Настоящие обереги

Сёстры Рудик
        Что в сказках, что в действительности людям всегда есть подсказки от любого зла. Главное это вовремя рассмотреть и услышать. Ведь у каждого человека для спасения есть настоящие обереги. Но люди в основном отталкивают от себя их силу только из-за одной своей кичливости казаться умнее. Тогда-то и случаются с заумниками неожиданные беды. Об этом как раз и рассказывают сказы из стародавних времён, истории которых сколько угодно могут появиться и в сегодняшних днях. Вот один из них.

        В одном селе на бережке заброшенного пруда стояла баня. От времени она вся почернела, перекосилась и до самого конька крыши обросла поганками, кустами, лишайниками и мхом. Чья она была уже никто и не помнил, так как в посёлке одни люди свои дома продавали и уезжали, другие покупали их и заселялись. Настоящий же хозяин бани дядька Сидор заниматься её сносом не хотел и хитро прикинулся, что тоже не знает чья она. И купались в ней одни лодыри да глупые. Чужое ведь не своё, можно там и не убирать за собой. Да с какого-то времени стало в бане твориться чёрте что, особенно после заката солнца.
        Старые люди утверждали, что туда заселился злобный дух Анчутка. Жил-то он-де в лесу, потому как сам дух лесной. Но в лесах он боится диких зверей из-за того, что волк ему откусил пятку. За это Анчутку ещё зовут – Беспятый. С той поры он и прячется то в болотах, то в лугах, то на огородах. Но больше всего любит чахлые водоёмы и неухоженные бани, в которых глумится над каждым вошедшим как раз после захода солнца.
        Старики-то всё это рассказывали, всех предостерегали о злобстве нечистого, но их мало кто слушал. Больше считали за дураков. Так и говорили, как тот же первый дядька Сидор:
- Из ума выжили, вот и несут всякую ересь.
        Но вот забежал в ту баню к вечеру местный выпивоха. Жена его пьяного да грязного уже в дом не пустила, так он ей назло через полчаса пообещался чистым домой вернуться. Протопил он баню наскоро, а как только в мойку голый зашёл, вдруг сразу от тепла и разомлел. Как сон на него кто-то напустил. Какое тут мытьё? Забрался мужик на верхний полок, поудобнее на веник улёгся и таким дурным храпом захрапел на всю баню, что снаружи с неё половина поганок обсыпалась, и лишайники задрожали!
        И вот уже и закат сгорел давно. Вместо певчих птиц веселух летучие мыши, совы да козодои на охоту вылетели. Жена уже по окошкам выглядывает да к шорохам за дверями прислушивается. Муж не идёт и не идёт. А вскоре уже и ночь луну над посёлком выкатила, вовсю звёзды по небу стрелами запускает. Но не идёт мужик домой и всё. Как пропал! Взволновалась жена не на шутку, народ созвала его искать. Через пять минут его по храпу и нашли в бане. Он уже там на пол свалился и, не заметив этого, спит себе в обнимку с веником и в ус не дует. По посёлку уморительный хохот пошёл, а жене – сплошное переживание за такой позор! Особенно же хохотал дядька Сидор.
        В другой раз заявился в заброшенную баню лодырь. Ему никогда не нравилось на свою семью личную баню топить. Затопил он печку абы как, воду пощупал – вроде тёплая. На себя плеснул, его как обдало кипятком заварным, он аж до потолка подскочил!!!
- Что за ерунда?! – быстро сунул и высунул он палец в котёл, а там вода очень приятной температуры.
- Может мне показалось? – пожал лодырь плечами, успокоился и стал мыться.
        А ополаскиваться стал, ковш воды на себя вылил, с головы до ног опять ошпарился, как курица перед ощипыванием!
- Да неужто за минуту котёл вскипел?! – не поверил в кипяток лодырь и снова быстро полез пальцем в воду. Да как сунул его туда, так чуть не сломал, потому что там оказался сплошной крепкий лёд!
- Чего это ей не хватило в бане-то натопленной?! – психанул лодырь на воду и решил: - Чёрте что, а не купание! Вообще не буду тут мыться!
        И он со злости оттёрся от мыла полотенцем и ушёл домой.
