до сих пор отмечается, например, в Беларуси в конце октября - одновременно с западным Хеллоуином. Считается, что в это время умершие родные приходят посмотреть на живых. Возможно. Знаю только наверняка, что Хеллоуином = Да здравствует победа! - буквальный перевод термина на русский язык. Принимал пару раз участие в испанских шоу - начинается поздно вечером и заканчивается под утро. Смысл светильника «Джо в тыкве» - встреча Нового Света, ведь за неделю ранее праздновалось открытие Нового Света - Америки Христофором. В теологии - смена Заветов, «изгнание евреев» тем же числом (1492-1495), в смысле иудейства. Где именно находится Дедославль? Вопрос подвисший, но надо искать. Наиболее распространённой версией считается предложенная Карамзиным: древний Дедославль лежал на месте нынешнего села Дедилово на реке Шиворонь в 30 км к юго-востоку от Тулы. На сегодняшний день в Дедилово этот образ «наследника Дедославля» активно поддерживают и развивают: проводится одноимённый фестиваль, изготавливаются куклы-обереги «дедославушки»… Шиворонь - красивое прозвище, как бы не проворонили чего, как в случае с Вороньим камнем, таки - не найти места без него Ледовому побоищу. Хотя дату битвы легко сменили пером министра. Первое упоминание о Дедославле же - зафиксировано в Ипатьевской летописи (1146-1147) в контексте рассказа о борьбе между Ольговичами (Игорь и Святослав - отец легендарного Игоря, героя СЛОВО о полку) и Мономаховичами (Изяславом Мстиславовичем). Ольговичи тогда терпели поражение: Игорь умер, а его брат Святослав отступал под натиском Изяслава на север от Чернигова, где начинались земли вятичей, ожидая получить подмогу от Юрия Долгорукова и белозерской дружины. Забегая наперёд и отвлекаясь, напомню, что их дети (Игорь и Всеволод) продолжили борьбу и вместе с полоцкими дружинами взяли Киев в 1185 году, князь Новгород-Северский с Десны стал и «Солнцем», и «Князем Земли Русской» - к тому, что Черниговщина и Киевщина - это как два берега у одной реки. Не надо путать Земли под словом Украина. И что ещё отметить на тот поход, что Всеволод Большое Гнездо с Поволжья и Оки своих дружин на помощь не прислал. Продолжу. Далее маршрут лежал через Козельск в Дедославль: «а Ст;ославъ (Святослав) с Козельска иде до Д;дославля…» (фрагмент из Ипатьевской летописи). Считается, что город исчез примерно в XII-XIII веках, как исчезли в 1237 году сто русских городов за год, и жизнь здесь возобновилась не ранее царствования Ивана Грозного, когда он в 1553 году повелел возвести деревянную крепость с башнями на месте разрушенного Дедославля. Главными городами вятичей исследователи считают Кордно и Дедославль. Кордно или Корьдно (находившийся предположительно на месте деревни Городня под Калугой), по всей видимости, был, в первую очередь, укреплённым городом с административными функциями, ведь именно там располагалась резиденция князя или воеводы вятичей Ходоты. Дедославль же, предположительно, выполнял роль религиозного центра, где одновременно собиралось и некое вече всех вятичских родов.

