Действенное средство

Ювеналий Крупеников
Ювеналий Крупеников


Действенное средство

Конечно, не всё здесь является вымыслом, и, тем не менее, любые совпадения – случайны.….

1
Егор Резчиков взглянул на календарь и нахмурился: на дворе - уже почти середина октября, а в интернете про начало отопительного сезона в столице - ни слуху, ни духу. А ведь  холодина уже хорошо донимала [1].
Она началась раненько, в середине сентября, в тот день, когда на перекрёстке улиц напротив продовольственного магазина и семейного кафе в асфальте вдруг появилась дыра, которую сразу же обнесли красными пластиковыми тумбами. Спустя неделю их сменил высокий штакетник, белый с красным, перегородивший половину улицы; на нём большая синяя стрелка, указывала автомобилистам, что нужно принять вправо.
Когда эта оградка уже обжилась и стала почти привычным элементом местного пейзажа, Егор из любопытства подошёл взглянуть - а что же тут ограничили, как суверенную территорию? Дыра, вроде бы, вела в колодец, с которого вдруг утащили причитающую ему тяжёлую чугунную крышку. Туда уже успели нападать ранние осенние листья, завалившие всё вокруг жёлтым ковром.
Штакетник, на удивление, оказался из пластика, так что в случае больших холодов его нельзя было разломать на дровишки тем, кто, на всякий случай, уже ухитрился соорудить у себя  в квартире спасительную „буржуйку”.
Хотя около отгороженной территории никто из соответствующей службы и не собирался появляться, Егор уверенно сказал жене Диане [2] :
- К Новому Году они с этой ямой уж точно управятся!
Вот с тех пор в небе и „кружляли” хмурые тучи, напрочь отделившие город от знойного лета. А ведь оно надолго запомнилось денёчками, когда в городе порой становилось так жарко, что молодёжь на улицах - по выражению соседки -  „раздевалась до половых признаков”, то есть, до трусов, маек и лифчиков.
Теперь же стремительно холодало, в квартире термометр опустился до 17 градусов, да ещё хорошо, что по Цельсию, а не по Фаренгейту [3]. Зато влажность подпрыгнула до 72%.  И самое неприятное начиналось ближе к ночи, когда хочешь - не хочешь, а нужно было укладываться спать. Ведь даже под одеялом ощущалась противная сырость, и хотелось, по примеру островитян-„наглосаксов”, сунуть в постель бутылки с горячей водой.
Пришлось Резчиковым вытягивать из шкафов закарпатские носки и шерстяные свитера крупной вязки, доставать фланелевые рубашки и кальсоны, на кроватях в пододеяльники запихивать толстые ватные одеяла. Но всё равно ночью нужно было ещё и укрываться клетчатым шотландским пледом.
Было у Егора желание включить кондиционер в режиме обогрева, благо такая возможность в нём предусматривалась, но от неё пришлось отказаться: внутренний блок кондиционера висел в гостиной, которую вечером и так нагревал телевизор  „Philips” своим огромным экраном, а мёрзнуть ночью приходилось в спальной - не загонять же туда тепло вентилятором.
Приходилось устраивать то, что Диана в шутку называла „режимом подводной лодки”. В спальню Резчиковы перетащили китайский масляный обогреватель, который летом прятался в гостиной за письменным столом у окна. Не забыв отключить бойлер в ванной, Егор устанавливал в „китайце” режим, обеспечивающий надёжный и бесшумный обогрев спальни до утра, используя всего лишь четвертушку мощности прибора. Дверь между спальней и гостиной на ночь закрывалась, и утром разница температур между двумя „отсеками” составляла 2-3 градуса „в пользу” спальни.
В общем, сентябрь оказался для города самым холодным за весь период 30-летней Незалэжности: с середины месяца лязгали зубами и мёрзли в столице как пожилые, так и молодые, пенсионеры и малые дети, и невольно вспоминался старый одесский анекдот:
 
- Сонечка, а у вас в детсадике уже топят?
- Нет, бабушка! Всё ещё ставят в угол!
 