        А в посёлок пришёл, видит девчата, ребята на лавочке за семечками зубоскалят, он и рассказал им о своём происшествии в бане. Да его только на смех подняли и дурачком обозвали. А самый смелый парень Ярослав перед девчатами захорохорился и тут же специально отправился туда купаться, чтоб всем пустословие лодыря доказать.
        В бане как раз хорошее тепло набралось, парочком вода в котле попыхивает горячая.
- Сейчас мы поглянем, чё тута за чертеняки водятся, - позлорадничал Ярослав.
        А как стал мыться и впрямь началась с ним какая-то чертовщина. Трёт, трёт он себя вехоткой, трёт и трёт, и чувствует, что никак не может остановиться.
- Чё такое?! – пытается удержать он руки, но так и шоркается со всех сторон.
        При этом мыла на нём всё больше и больше нарастает. Ещё и плотной пеной, как бабка на воскресенье из яиц с сахаром пряники безе взбивает. Перепугался парень, в предбанник из мойки выскочил, одёжи хватился – а её нет! А рука безудержно вехоткой всё трёт и трёт, мыла на нём всё больше и больше наколачивает! Так намыливаясь, он всю баню облазил в поисках шмутья, да только ещё больше взмыленный стал.
        После такого ему невольно и пришлось поверить лодырю в чертовщину! Кинулся Ярославка бежать из бани в «чём мать родила»! Хорошо хоть намыленный был, как баран в давно нестриженной шкуре. Да ещё порадовало то, что, когда сбежал из бани чёртову вехотку, наконец, удалось в бурьян зашвырнуть!
        Пробрался он огородами в свою нетопленную баню, обмылся там холодной водой и слово себе дал - больше в заброшенную баню не ходить ни за что!!! А на улицу вернулся на лавочку и всей компании набрехал, что прекрасно помылся.
        После его удачной брехни на следующий день ополоснуться да малёха попариться перед сном в заброшенную баню понесло нерадивую пышнотелую соседку тётку Фёклу. Из-за своей полноты она лишний раз ни в доме своём, ни по хозяйству ничего не хотела делать. То ли дело обмыться в ничейной бане и не убирать за собой. Да ополоснулась-то она быстро, а париться стала – не может веника найти и всё! Наконец увидела его на нижнем полке, сползла туда, заползла на верх. Веник в таз сунула, хотела им хлестаться, а его опять нет. Он снова оказался на нижнем полке.
- Тьфу ты, чтоб тебя! Когда успел туда урониться?.. – снова полезла Фёкла вниз.
        Так шесть раз подряд за этим веником лазила да слазила. А на каменке ещё и вода шипит и шипит, хотя она её всего полковшика туда плеснула. Пар баню наполняет и наполняет. А веника опять рядом нет, он на нижнем полке как дразнится! 
- Да чтоб ты облез, зараза!!! - в сердцах обругала его Фёкла, сползая вниз.
        На верх обратно запрыгнула, крепко держит веник в руках – не отпускает! Он сразу будто испугался, все листья прижал, как шкодливый кот уши, перестал издеваться. Пару к этому времени столько собралось в помещении, что ни зги не видать. Фёкла держит веник двумя руками, вымочила его в тазу, только хлестанулась, а на нём ни одного листа нет - сплошь ветки самого колючего шиповника и терновника!!! Баба отшвырнула его с таким воплем, что от крика по всей бане гул пошёл гремучими колоколами!!! Заодно до неё дошли предостережение стариков о злобном духе в этой бане.
        Кинулась Фёкла вон из мойки, а дверь не открывается. Будто её бревном с обратной стороны подпёрли! Ещё и пар таким пожаром вокруг полыхает, вот-вот яйцом вкрутую сварит! Перепугалась Фёкла, задолбила в дверь кулаками изо всех сил, заорала не своим голосом:
- Помоги-иите-еее!!! Угора-аааю!!!
        Да разораться не успела. Дверь спокойно открыл её сосед немощный дедушка Макар. Свою баню ему надо было ремонтировать, а его радикулит замучил, артрит извёл, хандроз покоя лишил. Ещё и склероз на каждом шагу издевался, и кто что говорил дед тут же забывал. К тому же он был тугоухим. С такими хворями сюда его и пригнала нужда косточки прогреть на халяву.