      Бессмысленное занятие на сей день дробить историю вятичей на периоды, земли и века для изучения, пока мы свою историю до сих пор воспринимаем, как монголо-татарское иго, но про крестики и христианские обряды захоронения не забываем напомнить. Как же так? Так не хорошо, замечать замену оберегов с 12 века на кресты, одновременно указывать на смену языческих захоронений и обрядности, не добавляя при этом, что всё - это от татар, слава богу. В язычестве существовал погребальный обряд кремации усопших с последующим захоронением под насыпью курганов в глиняных сосудах (урнах). Из летописи: «...и по семь творяху кладу велику», то есть большой костёр разводили и сжигали усопшего. После чего «...и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне». Или урны-горшки развешивались на заборы по периметру обитания. «Чур меня!» - пращур охраняй меня - значение этого выражения. Не чурайся, то есть не сторонись. С какого-то времени (XI- XIII) на разных территориях по разному появляется новый обряд погребения - захоронение на горизонте (или трупоположение на материке). С сохранением многих деталей языческой обрядности (разнообразная ориентировка, большое количество угля в погребениях, руки, вытянутые вдоль тела, горшки рядом с погребёнными, большое количество вещей и в женских, и в мужских захоронениях и др.). Форма обряда становится христианской, а множество деталей ритуала свидетельствует о сохранении языческих традиций. На лопастях семилопастных височных колец конца XII - начала XIII веков, найденных в захоронениях, появляется орнамент в виде креста с перекрещёнными концами. Появление погребений на горизонте не может быть истолковано как смена верования, но появление ямных погребений свидетельствует об утрате языческих традиций, сохранившихся лишь в качестве бытовых пережитков вплоть до наших дней. Бронзовые нательные кресты в городищах родимичей появились с XII века, есть в коллекции и такой. И даже более поздний крест - «Бесогон» в народе - XVI века. На котором изображён продолжатель традиции незабвенного Кукши, праведник стегающий верёвкой беса. По церковному преданию недалеко от Мценска на миссионерский стан язычники напали, и Кукша был обезглавлен («усечен бысть с учеником своим»). Хорошо это или плохо, не берусь судить. Плохо другое, что происхождение имени Мценска мы не знаем. Есть много версий, как обычно, но... А про Кукшу - всё с XII века известно, все следы отмечены, кости в лавру Киевскую перевезены и даже монастырь у Мценска сделали. Есть такая речка Мецна приток Зуши, вот по ней и назван город. В народе она - Местна. Одна топонимика с Валдаем, сравните с названием рек Мста и Мцна. Этимологию смотрите в статье: Этимология Мста, миро и надпись на кресте...

      Летопись о временах «старажытна», если на белорусском: «Біста бо два браты ў лясах: Радзім, а другі Ветка, і, прыйшоўшы, сядаста: Радзім на Сьжу, і называешся радзімічы, а Ветка сеў з родам сваім па Ацэ, ад яго атрымалі сваю назву вяцічы». Замена я на а в языке нормальное явление, на дорожных знаках Беларуси - «Бранск». Смысл в том, что от него - от Вятко получили/добыли имя своё или название - вятичи, это раз. Так это следует понимать, на чём остановились в начале раздела-главы. Продолжим знакомиться со словом. Даже словами. Ока именуется - Ацэ (Оці - укр.), а это - Туз буквальный перевод, ещё Отец и Оці - глаза, вочы, Эти - выбирай, что хочешь из славянских наречий четырёх мастей. - Эти глаза напротив! - Закрепилось же «финно-угорское» название Ока из учебников, а на неё сел Орёл (город). Адлер - побратим. Первая икона Христа: «Ярое Око» на стяге галицкого князя Осмомысла развивалось над Холмом (времена А. Невского). Туз тоже неплохо для орла на реке, всё же старшая карта в колоде, но я ни разу не видел там орлов. Кроме византийского герба. В моих любимых Клинцах (клИнцы - дети и с сербского и белорусского), в городке моей юности появился памятник «Отцы Основатели». С точки зрения житейской так оно и есть, и по-другому быть не может (дети отцов не делают), но на памятнике трое, одна из них - женщина...

        В российской исторической литературе в течение крайних веков сложилась традиция, локализующая летописный Дедославль в районе современного села Дедилово Тульской области. Затем уже, стала определяющая  в качестве претендента на роль «столицы» земли вятичей. Важность решения вопроса об установлении реального политического и религиозного центра вятичского этнополитического образования вызвана необходимостью исследования историко-географических причин его формирования и длительного существования. Я даже соглашусь, как это крайне важно для науки археологии и филологии с историей вкупе - ничем не связанных между собой, но жаждущих новых открытий. Как это не парадоксально (кроме разъединяющей политики с религией), их ничто не связывает так прочно, как деньги под заказ. А между ними пропасть. Получить деньги, пойти копать и писать, получать звания и награды. Но кто хоть раз объяснил значение слова вятич?

      Объясняю даром: вятич от слова течь или идти. Выбирайте. Древнерусское слово в;ти;чи (ударение на Ичи), на белорусском - в;цічы - оно течет, тече (серб., макед.), te;e - на всех остальных славянских языках, fluit(лат.), es flie;t немецкое. Время течёт, ходики тикают. Среди пацанов клич «тикайте!» означал - делать ноги, убегать. Если с русского в;ти;чи перевести на белорусский, то получим: вецічы. Если с сербского - в;цічы. Возможна вариация с окончаниями на славянских наречиях, но. Любое окончание, как не переводи: ичи/ічы/ычы будет идти/идти/идти. А целиком термин вецічы = поток. А в;цічы и в;ти;чи - одно значение - тече (течение). Складывается термин и получаем: вперёд, продолжать. На киргизском «ичи» - напиток, на монгольском - ты, на болгарском просто - и. Вятичи, радимичи, кривичи, ольгОвичи и прочие -ичи, в том числе Ильичи и кирпичи - в стену строительства новых знаний - из старых русских слов. Чтобы Россия возродилась до уровня классики Толстых, Достоевских и Тургеневых в литературе, нужно изучить заново слова, поставить чёткую цель народу понятными словами, также писателям и художникам, выделить гранды, но поддерживать начинания и всякая популяризация остаётся за государством, вплоть до включения в учебники. Церковь дело важное, но не важнее воспитания ребёнка. И вот тогда, дети поверят. Хлынет поток. А пока что, от времён Булгакова если считать, прошло 100 лет, но ни одного подобного произведения не создано. Да и вообще ничего не создано в культуре такого, чтобы можно было сказать, вот это да... А как воруют!

