«Барышня легли и просют»
Михаил Старицкий. Пьеса «За двумя зайцами».
Сочиняла я тут на днях к празднованию Восточного Нового года миниатюру про ароматы Китая и каким-то лукавым образом в мое лирическое повествование «прокралась» героиня фильма «За двумя зайцами» Сирко Проня Прокоповна.
Девица она во всех смыслах «выдающаяся»… Только вот никак не пойму, что она от меня-то захотела? Может быть, эссе, исходя из ее поэтически-романтической страсти к Голохвостову? Но я не Мишель Монтень. И потом, даже с моим любительским умением сочинительства французское essai по благородству звучания никак не вяжется с образом Прони. Это все равно, что пласт розовой нежной лососины со слезой подать гостям на газетных листках и наблюдать, как жирная рыба сначала пропитает всю бумагу, потом оставит пятна на поверхности белоснежной скатерти, а потом испачкает манжеты фраков у мужчин и рукава буф у дам. Нет… Эссе – это слишком возвышенно в связи с «сермяжностью» темы. Так как же поведать о Проне так, чтобы и мои современницы увидели в этом нетленном образе самих себя и ужаснулись (или прозрели)?
Буду пробовать.
Вот она, возрастная, некрасивая, вульгарная девица, у которой есть мечта: она хочет выйти замуж, гулять по центральной улице города под ручку с шикарным кавалером… А встречные? Они должны завидовать ей и восхищаться тем, что у нее есть то, чего у них нет. Проня очень хочет быть успешной в своем понимании удачливости. Скорее всего, для тех, кто живет «на нижних чакрах» (так учит восточная философия), ничего плохого в таких желаниях нет. Просто возможно в итоге печальное столкновение с реальностью. Что, собственно, в итоге и произошло.
Безвкусно одетая, жеманная (так в ее представлении должна вести себя великосветская дама) и при этом избыточно активная (до агрессии), она обречена на нелюбовь. У Прони Прокоповны есть серьезный внутренний конфликт: она не видит ни реальность, ни себя изнутри. И, в каком-то смысле, напоминает Бальзаминова, который жаловался маменьке:
- Не умею я думать так, как богатые думают. Вот богатство во мне и не умещается.
Проня тоже не умеет думать. Вернее не так: она, конечно, пытается, но «думанием» ее подход к жизни назвать очень трудно. «Думание» Прони оборачивается странными выходками, управляется сиюминутными желаниями и глупостью какой-то первобытной.
Ох-хо-хо… И мне, «сердешной», она спать по ночам не дает, взывает. Прямо разбирает ее мучить мою бедную душу. А все почему? Наверное, потому, что я – одна из тех немногих, кто жалеет ее по-настоящему. Ну, да ладно… Идем дальше…
Помните, как говорила мама красавцу сыну (его роль играл Игорь Костолевский) в фильме «Отпуск за свой счет»?
- Если бы ты читал больше классиков, ты бы знал, что лучшие русские женщины всегда жили в провинции.
Вот не знаю. Мне кажется, что сегодня дела обстоят не так однозначно. Но лучше вернусь к Проне. Она - не провинциалка по факту рождения, а жительница городская, во всех смыслах «обеспеченная» (у родителей торговая лавка). Она считает себя принадлежащей к «высшему городскому сообществу». Но, увы, в салон Анны Павловны Шерер ее бы не пригласили. И на порог не пустили бы ни в один из респектабельных петербургских салонов. А она хочет. Очень хочет «звездить», выражаясь языком сегодняшней молодежи. Для того и несколько дней в «пансиёне» проучилась. Правда, на том образование и закончилось, но острое желание блистать осталось. И вот ведь глупость какая… Ей же и муж понадобился любящий пыль в глаза пускать. Подобное притянуло подобное… Но она не задумывается, что они вместе в этом браке будут делать? Я тут не так давно слышала от одной упрямой в своих «хотелках» женщины:
- Почему он на мне не женится? Я бы ему детей нарожала!
Слушала ее и думала:
- А его ты спросила? Он готов быть отцом? Хочет ли он сейчас детей? Какие у него планы в браке?
Нет. Не спросила, даже мысли не допустила, что мужчина может совсем иначе выстраивать свою жизнь в данный момент. А случается и того хуже: укладывают на себя всеми правдами и неправдами, беременеют и требуют проявлять порядочность: женись и точка! Хорошо, он женится по залету. А дальше?
Вы меня спросите: что плохого в том, что женщина мечтает выйти замуж? Ничего. Просто цели, к которым стремятся в замужестве, бывают разные. Проня (как и Бальзаминов) ни одного слова не сказала о смысле и сути брака. Не думает она об этом. Мечты Голохвостова столь же далеки от возвышенных: ему нужны деньги от приданого жены, чтобы продолжить заниматься «безобразиями»… Сам признался.
Есть в этом во всем, что-то неправильно-неправедное. Дикое, что ли…
Уж замуж невтерпеж. А, кстати, интересно, почему в этом словосочетании каждое слово – исключение из правила?
