Нет никаких готских дев в Слове о полку Игореве

Артамонов Андрей Иванович
  На сегодняшний день практически во всей научной литературе, посвящённой теме «Слова о полку Игореве», написано примерно следующее:
  Готы упоминаются в «Слове о полку Игореве» во фразе: «Се бо готскія красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю». (Взято из https://ru-sled.ru/gotskie-devy-v-slove-o-polku-igoreve/).
  И во всей этой литературе говорится о том, что в данном отрывке присутствуют некие готские девы.

  Давайте же вместе рассмотрим этот отрывок из «Слова о полку Игореве».


На реце на Каяле тьма светъ покрыла:
по Руской земли прострошася половци,
аки пардуже гнездо.
Уже снесеся хула на хвалу,
уже тресну нужда на волю,
уже връжеса дивь на землю.
Се бо готскія красныя девы
въспеша на брезе синему морю,
звоня рускымъ златомъ,
поютъ время Бусово,
лелеютъ месть Шароканю.
А мы уже, дружина, жадни веселія».


  Мой перевод:

На речке на Каяле тьма свет покрыла,
по Русской земле простёрлись половцы,
аки пардужье гнездо.
Уже снеслась хула на хвалу,
уже треснула нужда на волю,
уже сверзился див на землю.

То, богатствуя*, красные девы
воспели на бреге синему морю,
звоня русским золотом,
поют время Бусово*,
лелеют месть за Шарукана*.
А мы уже, дружина, жадны веселия!


  Почему я перевожу «То, богатствуя, красные девы». Да потому, что в оригинале написано "се боготьскыя красныя девы", что в переводе на современный русский язык может означать, буквально "то богатствующие красные девы".
  Напомню, что знаки пунктуации и разбивка на слова появились в тексте «Слова о полку Игореве» только, когда оно было впервые опубликовано в печатном варианте в 1797 году. Поэтому читать «се бо готские девы» или «се боготские девы» каждый волен по своему усмотрению.


  Что из себя представляет окончание «-отский» в словах типа "боготский"? Это сложение двух слов – «-от-» и «-ский», где «ский» - это «сякий», в значении «такой». Для удобства звучания «-отский» могло переходить в «-оцкий».

  Можно сказать так: «отский» – «от сякий», «от сякой», что означает «вот такой», похожий на понятие, которое обозначает корневое слово, стоящее перед концовкой «-отский».

  А можно понять и так: «-отский» означает «от сякой», «от такой». От такой корневой основы, предшествующей концовке «-отский».


  В старину от короткого первичного слова создавались новые знаменательные слова, которые могли быть обозначением какого-либо нового понятия либо кличкой человека, указывающей на его характерную особенность.

  Основой для образования окончания «-отский» послужило окончание «-ота» стоящее на конце слов, служивших в древности кличками, типа ЛоботА (широколобый) или Сирота (сирый). Это окончание «-ота» могло выражать возглас, сопровождающий любую сильную эмоцию, будь то восхищение, удивление, горечь или что-либо другое «О, то!».

И тогда ЛоботА – это возглас «лоб – о, то!».

А могло быть просто указательным местоимением «от/ото», отнесённым в конец слова. И тогда «сирота» (сирь - ото) – «от сири».


  Из глубокой древности западнорусские и южнорусские фамилии донесли до нас смысл древнерусских прилагательных.

Каким был механизм создания этих прилагательных, ставших фамилиями людей?

  От слова «лоб» на Руси существовала кличка ЛоботА, обозначавшая широколобого или умного человека. От этой клички – фамилия Лоботский.

  В слове Лоботский можно услышать предложение «лоб – от – сякий/сякой», что на современном русском языке означает «Лоб вот такой!». Остаётся только руками показать, какой ширины лоб.

  От короткого слова «высь» появилось понятие «высота». Но и высокому человеку могли дать кличку «ВысотА». От этого «ВысотА – прилагательное «высотский», которое стало фамилией Высотский, переходящей в Высоцкий.

 Высотский - "высь - от - сякой" - "высь - вот такой!"

  Возьмём слово «ширь». От него понятие «широта», которое могло быть и кличкой. Прилагательного «широтский» в современном русском языке нет. Но есть фамилия Широцкий, а значит и прилагательное «широтский» раньше существовало.

  Широтский - "ширь - от - сякой" - "ширь - вот такой!"

  Возьмём основу «пых». Тот, кто пыхает, тяжело дышит, вполне мог иметь кличку «ПыхотА» (не путать с «пехота»). Значит, могло быть прилагательное «пыхотский», а возможно и такая фамилия. Забиваем в поисковик. Пожалуйста – Пыхотские.

  Слово «сирь» означало «сырость». От этого слова появилось понятие «сирый» - убогий, совершенно нищий, не имеющий собственного угла человек. То есть живущий в природной сырости. От древнерусского слова «сирь» появилось слово «сиротА», которое в наши дни ассоциируется с ребёнком, лишившимся родителей.

  В народе слово «сиротА» могло быть прозвищем человека. От этого прозвища – прилагательное «сиротский» и фамилия Сиротский.

  Сиротский – «сирь – от – сякой» - «сырость – от – такой». Здесь слово не сравнивает человека с понятием, заложенным в корневой основе, а указывает на связь человека с этим понятием.

  От слова "краса" – красотА. Есть фамилия Красотский. А значит и прилагательное «красотский» существовало .

  От ласкового МилотА - фамилия Милотский.