     Большой костёр - велика крада..!
     Перевожу на свой язык,
     (что у язычника украли),
     А им, поганым, так и надо.
     А кто же я..? Умом поник.
     Мои отец и мать славяне -
     без роду племени и я...
     То ли, язычники ("прогании"),
     то ли отец был ... не в меня.

     И вот живу я, россиянин,
     Всё повидал на том веку.
     Спасибо здесь за лёд и пламень!
     Стал иностранцем языку.
   
     Может, потому что запретили мат? Если "идти" условная христианская  "аббревиатура" (Иисус Христос в значении), и она заимствованна от язычников, то откуда взялись языческие слова? Явились звуками с каких-то рычаний и членораздельных мычаний на рассвете - у радимичей, вятичей, русичей? Или от глаголов действия, а уже практика послужила критерием истины (для обозначений звуков чертами и резами). Так куда мне идти за ответом? Все «-ичи» с «яз-ыче-ства» (боже мой!), я начал их видеть в самом главном слове, перешедшем в название группы племён. И далее оно перешло на всех Андреевичей, Сергеевичей, Олеговичей, Рюриковичей, Игоревичей, Владимировичей, Ярославичей, Васильевичей, Ивановичей, Степановичей, Николаевичей - на всех батьковичей и дедовичей по отчеству мужского рода. И доказать конструкцию слов и терминов труда уже не составляет. Стоит лишь заглянуть в «Словарь славянских оберегов матерного рода» - он обязательно в этом поможет разобраться, откуда звук -ичи. Мат, материнство - это славянский оберег. Нам знакомо слово спасибо, в знак благодарности говорим, Спаси (Вас) Бог. Кто-то ответит, за что?! Я ничего такого не сделал - не за что! Так мне отвечали испанцы и улыбались. Отчасти согласен, многие говорят благодарствую. Но если ты родился и зачат во грехе, тебя обязательно надо спасать! С христианами спорить бесполезно. Конструкция такая. Спаси-бох (спасибо), Е усиливает - ебо - и представляет одновременно действие (бога), то есть в представлении предков создатель - еbун. В каждой местности есть своя Ebun-гора, на которой происходил акт (моебен/молебен). Женская и Мужская вкупе «си+ла» позволяла плодиться и размножаться (творец оказался не только мудрым, но и наблюдательным товарищем). Мужчина - «ебич» в этом деле (заступника), отсюда: «еб-ичи». Смолевичи - буквальный перевод всему тому, что мы описали выше (деревня у Клинцов, Брянщина) Жаль, что «Словарь славянских оберегов матерного рода» отсутствует, но дело это поправимое. Попутно мы разоблачили самое матершинное русское слово - язычество. Оно настолько привычное нашему уху, как Ибица испанцам или Хермания немцам, что мы не обращаем на него внимания. Как и на небо.

