Дорога к причастию. Памяти Сергея Короткова

Наталья Морсова
ДОРОГА К ПРИЧАСТИЮ. СЕРГЕЙ КОРОТКОВ.
Памяти руководителя литературной студии и коллеги.

 Угасающие в зевоте,
Заслужили мы участь свою.
И орланы ликуют в полёте,
И змея замерла на краю.    С.Коротков

«Сердце причастника», - так называется последний прижизненный сборник стихотворений (2018 год) члена союза писателей России, лауреата литературных конкурсов и премий, основателя ЛИТО «Свежий взгляд» и моего коллеги Сергея Ивановича Короткова. Его стихи отличает немногословная многозначность. Название книги говорит о неравнодушном сердце автора, его причастности ко всему, что беспокоит, требует осмысления. И прежде всего - сопричастность с судьбой своего многострадального Отечества.  Молитва о его благе рождает пронзительные   строки:

Смотрит Россия больными глазами,
В душу глядит неспроста.
Ветрено, ветрено под небесами
Возле большого креста... 

Или:

Молчи! Ни слова о России!
Уже заношены до дыр
Её одежды восковые,
Её пурпуровый поддир…

Или:

Лбами истёртые плиты.
Господи, Русь береги!
И Патриарха молитвы
Голубем из груди.    

   Автор книги размышляет на извечные темы: о греховности и праведности, о   движении души к причастию, о потребности в покаянии.
А готово ли сердце к причастию? И способно ли оно каяться?  Душа «угасающего в зевоте» (С.Коротков) - не готова и не способна. Она ленива: - сойдёт и так, полюбят и так, похвалят и так. Путь к покаянию долог. Так долог, что мнение о своей непогрешимости может затмить осознание своего несовершенства. Что побуждает человека «угасать в зевоте»? Гордыня и тщеславие, рождающие равнодушие.  (тщеславие - пустая, ложная потребность в почитании). Тщеславие ложится костьми поперёк дороги, так, что не перешагнуть. Мы можем страстно рассуждать о страданиях Христа, о храмах и монастырях, о праведных великомучениках,  о милосердии и  греховности бытия. Но проложить свой собственный путь к покаянию затрудняемся. Или не хотим? Почему? Потому что в житейской суете, порой, теряем широко распахнутую душу ребёнка, сияющую благодатью, чистотой и непорочностью. Христос говорил: будьте, как дети. Сергей Иванович Коротков, широко распахивая свою поэтическую душу, делится с читателем бескорыстной  любовью.
  - «Орланы ликуют в полёте», - о чём говорит поэт? Это пороки и грехи, ликующие от власти над нами, от того, что держат нас на крючке греховности.  - «Змея замерла на краю», - что за зверь такой? Это - то самое   искушение, размышляющее: в чью бы душу заползти, где есть место для греха? Вспомним библейскую притчу о чистом доме. Когда человек готовится к исповеди и причастию, вычищает свой дом (душу) от грязи, выметает мусор и не замещает его крепкой Верой, чистотой помыслов и поступков, то грехи возвращаются в чистый дом и ведут за собой своих товарищей. Вот так они держат грешника в прочных сетях. Где найти силы, чтобы высвободиться? Человек слаб. Человек-то слаб, но сила Господня велика! Поэт на этот вопрос ответил пророчески коротко и многозначно: «Вместе с храмом свою душу строим,/ Чтобы бесы не просились на постой».
- Дано ли поэту быть пророком? И да, и нет. Когда Христа спросили, может ли человек стать пророком, он ответил – «никто из человеков». Ученики интересовались, почему? Потому, что люди имеют привязанности: к имуществу, деньгам, к семье, им трудно бросить всё и нести от края до края слово Божье. Это дано немногим. И среди них – Богом избранные поэты. А что делать всем остальным?
  - Христос никого и не заставляет быть пророком. Но предлагает встать на стезю праведности, которую избрал для себя поэт С. Коротков.
Возможно, мы уже на пути к покаянию, и даже к причастию, к широко открытой Господом заветной двери Веры и Правды, но боимся в неё войти. Почему? Потому, что обратной дороги к греху и к страстям уже не будет. Может быть, добрыми делами и молитвой мы «лбами истёрли церковные плиты» (С. Коротков), прошли длинный путь покаяния, возможно, даже умерли для греха? Но ещё не родились для праведности. Почему? Потому что, всякий раз, подходя к той самой распахнутой двери, мы топчемся на месте, сомневаемся и не можем войти, оставляем для порока и греха кривые,   потаённые тропки в глубинах своей переменчивой души. 
   Творчество Сергея Короткова – это философски осмысленное, выстраданное и прочувствованное мироощущение поэта, пророчески глубоко проникающего в недра неразгаданной человеческой души. Его широкомасштабная, многозначная лирика изобилует яркими эпитетами, богатыми метафорами и олицетворениями, аллегориями (иносказание) и ассоциациями, благодаря которым создаются уникальные поэтические образы: «Душа твоя на крест прибита», или: «Художник время ложкою хлебал/ И чёрный цвет из углей добывал», или: «Я сыграю вам сцену/ Перехлёснутым ртом» т.д. 
  Сборник стихотворений Сергея Ивановича Короткова приурочен к 40 – летию творческой деятельности. Тогда, 40 лет назад, молодой поэт, мастерски владеющий пером, готовый ярко светить и страстно бороться за правду, громко заявляет о себе:

Заслужите верёвку, чтоб прыгнуть,
Заслужите карниз, чтоб упасть.
Заслужите туннель, чтобы крикнуть,
Заслужите шинель, чтобы пасть.
Заслужите горячую пулю.
Заслужите холодный нож.
Или просто в паху пилюлю,
От которой по телу дрожь…
Заслужили – тогда валяйте:
И клеймите, и восхваляйте!    1990 год.

  Поэзия Короткова захлёстывает читателя широкими мазками литературных образов. И благодарный читатель радуется соприкосновению с большой поэзией.
«Сердце причастника» - это взгляд на пройденный жизненный и творческий путь. Автор поэтической исповедью и молитвой причащается к делам праведным, готовый принять утешение и Господнее благословение на новые творения. 

 
Невыносимо белая сирень!
Как будто ангельские крылья.
А между тем, какой густою пылью
Их покрывает долгий летний день.

Ах, милый друг, мне не помочь слезами.
И жизнь пройдёт, как облачная тень.
Божественную белую сирень
Там, в небесах, везут, везут возами.    2007 год.

       Наталья Морсова