Пару слов о романе О. Райта Тони и Сьюзен

Император Вава
Мини-рецензия на роман Остина Райта "Тони и Сьюзен"

Действительно хороший роман в романе получился у автора.
Причем, что важно, один роман (оболочка) поддерживает, то есть даже как бы расширяет поле второго (внутренняя начинка) и наоборот, так, что если по-отдельности каждый роман можно было бы оценить, то было бы примерно «около четверки» каждому, а вот суммарный балл всей книге, или «роману в романе», за счет синергетического эффекта будет уже «четыре с плюсом» (почему не пять скажу чуть ниже).

«Синергетическое» же улучшение это происходит в первую очередь за счет того, что «читающая» (а это Сьюзен – главная героиня «первого» романа) как бы дополняет и насыщает общий информационно-эмоциональный контекст всей книги, отчего мы, в свою очередь, больше понимаем (объемнее видим), как Тони (главного героя второго «внутреннего» романа, который одновременно является альтер-эго автора «первого» романа) так и ситуативную событийность всего нарратива.

Вообще, интересный опыт получился конечно. Писатель мощно начал, хорошо шел и даже более-менее нормально закончил в конце концов, книгу..

Проблема «более-менее нормального» заключается в том, что мощность книги держалась (и нарастала) на постепенном развертывании «сюжетности» и наращивании сопереживательности, оставаясь, при этом в поле «жизненного реализма».. Так вот, проблема такого амплитудно-растущего нарратива в том, что ты одновременно не можешь и закончить книгу на той высоко-поднятой планке неопределенностью, и, в то же время, подведя к (какой-угодно) определенности, ты тут же обрушиваешь ту, высоко-поднятую планку.. А третьего варианта не дано.. Вернее, автор-то, как раз и попытался соорудить какой-то третий, определенно-неопределенный вариант, который как раз, таким и получился (каким получился).. Вот ведь в чем дело.. – Это, если мы говорим о «внутреннем романе», как, якобы об основном «сюжете» всей книги.
Но на самом деле есть, есть в этой книги ещё один момент. Книга же начинается и заканчивается «оболочкой»: ситуативной событийностью фрагментов проистекания жизни Сьюзен и её бывшего мужа Эдварада (который и прислал «почитать» тот второй «внутренний роман» своей бывшей жене)..
Так вот, «хитрость» здесь в том, что писатель, не знаю, понял ли он сам, вольно или невольно, помимо «сюжетной сюжетности» (подспудно) продвигает, на самом деле, такую, пульсирующе-мерцающую идею:
Ценность хорошего романа бесконечно-бесценна, (но) и человеческая гордыня бесконечно-безгранична.