     ХЛЫНОВКА и ХРИСТЫ от ЛЕНИ

     Сколь верёвочка не вейся, а конец будет. Хлыновка - левый приток реки Вятка (длина - 18 км). Хлыновица-Хлыновка этимологии не имеет. Хотя, с белорусского: Хлыновица (Хлына віца) - поток вина. Или, не менее интересная версия языка: Х лына віца = Х-веревка вита; а Х лынавіца = Х ленивец. Если отключить божественную составляющую Х, то лынавіца = лень. Просто лень. Как просто. Сколь верёвочка не вейся, а конец будет. Хорошо бы один, а получилось Х-концов два. Вряд ли кто-то будет спорить, что у верёвки два конца. Это аксиому я давно вывел из событийных дел по жизни, но не знал куда применить. А вот - к вятской Земле, самое место. Ленивец - от лени, от Лени-матушки. Хлына віца = lenivos;, lenochod, desidia (лат.) - ленота, лень или даже диссидентство? Надо же, только что узнал. Я лень и досуг повешу на сук! Хотя бы есть понимание теперь, откуда слово хлынуть, хлынул поток, хлыст и хлюст. Особенно хлюст. Перевести "хлыст" на язык белорусский будет - дубец. Отрубленная вершина дерева, а также срубленное дерево, очищенное от сучьев. Тонкий и гибкий прут или твёрдая упругая плётка из сплетённых ремней. Та же верёвка (из перевода), вот что значит хлыст, а о человеке - устар. рег. хвастливый нахал и сплетник; то же, что хлыщ и хлёст. От видоизменённого слова «христы» (середина XVII века среди православных крестьян), так как официальные духовные лица считали неприличным в названии употреблять имя Иисуса Христа. Признаки язычества и игра в прятки налицо. Попутное открытие - отчего произошли (от слова Х-ленивца), уменьшительное - дубовец. Вероучение хлыстов довольно интересно, в котором прослеживается связь Христа с богом Саваофом. Фрески Саваофа я видел практически на стенах церквей всех монастырей 16-17 веков и более ранних, как Мирожский в Пскове 12 века, так Тихвинский и Свирский 16 века. Впервые обратил внимание, что Саваоф в Веткинском музее (Беларусь) имеет место быть, расположен образ выше иных икон... Впервые услыхал имя Саваоф в детстве по тексту «Александрии Сербской». Ничего там не понял, но имя бога запомнил - так называли творца. Приведу цитату из википедии о хлыстах и поклонниках.

      «Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сошёл на землю сам Господь Саваоф, вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Господь Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «христами» (помимо «христов»-преемников в каждой общине также были свои «христы»). Первым «христом» стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии. Второй «христос» — Прокопий Данилович Лупкин, живший сначала в Нижнем Новгороде, а позднее в Москве. При «христах» были и «богородицы»: имя первой неизвестно, а вторую звали Акулина Ивановна. В 1716, 1721 и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела о хлыстах. По указу императрицы Анны Иоанновны от 7 июня 1734 г. можно судить о популярности христоверия не только среди крестьянства, но и среди «разных чинов людей». В этой «ереси были многие князья, бояре, боярыни и другие разных чинов помещики и помещицы; из духовных лиц архимандриты, настоятели монастырей». Там же отмечается, что имелись целые монастыри, мужские и женские, поголовно уклонявшиеся в хлыстовщину. Существуют гипотезы о связях с хлыстами православных архиереев Досифея Ростовского и Питирима Нижегородского. В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре, в котором они пользовались влиянием среди монашествующих. Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жёстко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие «христом» лишь своего единственного руководителя и чётко отделявшие себя от иных общин. Хлысты учили, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что представляют собой Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняли. Возможно, что под этими названиями они подразумевали не личностей, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же Божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединялось учение о воплощениях Божества в человеке, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределённое количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним «христом» является другой. Воплощение могло совершаться путём естественной передачи «христом» своего «духа» родному сыну, но чаще достигалось через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле. Отрицались священники, святые, государство и священные книги, так как ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух ... В начале XIX века среди высших слоёв российского общества распространилось увлечение масонством и мистицизмом, в том числе хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель «Сионского вестника» Александр Лабзин, художник Владимир Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения, председатель Библейского общества Александр Голицын. Чиновник и писатель Павел Мельников (Печерский), помимо антисектантских исследований, написал о быте хлыстов в романе «На горах». Исследователи народнического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ Василий Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Николай Клюев. Описание хлыстовского радения присутствует в третьей части романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Существует неподтверждённое фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина».

    За скопцов могу подтвердить, детство прошло в деревне старообрядцев, нравы были очень простые, никто не воровал, но если магнитола куплена для прослушивания молитв, то за музыку на ней послушать - ожидала порка. После строк «в Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», а в Суслове, Лупкине и других - Сын Божий Христос», на меня прямо накатил, таки, Дух Святой и беру слова обратно. Википедии Слава! ничего слаще от времён Максима Горького не читал.