На эту тему были и другие  варианты:

Середина октября, врач „Скорой помощи” говорит пациенту:  Больной, вы  нуждаетесь в срочной госпитализации. Мы отвезём вас в районную больницу.
 Больной:  Доктор, а там уже топят?
 
СМИ наперегонки запускали прогнозы о предстоящей суровой зиме, не забывая подчеркнуть, что перспективы получения страной российского газа - весьма  сомнительны. Не было никакой надежды даже на так называемые „реверсные” схемы подачи его из Европы. Ими возмущалась даже бывшая „газовая принцесса”, которая заявила:
„Для Украины не существует никакого европейского газа. Когда в 2014 году нам объявили, что Украина будет потреблять европейский газ, пусть они мне покажут, где он в Европе добывается, и где мы можем его взять. Я хочу сейчас проинформировать страну: это был большой обман " [4].
- Что-то она поздно спохватилась! - хмыкнул Егор, прочитав эту запоздавшую „сенсацию” в интернете. - Уже давно, даже ежу было понятно, что никакой газ в Европе и сроду не добывался, а страна-транзитёр потребляла российский газ, прихваченный из трубы, идущей в западные страны. И все знали, что с помощью этих „схем” ушлые „умельцы” на самом верху хорошо „грели” руки: ведь за прошедшие 7 лет газ в стране подорожал почти в 14 раз! [5]. А прямой договор с северным соседом наши „вожачки” заключать не хотят, и похоже, что этой зимой „назло бабушке” уже собираются нам отморозить не только уши!
После продолжительного разговора по Вайберу со своей одесской подругой, Диана прочно укрепилась в мысли, что без толстых брюк с начёсом в этом году перезимовать не удастся. Аргументы подруги были убедительными, что и немудрено, ведь та жила на Французском бульваре в старинном двухэтажном особняке, где высота потолка составляла четыре с половиной метра, и АГВ в её квартире поднять температуру выше 18 градусов не мог даже при нулевой температуре за окном [6].

