Миниатюры о драматургии и театре

Владимир Дмитриевич Соколов
ФАГЭ. О ЧТЕНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЬЕС

(Из книги "Искусство чтения")

Многие пьесы полностью успешны только в театре; чтение обнажает часто обнажает, спрятанные под блескучей поверхностью подводные камни. Я бы распределил театральные пьесы на четыре класса. Те, которые лучше выглядят при чтении, чем при представлении, те, которые так же хороши на театре, как и в кабинете, те, которые менее склонны к постановке, чем к слушанию, и те, которые вообще не надо ставить на сцене.

Первые могут быть великолепными только при соответствующей игре актеров, и которые, следовательно, актеры могут и загубить. Все великие шедевры относятся сюда.

Пьесы второго класса -- это хорошо сделанные пьесы среднего или чуть повыше уровня. И это похвала автору, умеющему сделать пьесу, которую можно как проговорить, так и прочитать.

Третий класс -- самый многочисленный -- это пьесы которые ниже таланта актеров, и которые только на актерской игре и могут выиграть.

А четвертые пьесы только актеры и могут сделать. Они-то и являются подлинными авторами таких пьес. Это самый многочисленный класс произведений драматического искусства.

Всякий автор, который пишет пьесу под какую-нибудь звезду или под такого-то актера или актрису, пишет не для читателя и, успокаивая себе тем, что его пьеса не для чтения, обрекает ее на выбывание из рядов искусства.
Но существуют и пьесы, которые читаются и перечитываются, которые очень хорошо сделаны. Они глубоки по мысли и насыщены тонкими чувствами. Приходят на мысль имена Расина и Мариво, а еще более Корнеля и Мариво, как и Софокла и Теренция.
А еще есть диалоги, которые можно только читать и которые не предназначены для постановок. Диалогическая форма позволяет совместить в одном произведении разные точки зрения, сравнить их и сделать выбор в ту или иную сторону. Что подчас и автору-то сделать нелегко.


МИФ ОБ ЭЛЕКТРЕ
http://proza.ru/2024/02/14/213

"ФЕДРА"
http://proza.ru/2024/02/14/214

СОФОКЛ "КОРОЛЬ ЭДИП"
http://proza.ru/2024/02/14/223

АРИСТОФАН. "ЛИСИСТРАТА"
http://proza.ru/2024/02/14/225

"КЛЕОПАТРА И АНТОНИЙ"
http://proza.ru/2024/02/14/228

В. ШЕКСПИР
http://proza.ru/2019/06/02/1172
"Гамлет"
http://proza.ru/2024/02/14/229
"Отелло"
http://proza.ru/2024/02/14/230
"Ромео и Джульетта"
http://proza.ru/2024/02/14/237
"Макбет"
http://proza.ru/2024/02/14/238
"Генрих V"
http://proza.ru/2024/02/14/240

"ОТЕЛЛО" (РОССИНИ)
http://proza.ru/2024/02/14/233
"ОТЕЛЛО" (ВЕРДИ)
http://proza.ru/2024/02/14/235

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. ТЕАТР
http://proza.ru/2024/02/14/241

"ЭСФИРЬ"
http://proza.ru/2024/02/14/242

Ж. РАСИН. "АНДРОМАХА"
http://proza.ru/2024/02/14/243

МОЛЬЕР. "СМЕШНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ"
http://proza.ru/2024/02/14/246

"ДОН ЖУАН"
http://proza.ru/2024/02/14/250

МАРИВО. "ИГРА ЛЮБВИ И СЛУЧАЯ"
http://proza.ru/2024/02/14/251

О. БОМАРШЕ. "СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК"
http://proza.ru/2024/02/14/255

Ф. ШИЛЛЕР. "М. СТЮАРТ"
http://proza.ru/2024/02/14/256

К. ГОЦЦИ. "ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ"
http://proza.ru/2024/02/14/258

ПЕНТИСИЛЕЯ
http://proza.ru/2024/02/14/260

МЮССЕ. "С ЛЮБОВЬЮ НЕ ШУТЯТ"
http://proza.ru/2024/02/14/262

О. УАЙЛЬД. "КАК ВАЖНО БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ"
http://proza.ru/2024/02/14/264

Г. ИБСЕН. "ПЕР ГЮНТ"
http://proza.ru/2024/02/14/266

Б. ШОУ. "ПИГМАЛИОН"
http://proza.ru/2024/02/14/269

Б. БРЕХТ. "ГОСПОДИН ПУНТИЛЛА И ЕГО СЛУГА МАТТИ"
http://proza.ru/2024/02/14/270

БРЕХТ. "ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ"
http://proza.ru/2024/02/14/273

И. Л. КАРАДЖАЛЕ. "МОМЕНТЫ"
http://proza.ru/2024/02/14/285

ХЛЕСТАКОВ
http://proza.ru/2024/02/14/288

А. П. ЧЕХОВ. "ВИШНЕВЫЙ САД"
http://proza.ru/2024/02/14/277

М. ГОРЬКИЙ. "НА ДНЕ"
http://proza.ru/2024/02/14/280

КАЛИДАСА. "ШАКУНТАЛА"
http://proza.ru/2024/02/14/289