      ПОГОНЯ и ПОГАНЫЕ

      Ну, всё ведь знают, а?! Наши откормленные с бюджета филологи с теологами знают всё на свете, а как название города - отправляют к гадалке. Цитаты от краеведов:  «Точное происхождение гидронима «Вятка» неизвестно. Поэтому название территориально-земляческой группы удмуртов Ватка само происходит от названия реки — др.-рус. В;тка. Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии Л. Н. Макаровой, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вятше (вяче, вяще) «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо;льшая». В отличие от Л. Н. Макаровой, название реки Вятки топонимист  В. Л. Васильев отмечает связь с корнем *v;tъka «ветка дерева, ответвление чего-либо» преобразованным в кривичском диалекте, носители которого видимо были первыми славянскими колонизаторами Вятской земли. С указанием на «новгородские традиции». Что из этого можно разуметь? Что «вяще - больше», но как не вспомнить при том значение вещи или Вещего Олега с Всеславом полоцким? Реку Великую, город Великий (новый). а если на -ка окончанием, то почему забыта речка - Калка - с концом и началом тому. Легендарная русская река, известная судьбоносными битвами русских (1185 и 1223). Да и сравнить, одно же время рассматриваем, что происходило до, и что получилось после, каков результат? Каяла - река половецкая, а половцы у нас проходят кочевниками, лучше не вспоминать всуе, а то узнают в них... белорусов. Складывается впечатление, что люди пишут сами для себя, не впуская в круг посвящённых обычных россиян, воспитанных на сказках. Масонское ложе и только.

      Цитата: Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород (тат. Нукрат [йылгасы], буквально «Новгород[ская река]»). Связано это с тем, что Вятка была крупнейшей водной артерией, связывавшей Среднюю Волгу (Волжскую Булгарию, а затем Казанское ханство) с Сухоно-Вычегодским речным путём и, соответственно, с Новгородской землёй. А выведение татарского названия реки из перс. - noqrah «серебро» является народной этимологией».

      Не привыкшему верить в церковный бред и перетягивание одеяла через филологов, остаётся взять русский язык на вооружение и посмотреть в словари самому. Если «вятка» от реки, а все русские города непременно приписывались к рекам (Хлынов-Хлынов, Мценск-Мцна, Козельск и Злынка-Злынка), смотрим, что запомнили тюрки от колонизации. А запомнить они могли то, что происходило на земле в средние века, ибо крещение края происходило не ранее 15 века (одновременно с ВКЛ), но вольница ушкуйников продолжалась столетие, от времён, когда Иван Грозный снял колокола с кремля Новгорода (1472) и разорил вечевую республику Ганзейского союза. Выведение татарского названия реки из перс. - noqrah «серебро» не является народной этимологией: Нукрат (тадж.) = Серебро и есть, достаточно подставить в переводчик. А слово «Новгородская река» подтверждает слово «йылгасы» и вот некоторые переводы тюркских значений. Буквально:

     йылгасы(татар.) - река (у реки, путь, год - транскрипции)
     йылгасы(кирг., казах.) - Следующий год, следеће године (след года/бога);
     йылгасы(тадж.) - ежегодник (или год еже, катол. прозвище).

     Единственно верный вывод, так это тот, что прозвище чисто теологическое, как пить дать, это подтверждают все тюркские языки, а понятие сложилось со времён смены Заветов (Старого на Новый). Серебро от слова ребро, что очевидно, а бро/bro - на сленге «брат», а сябры - братья, а Брынь - река и город (Брянск ныне). Короче, новозаветный термин старообрядца, православного христианина. С ними было покончено во времена царя Тишайшего со сменой династии Рюриковичей на Романовых. Самый крупный музей старообрядцев  в городе Ветка на реке Ипуть (Беларусь, Гомельская обл.). Значение: Ипуть= Иисуса путь (Путь Бога) с началом из ручейка Божий. Всё довольно просто. Столица старообрядцев утрачена, население было расселено с помощью армии: Выселки под Брянском, в Клинцах, миллион уехал в Польшу, миллион на Алтай. Ныне центр на Рогожском кладбище (Москва), знаковое место. - Где столица старообрядцев? - На кладбище. Ну, да ладно, сами выбрали. Витьба имеет то же значение, что ветка. Из этимологии Витьбе, версия от уральского wetti - «путь, дорога, след» - замечаете, буквальное повторение переводов выше, тюркских языков? Либо вит - «вода» и ба «река, вода». Вот такой свиток: wetti - влажный, мокър (болг.), мокар (серб.), дым (татар.). А дым и сон - сын.