        С его вторжением в мойку к страшному изумлению Фёклы смертельный пар весь исчез начисто! А дед рот разинул перед голой бабой и сразу так резко плечи молодцем расправил, что его мигом долбануло в спину! Схватился он за поясницу, а одуревшая Фёкла в халат влетела и гаркнула:
- Беги отсюда, старый!!! Нечистому тут только париться!!! – и исчезла из бани, будто вовсе в ней не была.
        Дед только и прокряхтел:
- Чертовка какая-то что ли? Как сразу-то хворь на меня напустила! Ну, удрала и хорошо. Хоть попарюсь спокойно.
        Раскочегарил он печку пошибче, водицы погорячее в тазик набрал и для начала на себя ковш вылил. А вода настолько холодная, что дед от её лютости едва не задохнулся!!! Ковш выронил и с верхнего полка на пол мухой соскочил!
- Воду я что ли забыл кипятком развести? Вот же старость не радость! – ругнул он себя, дрожа от холода.
        Начерпал из кипящего котла целых четыре ковша, опять залез мыться. Ковш на себя вылил, водой ещё холоднее окатился!
- Да что ж такое?! – разозлился дед, с полка слез, рукой полез в котёл воду щупать.
        Как руку сунул туда, а там такой заварной кипяток, что он по всей бане вприскочку и заскакал с такой ужасной бранью во всё горло, что чуть баня не рухнула!!! После этого ещё полез в кадушку руку в холодной воде остудить, а там сплошной лёд - ледорубом не прошибёшь!
- Ёлки-палки! И впрямь чертовщина какая-то кругом творится! А я ещё тут и попариться хотел! – вконец растерялся старый.
        И в тот же миг кто-то воды на каменку как плеснул целое ведро, махом такой пар шипящей бомбой на всю баню взорвался, что деду и страшно сделалось, и дурно от невыносимого жару!!! Выскочил он наружу перепуганный и красный, как рак и только тут вспомнил нехорошие слухи про это место. Почесал он лысое темя и думает: «И как я забыл про это?! Надо убираться отсель от греха подальше и другим говорить, чтоб сюда не ходили!»
        Забежал он в предбанник, за одёжу схватился одеваться, а она вся накрепко гвоздями к лавке прибита, ни клочка не отодрать! Пришлось голышом старому за кустами пробираться до дому. Еле дотащился он в перебежках, пригибаясь да на карачках. В эту пору полно ребят с девчатами по всяким тропинкам шастало. Одно старому пошло на пользу от того похода в баню, что в своих скачках и приседаниях он про свои хвори совсем забыл. Ничего нигде у него не болело и не крутило! Но вся та чертовщина у него из головы вылетела, и он так ничего никому и не говорил. Разве что тётка Фёкла поумнела, поверила старым людям и стала мыться только в своей бане, рассказывая про чертовщину в заброшенной.
        После таких случаев людям бы поумнеть и заброшенную баню обходить стороной. Но первый дядька Сидор, а вторая молодёжь так и продолжали на смех всё поднимать. Склерозник дед Макар и Ярославка брехун помалкивали. К тому же в своих банях купаться надо было быстро, чтобы вся семья искупалась, а в заброшенной никто нисколько не мешал. Подкидывай в печку дровишки и мойся, сколько хочешь! И собрались в следующий раз туда подружки Варя и Клава.
- Не нужно в подобные заброшенные места ходить! Там поселились злобные духи! – опять строго предостерегли их бабушки и дедушки.
- Ну вы в своём уме нас взрослых сказками запугивать? – презрительно посмеялись над ними внучки.
        Старики предупредили о беде их родителей, но и те отмахнулись от них и забубнили между собой:
- Совсем рехнулись на старости лет и всем нормальным покоя не дают!
        Варя же и Клава вечерком в баню пришли, сушняка из перелеска натаскали, воды из пруда наносили, печку натопили, стали купаться. С ног до головы намылились, вдруг слышат какой-то стон.
- Ты что ли стонешь? – приоткрыла глаз Клава.
- А я думала, что ты, - пожала плечами Варя.
        И решили:
- Привиделось. А может сова на крыше скулит.
        Обмылись, веники в тазах запарили, стали париться. Настой веников плеснули на каменку, от полу до потолка пар всё заволок, жарко, здорово стало! Дубовым и берёзовым духом пахнет. Да только стали они вениками хлестаться, опять слышится стон и с каждом разом такой, будто кого-то хорошо давят.
