ТПРР-45. Этимология. Москва.
Прочитал на «Проза. ру» работу В. Кома, посвящённую названию города и реки Москва. Итожа обширное обозрение многих версий, он выделяет одиннадцать известных с позапрошлого, прошлого и нашего веков этимологий, показывает к какой из них ближе его точка зрения. Работа опубликована на Проза.ру, называется «Что означает слово Москва»? Вариантов толкования слова Москва на самом деле больше. Предлагаю почитать, как толкуется слово Москва с точки зрения ТПРР.
Моя первая попытка заключалась в проработке версии со СКВоРцом. ЗамоСКВоРеЧьЕ здесь чётко проговаривается слово СКВоРеЦ. Если у Москвы-реки в этом течении были высокие глинистые берега, то вполне вероятно было видеть на крутых обрывистых вертикальных плоскостях берега гнёзда этих перелётных. Нет лучшего в смысле безопасности места для строительства гнёзд. Так поступают многие птицы, стрижи точно, могли быть и скворцы. Ни снизу, ни сверху к такому гнезду не подступиться.
Начинаем ТПРР анализ. Что есть СКВо- в слове СКВоРеЦ? Ближайшее по форме слово – СКВоЗь. СКВоЗь это проникновение с видимым выходом орудия, инструмента наружу. О том, что выход доступен осмотру, говорит первослово З или Зь, если речь о малых размерах орудий, инструментов. Таковы слова ЗаНоЗа, СКВоЗНяК, ЗаРаЗа. Не будем останавливаться на этимологии этих слов.
Обратим внимание на то, что в слове МоСК-Ва последнее первослово -Ва, у СКВо-РЦа в этом же месте -Во, что объясняется тем, что он летит к гнезду, где его ждут «вторые лица», мы помним, что Во = (В & Ва), а это всегда есть союз двух субъектов, т.е. одушевлённых. Понятно, кто такие «вторые лица»: самка на высиживании или птенцы. Первослово Ва в слове МоСК-Ва, если несколько отдалиться от первоначального смысла, означает какую-либо принимающую полость, причём, полость, для нашего случая, перпендикулярную горизонтальной поверхности земли. Основание, так думать, даёт слово СКВа-ЖиНа, в этом слове горизонтальность подчёркнута первословом На. О какой же полости говорится в слове МоСКВа?
Многие исследователи истории появления славяно-русов в этих краях утверждают, что местные угорские племена уступали новосёлам в цивилизационном плане: они ещё не знали о металлах, ни о бронзе, ни о железе. Интересный рассказ на эту тему читал в газете «Завтра», в статье Синцова А. лет десять тому назад, Там говорится об одной особенности жилища угорских племён: землянка, само собой, (избы строить научили русы, значит, железные топоры пришли вместе с ними ), но, главное в рассказе - от каждой землянки угорцы делали подземный тайный ход, чтобы утечь, спастись от ворога. Утечь, т.е. СКВо-Зануть по-современному или провалиться СКВоЗь землю. Здесь тоже СКВо - обстоятельство, которое было принято во внимание. Однако и эта версия отложена по той же причине, что и СКВоРеЦ. Надо Ва, а у них Во.
Поскольку не было топоров, значит, не было и железных котлов, сковород. Как варить пищу, не имея огнеупорной посуды, вот вопрос? Известны способы варки мяса в специальных ямах. Я бы сделал так. Вырыл ямку, очень желательно иметь поблизости глиняный грунт, обжёг её дровяным костром, думаю, что стенки такой ямки упрочнились бы и перестали пропускать воду. Получилась бы такая первобытная «кастрюля». Далее технология известна: варим мясо, кидая в «кастрюлю» с водой раскалённые в костре камни. Этот факт и отражён в слове Мо-СКВа правой частью слова: СК-Ва. Здесь первослово Ва как раз и говорит, что субъект один, он Кладёт мясо, он жжёт Костёр, он Кидает Калёные Камни, «принимающая полость» - Ва всего лишь «кастрюля» - неживая. Субъект Ва-РиТ пищу. Он – поВаР. Слово ШКВаРЧиТ, другая запись СКВаР-ЧиТ свидетельствует о том, что мы правильно сделали, отвергнув версию со СКВоРЦоМ. Булькает и шипит, готовящееся в яме блюдо. Некоторые из слова СКВаРЧиТ пытаются выводить этимологию слова СКВоРеЦ, нет, СКВоРеЦ это птица, которая может строить гнёзда на вертикальных плоскостях, подтверждением - известный всем СКВоРеЧНиК. Первослово Во из него никак не выкинешь.