      Хлынов не единственный в своём роде - Хлыново - деревня в Раменском муниципальном районе Московской области. Поток хлынул с Припяти по северо-западу, так называемые крив-ичи "балтийской нации", именуемые себя "балтами", в переводе "топор" и балта с татарского, по сути - старожитные люди. А фольклорное и всем знакомое "по реке плывет топор из села кукуева", в равной степени может относиться к вятичам, так и ушкуйникам. Идти, идти вперёд, продолжать, эти определения можно заменить одним словом "поток", сравнивая с течением реки, вспять идти реке невозможно. "Пятиться раком" - это совершенно другое, из области игры в прятки. "Шаг вперёд и два назад" из бальных танцев Соломона, уроки которого брал Ленин. Что значит слово «прогании» живущие «в лесах» от летописца в упоминании о вятичах? Если оно же «погани/пагани» = «погони». Прежний герб Витебска и Беларуси - эмблема Погони. Гербы Витебского воеводства Великого Княжества Литовского изображались на воеводской хоругви: на лицевой стороне которой была Погоня, а на обороте — Спас. В 1991-1995 годах она была государственным гербом Республики Беларусь. «В полосатом серебряном с малиновым поле старый полоцкий герб: на коне воин, который держит в правой руке саблю, а на левой руке надет щит с двойным крестом». Еще 3 города Витебской губернии с «Погоней» расположены на территории России: Невель, Велиж и Себеж (приграничные Псковские города). С «Погоней» на плакатах увлекаются протестующие и польские националисты от недопонимания, что же значит слово?

     Герб погони от "поганых".
     А поганые - "плохие"
     (или с сербского лохи),
     во языцех боги хана,
     от монаха - "прогании"...
     Кроха сын пришёл к отцу,
     И, спросил, как лох он,
     - Вижу, батя по лицу,
     что ты кончил ... плохо.
     - Мы поганки собирали,
     от грибов и конь понёс...
     Герб погони поменяли.
     И теперь: Иисус Христос!

     Термин "поганые"- от грибов, эта народная этимология взята с пера монаха, однако, в летописи - «прогании». Про - прошлое и пройденное язычество, не более. Переводится: поругание, рога, изгнание (язычники). Топонимики навалом, от Рожны до Рогов Красных и Кривых. Языци - люди другой веры, для летописца - язычники все, кто не с ним. Переводится просто: поганi = погони. Вот Вам и символ, вот и герб. Какая «погоня», куда он коня гонит? Одному богу известно. С недавнего времени символом Беларуси стал папоротник - цветок из той же Купальской легенды. Не будешь чтить прошлое, не будешь думать и о будущем - потому что думать будет нечем.  А «велика крада» в той же строке - «большой костёр» в котором сжигали вятича. На Купало через костёр прыгают. Язычники «прогани» вятичи/ватичи/ветичи, без слёз не вспомнить фило-теологов, в равной степени соотносятся значением имени - кривичи и русичи. Будет преступление не рассказать о них.

    КРИВИЧИ и РУСИЧИ

    Кривич (белор.) - преступление (кривичи - плакать), с македонского - преступник, с сербского - злочиначки (злочинщик), zlo;in (сл., хорв., чех.) - преступление, чинит зло, классифицировать как зло. Очевидно что "плакать" здесь - составной термин, в числе прочих лакать и Катя с п. "Вороны лакают из луж" - слова из песни Новикова (метко). Кривич (хорв.) - виновник, wini; (пол.) - обвинять; состоит: win+i; = вино+идти. Что такое ин/их/in и почему инок - инок, а машины с номером vin - и в чём виновен сын (аббревиатура Иисуса Христа), смотрите статью «Сын, синь - этимология», которую начинал писать в Словении на озере Божьем (Bohinjsko jezero, исток Савы) в утренний туман у Триглава.

      Кто такие «кривичи», если хлынули попутно с вятичами, имея общий корень «ичи», осмелюсь предположить, что такие же - русичи. Ничего мудрёного тут нет. В поисках очередной столицы могу предложить Дедовичи на реке Шелонь (посёлок Дедовичи, Псковская область). Кривич - злоумышленник, антипод добру и значение слова просто нехороший человек. Если перевести с белорусского на русский - идти по кривой (дорожке). Краеведы сообщают, что этимология Шелони - «средняя река», хотя значение слова обычное - соль, соляная и город на ней расположен - Сольск, от этого места начало судоходного пути к озеру Ильмень. В ганзейских документах XV века не раз сообщается о так называемом Лужском пути, который связывал Великий Новгород с Финским заливом. Также в честь реки была названа Шелонская пятина. Внесу поправку, ибо Великий Новгород расположен на северном конце озера и там, в 30 верстах буквально берёт начало Луга, течёт строго на запад, завершая водный путь, в местечке Усть-Луга на Губе Залива. А, напротив, с востока впадает в Ильмень река Мста. По этим рекам плавала княгиня Ольга и раздавала уроки полюдия (953), что по-русски сбор дани с территории Хазарского каганата в том числе - Левобережье. Надо быть исключительным идиотом, чтобы искать Гиперборею (большую со словом бор) и не замечать, что ней ходишь. Четыре реки берут начало с Оковского леса возвышенности Валдая и лежат крестом: З.Двина, Волхов, Волга, Днепр (слева направо). Ну чего уж больше? Топонимики со словом "бор", начиная от Изборска до простой деревни Бор или Боровичи - хоть отбавляй. По реке Мста их десятки, по Новгородчине и Пскову - сотни.. Бор - жизнь, источник - одновременно лес сосен.