  И так далее.

  От названия народа "чукчи" русские вывели прилагательное "чукотский", что вполне согласуется с приведённой выше системой, ибо слово "чукча" воспринималось, как кличка.


  На Руси помимо крестильного имени или имени, данного родителями, у человека, как правило, существовало второе имя, которое являлось простонародной кличкой.

  Прилагательное «лоботский» с окончанием «-отский» произошло от клички «ЛоботА» путём отсечения окончания «-а» и добавления распространённой на Руси концовки слов «-ский», которая представляет собой русское слово «сякий» (сякой).

  И про то, что связано с этим Лоботой, говорили: «Дом лоботский, внук лоботский, дела лоботские» и т.д.


  Так чем отличается прилагательное «боготский» от вышеперечисленных слов?

- бог – кличка «БоготА» (богатей, богач) – боготский (богатый) – фамилия Боготский.

  Да, существует такая фамилия.

  Здесь окончание "-отский" говорит не о происхождении от Бога, а от связи с ним.

  И существование фамилии Боготский неопровержимо доказывает, что прилагательное «боготский» существовало на Руси.


  Можно констатировать, что все прилагательные с окончанием "-отский" произошли на Руси от кличек. Прилагательное с таким окончанием всегда относится к человеку.

  А вот слово "богатство" произошло от другого краткого прилагательного - "богат", которое образовалось по своим законам.


  Итак, боготский - богатый, богатствующий, кичащийся своим богатством. Почему в тексте девы богатствуют? Да, потому что речь идёт о красных девах половецких. В тексте же ясно написано: «по Русской земле простёрлись половцы, аки пардужье* гнездо». Половцы победили и захватили богатство русичей. Вот их девы и богатствуют. По-моему всё очень понятно. Совершенно нет нужды вводить сюда каких-то готских дев.

  * пардужье гнездо - гнездо гепардов. Пардус - (др.-рус.) гепард.
  * время Бусово – предположительно, время жизни какого-то исторического персонажа именем Бус. Вряд ли это вождь антов Бус (Бож), который жил за 8 веков до описываемых в поэме событий.
  * месть за Шарукана - речь идёт о половецком хане Шарукане, взятом в плен князем Святославом, прадедом князя Игоря. Получается, внук Кончак отомстил за позор деда.

  В начале поэмы русские грабили половецкие кочевья.

С зарания в пяток*
потоптали поганые полки половецкие,
и рассушась* стрелами по полю,
помчали красных девок половецких,
а с ними злато, и паволоки*, и дорогие оксамиты*.

  * в пяток - в пятницу
  * рассушить - раскидать, разметать сено для просушки. Рассушась - разметавшись.
  * паволоки - вид шёлковой или бумажной ткани в древности.
  * оксамит - ткань, по составу напоминающая бархат.

  Заметьте, автор пишет, что русичи «помчали красных девок половецких». А, после победы половцев автор пишет: «Се, боготские (богатые, богатствующие) красные девы воспели на бреге синему морю, звоня русским золотом». Всё буквально: в начале погнали красных девок, отнимая у них «злато, и паволоки, и дорогие оксамиты», а потом эти красные девы богатствуют, кичатся русским золотом. И именно половецкие девы лелеют месть за хана Шаруканя. С чего бы это готским девам было лелеять месть за взятого русскими в плен половецкого хана? И, раз эти девы поют время Бусово, то, скорее всего этот Бус не был князем антов, а был каким-то половецким деятелем, при котором половцы преуспевали.


  При этом тюркских корневых основ для создания имени Бус предостаточно.

К примеру, такие:

(Татар.) б;са; – I. разваливать, обваливать, рушить. Тогда Бус – тот, кто рушит (врагов), разваливает их города.

- б;са; – II. жрать, сожрать. Тогда Бус – чревоугодник.

- боз – лёд. Тогда Бус – человек с ледяным спокойствием.

(Турец.) bu; – конец, предел, граница. Тогда Бус – тот, кто установил прочную границу или тот, кто преодолел чью-то границу.

- boz – серый, бурый. Тогда Бус – человек с серыми, седыми или бурыми волосами. Кстати, на Руси (по Далю) бусый цвет - буро-дымчатый, буро-пепельный, темно- бурый с синевою, сизо-бурый.


  В отношении антского князя Боза (Boz, Booz, Box), можно сказать только, что жил он за 800 лет до описываемых в поэме событий, в 4-м веке н.э.

  Иордан в своём произведении пишет, что готы в 4-ом веке были хозяевами чуть ли не всех племён на Восточно-Европейской равнине. Может оно так и было. Вот только, Иордан составлял историю своего народа, причём так, как он её видел через 200 лет после ухода готов с этой самой Восточно-Европейской равнины.

  Для жителей Руси, для половцев, да и для остатков готов в их далёком Крыму в конце 12-го века события 4-го века были, как для нас сегодняшних события времени, описываемого в поэме «Слово о полку Игореве». Можете себе представить, какая глубина веков! Какие готские девы в 12-м веке в Крыму могут петь время Бусово? При этом "звоня русским золотом" сразу после битвы. Откуда оно у них? Или эти готские девы следовали за половцами? Тогда какова была их роль в этом войске?


  Осталось добавить, что в Древнерусских летописях нет никаких сведений о Крымских готах. Никогда и нигде ни о каких крымских готах в них не упоминается.


  Так что, можно сделать вывод – нет в поэме готских дев, а есть обыкновенные красные девы половецкие.