Теперь левая часть – Мо. Знаем, что средний род первослова определяется как качество, признак предмета, явления, имеющего сразу и женские, и мужские признаки, качества. Исходно, первослово Мо означало источник жизненной силы. Любовь = Ло, физический контакт = Ко мужчины и женщины дали питание плоду этой любви: Мо-Ло-Ко. Перенесение смысла первослова Мо, как общего понятия для называния соков зарождающих плод, соков для его кормления, в том числе, и всяческих плодов растительного мира привело к называнию земли(почвы) как главной кормилицы: Мо = (М & Ма). М – семя растений, Ма – соки земли. Ма-Ть сыра-земля это о ней. Откуда же СоК земли? Почему не истощается? Потому, что каждую весну заливается талой вешней водой. Земледелие и возникло в поймах рек. Местность, участвующую в процессе кормления племени, естественно и логично обозначили первословом Мо. Подтверждением этому служит слово МоРе. МоРе это залитые полой водой огромные пространства вдоль пологих берегов наших равнинных Ре-К. У всех славян слово МоРе звучит одинаково или похоже. Схема жизненного процесса: люди селятся на возвышенных местах, вешняя вода топит пойму, питает её влагой, затем сходит, на подсыхающих участках можно сеять и сажать, в низинах естественных или искусственных остаётся вода, необходимая для полива. В этих низинах остаётся также рыбная молодь, да и крупные особи, которые не смогли скатиться в реку после икрометания. Скорее всего именно эту рыбу называли МоР. Ещё слово из этой схемы – МоСТ. Мо- здесь, – земля, поверхность, заливаемая полой водой, СТ это возможность СТоять на земле и не вязнуть, т.е. выМоЩенная заранее дорожка для прохода между строениями во время затопления. Перекинутая над водой арка будет построена много позже.
Приведённые примеры: МоРе, МоР, МоСТ доказывают, что первослово Мо означало, называло так земли, пригодные для возделывания. Соединяя вместе Мо + СКВа, русы-первопроходцы рассказывали сразу и о землях, пригодных для земледелия, и о людях, которые удивили их таким способом варки пищи. Тот факт, что в слове МоСКВа речь идёт о людях, населяющих эту землю, мы слышим в аналогичных названиях людских сообществ: мордВа, татарВа, литВа. Слово МоРДВа можно объяснить, исходя из приведённого толкования слова МоР, как скопления рыбы в низинах после ухода полой воды. Известно название рыболовной снасти МоРДа: плетёная из ивовых прутьев корзина конической формы с малым отверстием на выходе. Первый смысл слова МоР-Да понимаем так: видя скопление рыбы в озерце, древний рыбак как бы приглашает её словом Да в свою корзину: "МоР-Да"! Сначала в корзину (Да), затем в "кастрюлю" - Ва.Народы, жившие по берегам рек, богатых рыбой, пользующиеся такими МоРДаМи и были названы МоРДВоЙ. Самоназвание этих племён иное: эрзя и мокша.
Ещё один вопрос, почему в словах мордВа, литВа, братВа мы понимаем, что речь идёт о множествах людей, а в словах деВа, вдоВа, соВа, короВа - об одном субъекте? Схема словообразования для ЛиТВы: (Р.п.(Литы) + Ва) = ЛиТ + Ва. Для МоРДВы: множ. число = МоРДы, много кого? -> МоРД!, всё вместе – МоРД + Ва. Ощущение, узнавание множественности идёт от узнавания Род. падежа множественного числа первой части слов, стоящих перед -Ва. Такого узнавания нет для слов де-Ва, со-Ва и т.д.
И последнее. Единичные представители названных племён: МоРДВиН, ТаТаРиН, ЛиТВиН, (ЛиТоВеЦ), МоСКВиЧ. Видим, что первослово Ва исчезло только у татар, что говорит о словообразовании этого слова по аналогии с прецедентом (образцом). Образцом модели словообразования для называния множеств людей, населявших территории, граничившие с землями племён по берегам реки МоСКВы. Так много позже, уже в наше время возникло слово БРаТ-Ва. Должно бы быть: БРаТоВ-Ва, но время стёрло правильную память, ухо приняло, слово ходит. В источниках: БРаТиЕ, БРаТоВе.