2
За спасительными штанами Диана с Егором отправились на пятничную ярмарку, что уже который год разворачивалась возле конечной станции метро. Часть её длинного хвоста, уходящая вправо по направлению к торгово-развлекательному центру, была, в основном, продуктовой, а левая часть - сугубо промтоварной. Она манила покупателей своими роскошными шубами, кожаными куртками, пиджаками и свитерами, черными и красными сапогами, разнообразными чулками, носками, гольфами и колготками, всевозможными туфлями, ботинками, босоножками и тапочками, брюками и рубашками, кастрюлями и сковородками, обоями всех цветов и рисунков, бутылками и пакетами веществ бытовой химии.
Всё это, на прилавках, под натянутыми навесами, причудливыми тентами или в палатках, тянулось разноцветной лентой вдоль стартовавшей автотрассы Киев- Одесса.
Идти приходилось, осторожно расходясь со встречными покупателями, по узкой дорожке между прилавками, заваленными товаром, и машинами всех марок; здесь застыли и грузовички, и легковушки с прицепами, и минибусики; именно на них и прихлынуло в стольный град всё это товарное море.
На разыскиваемые штаны Диана с Егором наткнулись уже через 5 минут под широким тентом, где те соседствовали с джинсами, вельветовыми брюками, клетчатыми фланелевыми рубашками, пуховиками и шарфами.
Более привлекательными, в полоску, с манжетами, были штаны из Китая, стоившие 400 грн [7] Более плотные, тёмно-синие, без манжет, прибыли в столицу из Турции, цена им была 350 грн. На них по бёдрам были изображены прыгающие ягуары, а от густого начёса можно было ожидать тропической жары.
Диана выбрала брюки турецкие, самого большого размера, а до Егора только сейчас дошло, что впопыхах собираясь на ярмарку, они не захватили с собой ни клеёнчатого портновского метра, ни рулетки. У хозяйки товара какое-то измерительное средство было, но она его отдала соседке, а та, похоже, возвращать его пока не торопилась.
Продавщица, посмотрев на Диану, принялась уверять её, что брюки, которые она держит в руках, будут ей в самый „тыц”.
Диана прикладывала брюки к телу, чуть растягивала пояс, и наконец, решила, что она их берёт. Более точно примерить она решила дома. Егор, на всякий случай, записал номер машины, тёмно-серого японского минибусика, приткнувшегося напротив тента, и они поспешили домой.
Дома оказалось, что в брюки Диана, в общем-то, влезает, но резинку в поясе приходится растягивать довольно основательно. Это, по мнению Дианы, особого комфорта  не создавало. После мучительных раздумий, решено было опять ехать на ярмарку, брюки - вернуть, и найти такие же, но с поясом побольше, а если нужный размер не сыщется, то попытаться вернуть деньги.
На ярмарке, вроде бы, такое было не в диковинку: когда Диана с Егором уже уходили с покупкой, то увидели, как подбежавшая из соседней 9-этажки женщина, раскрасневшаяся и с трудом переводящая дыхание, принялась объяснять продавщице, что брюки, купленные четверть часа тому назад, оказались ей малы.
- Егор, ты меня извини, но я так устала, что хочу попросить тебя съездить на ярмарку без меня. - жалобным голосом промолвила Диана. - Скажи там, что нужно поменять на больший размер. Я вот померила сейчас объём талии, мне нужно, чтобы было два по 45, то есть, 90 сантиметров, свободно, без всякой натяжки. Кстати, возьми с собой рулетку, там померяешь! Поезжай скорей, пока  ярмарка ещё не разбежалась!
Ярмарка продолжала работать. Егор быстро нашёл знакомый минибусик и тент, где они купили брюки. Продавщица его узнала, брюки забрала, не проронив ни слова, а Егор стал рыться в куче товара, разыскивая нужный размер. Перемерив рулеткой несколько брюк, он ничего подходящего не нашёл. Продавщица отсчитала ему 350 грн, а Егор спросил у неё:
- А вы на следующей пятнице здесь будете?
- Да, мы будем….
- Моей жене нужен размер - два по 45 в поясе. - пояснил Резчиков. - Вы сможете такой привезти? Кстати, какой у вас номер мобильника и как вас зовут? Я вам на неделе позвоню…
- Давайте позвоните мне в среду, я тогда буду знать, как и что, -  ответила продавщица, продиктовав номер телефона. - А звать меня Наташей.
Дома Диана недоверчиво спросила:
- Неужели вернули деньги? Тебе не пришлось  скандалить? Или качать права?
- Ты знаешь, не пришлось! Наверно, у них там на ярмарке это уже хорошо отработано: что покупатель всегда прав, и никаких склок с ним лучше не затевать….
- Ну, теперь не забыть бы позвонить в среду этой Наташе, - сказала Диана.
Но звонок в среду хороших вестей не принёс. Оказалось, что брюки такого размера у поставщика товара отсутствуют.