      Ольга правила Киевом лет 15 со смерти мужа Игоря (945), но запомнилась местью древлянам, сватовством Константина Багрянородного на уровне легенд. С недавнего времени о ней вспомнили, что она Первая христианка на Руси, что она заложила Троицкий собор (указала место) в Пскове, и она основала Витебск. Дата основания Витебска 974 год - дата смерти Ольги 969. Ну, вот так. Как с гербом Погоня, так и здесь. Сегодня герб Витебску - христианский - Иисус в профиль (единственная икона Христа с ушами хранилась в башне «Кругляк» квадратной формы - прошлый год ездил смотреть специально). Проезжал Волхов - вытекает с озера Ильмень, проезжал Шелонь и Порхов, Пушкинские места. Шелонь - южная река, её скорее можно отнести к району Старая Русса на другом северном конце озера (это реально далеко). Из Пскова или Порхова, каким-то образом, можно добраться до Усольска и через участок Шелони уплыть в озеро Ильмерь/Ильмень, затем попасть в Лугу.

      Локализовать Старую Русь (русичей) напрашивается в этих местах. Топонимика пестрит «городищами» и старыми словечками на местности, а Порхов переводится буквально как «свинский/сфинский». Город Коростынь, который якобы сожгла княгиня Ольга (946) голубями в отместку за гибель мужа в племени древлян, расположен на южном берегу озера Ильмень у Старой Руссы. Родовой или княжий город князя Мала - Коростень/Искоростень/Коростынь - ныне большое село в живописном месте, одном из лучших на побережье с песчаными пляжами (коса на километр) запомнился легендой об отмщении. В этих краях почил бесславно князь Игорь Рюрикович. Моя версия (о столице Дедовичи) опирается на легенду, как жена Игоря Рюриковича - Псковская происхождением княжна Киевская впоследствии Ольга расправилась с обидчиками и буквально стёрла город Искоростень с лица земли, да так, что историки сетуют (по сей день), где же он есть и кто такие древляне?  Дело было так, дружина варягов возвращалась с похода и посетовала Игорю, что одета хуже, чем другие киевские, с чего бы дань не взять у древлян, коли по пути едем? Логично. Если мысленно прочертить дорогу с Киева на Ладогу, то она пролегла бы через половцев (белорусов) или Ильмень. Новгорода тогда ещё быть не могло, но Старая Русса представляла центр славян русичей. Искоростень оказался на дороге. Князь Игорь, сын Рюриков (по истории от немцев) не стал перечить дружине варягов и завернули к древлянам с требованием поделиться добром. Те на дыбы, да вы же были уже в этом году! И всё получили, как по договору. Так не честно! шумели во дворе, а один возьми и скажи князю Малу прямо пословицей, что если волк повадится овец таскать, то всё стадо перережет. И то, правда. Перебили они плохо одетую дружину, а главарю их устроили показательную казнь. Согнули две берёзы и к вершинам привязали ноги Игоря к каждой по одной. И отпустили - разорвало варяга ровно пополам. Очень меня в детстве эта история расстроила. Представить сложно, что силы у берёз хватит, а если рвануло, всё-таки, то может просто ногу оторвало? Ну, а как по-другому? У молодых берёзок сил не хватит, старую - не согнёшь, треснет. Историки писали, что берёзы - это берега реки по-русски, если образно. Допустим. А если так, то зачем легенда? Чтобы язычница Ольга примчалась на расправу немедля по обычаям кровной мести? Так она только через год решилась, и то хитростью брала древлян. Пригласила древлянскую знать в баню, закопала их в яму, дружину опоила вином (5 тысяч человек) и перерезала. Взяла дань голубями - голубям привязала факелы и отпустила, те полетели домой и город сгорел. Ай, да умница! Города не стало, ни племени, ни княжества не найти. Другая легенда о пленнике Любеческого замка с этим же именем Мал, а Малуша понесла Волдимера (Крестителя будущего) от Святослава. Если соединить две легенды - получим историю Малороссии (от сына-бога), что не вызывает сомнения. Странно мне другие два факта: никто не ищет могилки князя Игоря Рюриковича и никто не вспоминает Искоростень. Но походы в эту местность продолжились, и миссионерская деятельность с мечом и огнём от лавры печерской по землям вятичей и кривичей тем не кончилась. Искоростень встал как птица Феникс из пепла. Знаменитую битву на Сальнице, иначе не представляю, где могла бы быть ещё? Мономахово войско с тропарями и кондаками ровно в 1111 году крестовым походом прошлось с Киева на север. Если по пути их «угощали рыбой и вином», город оставался жить и дальше, если нет - сжигали. А поражение при Шелони (1471) сделало неизбежным конец независимости Новгородской земли и конец Новгородской республики. После окончания войны был заключён Коростынский мир между Иваном III и Новгородом Великим и бояре присягнули на верность Москве. На реке Шелони (Солёная) стоят город Порхов и посёлок Дедовичи Псковской области. Местность славилась добычей соли. А москалей надо искать на Москалевщине - в Украинском селе, Сумская область.