- Ты зачем себя так колотишь, аж на всю баню стонешь? – сквозь пелену пара вгляделась Варя в Клаву.
- А я думала, что это ты! – удивилась подруга.
        И решили:
- Видать мы перепарились.
        На каменку уже воду не плещут, а стон и без хлёста веников продолжается. Уже и подвывать начал. А потом и заревел жутко.
- Честное слово, чертовщина какая-то! – перепугалась Клава.
- Точно – чертовщина! – в ужасе заозиралась Варя.
        Оглянулись они по сторонам хорошенько – никого нет. За каменку глянули – тоже никого. За кадушку влезли - порядок. А под полок заглянули, а там махонькое существо сидит, ноги ежиные вытянуло и пяток на них нет. Само в чёрной шерсти, голова лысая, хвост в петлю закрученный, вместо носа свиной пятачок. Глянуло оно на них и, вмиг превратившись в противного свирепого поросёнка, как хрюкнуло, так девки со страху и сдурели!!! Голышом из бани вынеслись прямиком на дорогу и ну драпать во все лопатки домой!
        Пока до посёлка добежали, от радости своего спасения ещё и взбесились! Похабные песни орать начали, в удалой пляс ударились и на плечах друг у друга давай кататься. Народ на улицу высыпал, кто ужасается, кто хохочет, как дядька Сидор. Родные дочерей насилу поймали, скрутили и с боем по домам растащили! Девки домой идти не хотели, дрались с ними и хрюкали, как злые свиньи, грозясь укусить.
        Распереживались родители, не представляют, что с ними делать!!! А бабушки говорят:
- И переживать не стоит. Мы вам всем сколько раз говорили, что в ту баню злой дух Анчутка поселился? Он на них своей дури и напустил!
- Что вы придумываете?! Какой ещё «анчутка»?! - взъелись родители. - С детьми непонятно что случилось, а вы тут своими сказками голову морочаете! – и вопят: - Их теперь только в психушку надо отправлять!         
        Тут уже дедушки открыли рты и говорят назидательно:
- Что вы, что наши внуки давно уже сдурели, поэтому никого никуда не надо отправлять! В доме и так сплошной дурдом! Просто к старым прислушиваться надо, а не презирать наши предупреждения! Кто в молодости шибко умничает, тот и попадает в сети нечистого!
        Родителям сразу стыдно стало. Ведь на то всё и было похоже. Пригорюнились они безутешно, спрашивают:
- И что ж теперь делать? Неужто наши дочери на всю жизнь останутся дурами?
        Старики отвечают:
- Не наш бы опыт, дурами и остались бы. Мы их избавим от этого. А вы смотрите и учитесь бороться со всяким злом, пока мы живы. Перенимайте наш опыт!
        И они целую неделю отпаивали пострадавших внучек парным молоком с мёдом. А потом ещё по селу созвали народ и велели:
- Пусть сейчас же откроется хозяин бани, которая у болотистого пруда чахнет! В ней зловредный дух Анчутка своими страшными чарами всех купальщиков с ума сводит! А в доме хозяина этой бани каждый год будет умирать кто-нибудь из домочадцев!
        Выскочил тут из толпы дядька Сидор и завопил, как ошалелый:
- И как мне теперь семью спасти от этой напасти?!
        Люди смотрят на него, как на подлейшую пройду, а старики научили:
- Баню эту сожги и её место хорошенько солью засыпь! Больше ничего и не надо делать.
        Дядька Сидор мигом туда помчался с топором и ломом, прихватив целый мешок соли! Через некоторое время от бани ничего не осталось. Лишь просоленная проплешина долго лысиной зияла, пока со временем бурьяном не заросла. А Варя и Клава пришли в себя и больше никогда не смели насмехаться не только над своими дедушками и бабушками, но и над чужими.
        Вот такое может случиться и в сегодняшних днях. Так что, всем от души совет: не пренебрегайте предостережениями старых людей, за плечами которых огромный жизненный опыт. Сказки, не сказки, а старые люди – это настоящие обереги каждого и от всякой беды, и от всякой нечисти!

(г.Суздаль 2024)