Тем временем к делу подключилась киевская подруга Дианы, которая подобную проблему для себя успешно решила неделю назад. Она настойчиво предлагала Диане съездить на Лесной рынок, мол, там всё будет „железно”, все адреса и „явки” у неё надёжные.
Диана решила, что в такую ковидную обстановку поездка чёрте-куда, через весь город, с многочисленными пересадками и форсированием Днепра, ей уж точно вылезет боком, а на Егора надежда - слабая: купит то, что понравилось ему, а носить придётся ей.
После долгих раздумий она решила, что самое милое дело - это поехать на Демеевский рынок: до него добираться недалеко - всего лишь 3 остановки на метро и небольшая прогулка по подземному переходу возле Центрального автовокзала. Она даже  может захватить с собой маникюрные ножницы, чтобы ей в знакомом месте - напротив платного туалета - их наточили, а то в нашем возрасте подстричь ногти на ногах - целая проблема, а с затупившимся инструментом - вообще дело безнадёжное.
Подойдя к  кварталу, где размещался рынок, Егор очень удивился, не увидев на углу офиса фирмы „Гюнсел”, автобусом которой они с Дианой в прошлое лето выбирались в Одессу, несмотря на то, что к тому времени эпидемия Ковид-19 превратилась в пандемию. Похоже, что фирма опять перебралась в отремонтированное здание Центрального автовокзала, а её место теперь занимала какая-то контора с вывеской „Пармезан”.
Рядом расположился магазинчик „Парфюмерия Беларуси”, с которым соседствовал секс-шоп, далее маячила своей рекламой лавочка, торгующая восточными сладостями. За нею чернел вход в туннель, куда и свернули Егор с Дианой. Именно здесь начинались ряды, где торговали одеждой, обувью, коврами, детскими игрушками, чемоданами на колёсиках и сумками-тачанками, которые в большом почёте у пенсионеров всех возрастов.
В туннеле было холодновато,  и продавщицы согревались, как могли: одни пили из термосов чай или кофе, другие грелись возле маленьких радиаторов, а третьи устраивали что-то похожее на утреннюю гимнастику.
Нужные штаны нашлись почти сразу же возле входа в туннель, где торговала какая-то маленькая женщина, не то китаянка, не то вьетнамка. Она выложила Резчиковым все свои запасы, и после тщательных прикидок и измерений рулеткой Диана, наконец, нашла то, что так долго искала. Ягуары тут, правда, по бёдрам не прыгали, но зато в брюках были два глубоких кармана, на пластмассовых „молниях”.
Диана перекинулась с коротышкой-продавщицей несколькими словами, и купила предмет своей мечты за 300 грн. Продавщиц сложила брюки в пластиковый пакет и сверху положила визитную карточку. На обороте её Егор увидел номера мобильных телефонов и имена абонентов - Валентин и Куи Фен - на великом и могучем языке межнационального общения.
Прогулявшись по рынку, который в субботу был почти пустынным, Егор удивился, увидев, что здесь цена его любимых яблок сорта „Лигол” вдвое выше, чем на  позавчерашней ярмарке - 20 грн вместо 10 с полтиной.
На рынке уже появилась первая хурма, ещё не покидал прилавков крупный виноград, кое-где торговали грецкими орехами, которые в этом году явно припозднились, но скорлупа у них была такая толстая, что справиться с нею мог, наверно, только увесистый кузнечный молот.
Возле туалета, где пришлось ждать, когда наточат маникюрные ножнички, они узнали, что с первого ноября рынок закрывается на карантин. И вообще у него перспективы - грустные:  тут вроде бы собираются возводить 30-этажный жилой комплекс.
Дома Диана облачилась в брюки и продефилировала к трельяжу. Покрутившись перед ним пару минут, она передохнула  и сказала:
- Ужас, как жарко! Ну и брюки!
Егор, поправляя горшок с орхидеей, нечаянно коснулся батареи под окном и ойкнул:
- Ты смотри! Уже затопили, батареи-то -  тёплые!
И поглядев на жену, он воскликнул:
- Вот это да! Ты смотри, что получается: только-только успели купить тёплые брюки, и сразу же включили отопление! Жаль, что ты их не купила на неделю раньше! Действенное средство, оказывается ! Недаром моя мама всегда говорила: „Хочешь на отдыхе иметь тёплую погоду, бери с собой тёплые вещи!” Считай, что из-за тебя пришлось мёрзнуть почти десятидневку!


ПРИМЕЧАНИЯ
[1]  Персонаж романа автора „Крушение, или 45/52”, Части 1-4.
[2]  Тоже.
[3] 17,6 градусов по Фаренгейту соответствуют минус 8 градусам по Цельсию
       (прим. автора).
[4]  https://ria.ru/20211023/timoshenko-1755901799.html.
[5]  [6]  АГВ - аппарат газовый водогрейный, широко распространенный, а точнее
       практически единственный газовый  котел отопления в нашей стране в её
       советский период  (http://teplosten24.ru/agv-chto-eto-takoe.html).
[7]  По состоянию на октябрь, примерно 13,4 евро (прим. автора).