      В топонимике земли всё записано: белорусские Барановичи, Ждановичи, Михановичи, Смолевичи, Силичи, Смиловичи, Домашковичи, Велятичи, Шуневичи, Дуневичи, Голубичи, Черневечи, Германовичи, Вороновичи, Крухановичи, Любиничи, Сокольничи, Климовичи, Беседовичи, Костюковичи, Белынковичи, Милославичи, да Брянские: Ершичи, Рековичи, Немеричи, Найтоповичи, Чуровичи, Юрковичи, Курковичи, Смолевичи, Ляличи, Бежичи, Комаричи, Алёшковичи; да Сухиничи Калужские, да  Новгородские Боровичи, да Черниговские Боровичи - это ли не одного племени земля? По странному совпадению с тем же корнем русичи, что вятичи и кривичи - «идти». - Куда? - в этом месте Читатель улыбнётся, такой наш язык. Просто слово русичи так переводится: идти дальше (вперёд) строго по окончанию «ичи»+«рус». - Ну и грыби дальше! А если окончание «овичи» - овцы (буквально) и новгородские Боровичи раскрываются: сосна+овца, в свою очередь сосна в значении - сын, от сына (со сна). Овцам нужен пастух. Где-то я про это читал. Слово «вичи» - кричит (переводится), отсюда вече (на собрании кричали). Боровичи (серб., болг.) - «сосны», просто сосны - одним словом без дополнения. Боровичи с языка белорусского - «кедровые орехи». Кедр указан древом библейским, а герб Брянской области - ель.

    Знайте, вот что не безделка:
    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет
    И орешки все грызет,
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Вот что чудом-то зовут…

    «Но, быть может, люди врут ... И засеян двор большой//Золотою скорлупой». Конец сказки. Пушкин уделил зверьку немалое внимание (в «Сказке о царе Салтане») - 5 раз повторил сюжет. Наверное, затем, чтобы дети запомнили продвижение белочки по карьерной лестнице. Первый, когда повариха рассказывает царю Салтану об этом чудесном животном, потом князь Гвидон пересказывает об этом царевне-лебеди, потом корабельщики Салтану и, наконец, по прибытии Салтана на остров Буян. Остров Буян не Крым в море Русском и не Рюриков в Варяжском, а «старожитный» термин из христианства. Такие города как Остров или Брынь, они и есть метки на земле.

     Нам слова кричат буквально, потоком вливаются в уши... В одно вливается - в другое вытекает. Вот такая наша голова - ходовая яма, хотя..., больше стала напоминать выгребную. Надеюсь, в интернете появится, кроме ям СТО, хорошо забытая ходовая - от племени вятичей со своим князем Ходотой.

     Еду раз по Кирову я прямо,
     курс держу на город Петербург,
     вижу Ходовую (вятич) яму.
     Вспоминаю имя Демиург.

     Еду через Вятку, а у храма -
     у пересечения дорог -
     Вновь она с названием упрямым.
     А у нас в деревне - погребок...

     Хорошо, что хоть не выгребная,
     Ямы всяко-разно могут быть.
     Застучала, что-то, ходовая...
     Завернул подвеску починить.

     15.02.2024, Санкт-Петербург

Кыргызстан и 40-воровка
http://proza.ru/2024/02/10/311

Этимология Мста
Как слАвоне делале крест Воймерицкий..
«Сын, синь - этимология»

Витьбе
https://stihi.ru/2023/10/13/6724