Итак, Проня Прокоповна «думала», что влюбилась. Страстно, до обмороков, влюбилась в натурального обормота, который еще до свадьбы готов был волочиться за любой юбкой, в чьей голове было пусто, как и в кармане. И это очевидно всем, кроме самой Прони. За короткое время знакомства она сооружает ему постамент внутри своего алчущего «любви» сердца. Ставит на него любезного друга, превращая того в памятник. Ну, а потом, как водится, начинает ему поклоняться. Вот она – точка совпадения интересов: Проня реализует придуманную мечту, Голохвостов – тоже. Ожидая денег невесты Прони он параллельно волочится за ее двоюродной сестрой. выпрашивает очередные деньги у кредитора на новую модную одежду («иначе, ж, не можно») и мечтает о том, как свободно и красиво загуляет с кралей Галей в скором будущем.
Надо сказать, что девушка Галя и в самом деле попалась красивая, скромная и, вот незадача, умная! Она Голохвостова видит насквозь и он ей так же противен, как тому Проня Прокоповна. Все вокруг смотрят и смеются, а я грущу… И каждый раз задаю себе вопрос: почему мне жалко Проню до слез? Может быть, я мир вижу как-то перевернуто? В этой банальной истории все же очевидно. Она про то, как два пятака, мнящие себя рублями, пытаются этим рублям изо всех сил соответствовать. А дальше-то что? А ничего… Помните, как у Островского в «Бесприданнице» Карандышев говорит:
- Я не понимаю…
- Так научитесь вначале понимать… - Отвечает Паратов.
Вот! Научитесь понимать, что мир может быть устроен совсем не так… Это осознание бы да к бедной Проне в голову через уши. Но нет… Она уверена в том, что влюблена, что дела обстоят именно так, как она их оценивает, понимать иллюзорность того, что происходит в ее мозгу не желает. Не научена она понимать. Все на рефлексах и обоюдных манипуляциях. И с этого момента я уже начинаю плакать. Потому что знаю, чем все дело закончится. И мне так жалко эту некрасивую, недалекую, в общем-то никому не нужную перезревшую девицу… Всякий раз я стараюсь не досматривать эту трагикомедию до конца. Кто-то считает, что доверчивость привела Проню Прокоповну к ее печальному финалу. Я же думаю, что глупость несусветная и тщеславие заоблачное. Сегодня, возможно, ее, дуреху, спасла бы какая-нибудь мало кому известная сцена с тремя зрителями или внушительное количество подписчиков в блоге… А вот то, что «звездить» можно по-разному, конечно, она не знает… Проне известна только определенная сторона этого процесса. В том и беда. Да еще, незадача, в те времена интернета не было. Защитить опозоренную Проню никто даже не попытался. И вот она уже полулежа на ступенях Храма рыдает в фате и свадебном наряде, узнав горькую правду про коварный план жениха…
Я почему-то уверена в том, что пройдет время и Проня Прокоповна сможет вернуться к себе самой после полученной «любовной» травмы. Она стряхнет горе с воланов юбки, вновь наденет шаль пошлости и шляпу глупости, да начнет демонстрировать свою «вученость» ( ведь были же те несколько дней образования в «пансиёне»!). И мужа, наверное, очередного сыщет. Но и во второй и в третий раз все закончится тем же. Так будет происходить до тех пор, пока она не поумнеет. Увы, глупость опасна для жизни больше, чем удар электричеством, потому как электричество действует мгновенно, а глупость пытает всю жизнь. Сколько сил утечет из души и тела Прони Прокоповны пока она дозреет? Один Бог знает. Он ее же и учит. Только вот не хочет учиться уму-разуму упрямое создание. Вот почему я плачу всякий раз, когда думаю о ней, когда жалею ее глубоко и по-женски. Уж, кому-кому, а мне с моим везением в профессии, Прони Прокоповны попадаются чуть ли не каждую неделю…
А тут на днях, совсем некстати, и Голохвостов заглянул.
- Вы, - говорит, - меня не испугаете тем, что жена уйдет. Да пусть себе катится на все четыре стороны. У меня таких, как она, в базарный день на пятачок - большой пучок купляется…
Не исчезающие прототипы…
Будь я измененной страданиями Проней Прокоповной, надела бы ему на голову пакет с тремя десятками яиц, который в момент разговора держала в руках… Но мне яиц стало жалко. Дорогие же…
Так все-таки, почему плачет моя душа по Проне? Да потому, что мы ничем не можем помочь тем людям, которые не хотят помогать себе сами. Я столько раз пыталась, меняя подходы и практики. На курсы повышения квалификации исправно ходила. Корифеев от психологии мучила. Хорошо хоть со временем осознала, что помочь можно не всем и не всегда. И нечего из этого делать профессиональную трагедию. Спасение утопающих (в том числе) - дело рук самих утопающих. Иногда нужно отпустить человека, чтобы дать ему время вызреть. А мои слезы? Они от того, что «созревание» довольно болезненный процесс. А смиряться с болью других я так и не научилась при своем открытом эмоциональном центре, который Дух любого человека улавливает , как мой кот аромат докторской колбасы в натуральной оболочке. Ахиллесова пята. Но о ней я уже писала. Ничего не поделать. У каждого свой процесс личного взросления…