Плач по Проне

Юрико Ватари
                «Барышня легли и просют»   
                Михаил Старицкий. Пьеса «За двумя зайцами».


    Сочиняла я тут на днях к  празднованию Восточного  Нового года миниатюру про ароматы Китая и каким-то лукавым  образом в мое лирическое  повествование «прокралась» героиня фильма «За двумя зайцами» Сирко Проня  Прокоповна.
 
   Девица она  во всех смыслах  «выдающаяся»… Только вот никак не пойму,  что она от меня-то захотела?  Может быть,  эссе, исходя из  ее поэтически-романтической страсти к  Голохвостову?  Но я не Мишель Монтень.  И потом,   даже с моим любительским умением сочинительства французское  essai  по благородству звучания никак  не вяжется с образом  Прони.   Это все равно, что  пласт розовой нежной лососины со слезой подать гостям на газетных листках и наблюдать, как  жирная рыба  сначала пропитает  всю бумагу, потом оставит пятна на поверхности белоснежной скатерти, а потом  испачкает  манжеты   фраков у мужчин и рукава буф у дам. Нет…  Эссе – это слишком возвышенно в связи с «сермяжностью» темы.   Так как же поведать о  Проне так, чтобы и мои  современницы увидели в этом нетленном образе самих себя и ужаснулись (или прозрели)?
 
     Буду пробовать.
 
     Вот она,   возрастная, некрасивая, вульгарная  девица, у  которой есть мечта: она   хочет выйти замуж, гулять по центральной улице города под ручку с шикарным кавалером… А встречные? Они должны завидовать ей и восхищаться тем, что у нее есть то, чего у них нет.   Проня очень хочет быть успешной в своем понимании  удачливости.   Скорее  всего,    для тех, кто живет «на нижних чакрах» (так учит восточная философия), ничего плохого в таких желаниях нет.   Просто возможно  в итоге печальное  столкновение с реальностью. Что, собственно, в итоге и произошло.
   
    Безвкусно одетая, жеманная (так в ее представлении должна вести себя великосветская дама) и при этом избыточно  активная (до агрессии),  она обречена на нелюбовь.  У Прони Прокоповны есть серьезный внутренний  конфликт:  она не видит ни реальность, ни  себя изнутри.  И, в каком-то смысле, напоминает Бальзаминова, который жаловался маменьке:

   - Не умею я думать так, как богатые думают. Вот богатство во мне и не умещается.

   Проня тоже не умеет думать.  Вернее не так: она, конечно, пытается, но «думанием» ее подход к жизни назвать очень трудно. «Думание»  Прони  оборачивается  странными выходками,  управляется сиюминутными  желаниями и глупостью какой-то первобытной.
 
   Ох-хо-хо…   И мне, «сердешной»,  она спать по ночам не дает, взывает.   Прямо разбирает ее мучить  мою  бедную  душу.  А все почему? Наверное,  потому, что я – одна из тех немногих, кто  жалеет  ее по-настоящему. Ну, да ладно… Идем дальше…
 
    Помните, как говорила мама красавцу сыну (его роль  играл Игорь Костолевский) в фильме «Отпуск за свой счет»?

    -  Если бы ты читал больше классиков, ты бы знал, что лучшие русские женщины всегда жили в провинции.

    Вот не знаю. Мне кажется, что сегодня дела обстоят не так однозначно. Но лучше вернусь  к Проне.  Она - не провинциалка по факту рождения, а  жительница городская, во всех смыслах «обеспеченная» (у родителей торговая лавка). Она считает себя принадлежащей к «высшему городскому сообществу».  Но, увы, в салон Анны Павловны Шерер ее бы не пригласили.  И на порог не пустили бы  ни в один из респектабельных  петербургских  салонов. А она хочет. Очень хочет «звездить», выражаясь языком сегодняшней молодежи.  Для того и несколько дней в «пансиёне» проучилась. Правда, на том образование и закончилось,  но острое  желание блистать осталось. И вот ведь глупость какая… Ей же и муж понадобился любящий пыль в глаза пускать.   Подобное притянуло  подобное…  Но она не задумывается, что они вместе в этом браке  будут делать? Я тут не так давно слышала от одной упрямой в своих «хотелках» женщины:

   - Почему он на мне не женится? Я бы ему детей нарожала!

Слушала ее и думала:

   - А его ты спросила? Он готов быть отцом? Хочет ли он сейчас детей? Какие у него планы в браке?
 
Нет. Не спросила, даже мысли не допустила, что мужчина может  совсем иначе выстраивать свою жизнь в данный момент.  А случается и  того хуже: укладывают  на себя всеми правдами и неправдами, беременеют  и требуют  проявлять порядочность: женись и точка! Хорошо, он женится по залету. А дальше?
 
   Вы меня спросите:  что плохого в том, что женщина мечтает выйти замуж? Ничего. Просто цели, к которым стремятся в замужестве, бывают разные.  Проня  (как и Бальзаминов) ни одного слова не сказала о смысле и сути брака. Не думает она об этом.  Мечты Голохвостова  столь же  далеки от возвышенных: ему нужны    деньги от приданого жены, чтобы  продолжить заниматься «безобразиями»… Сам признался.
 
   Есть в этом во всем, что-то неправильно-неправедное. Дикое, что ли…
    
   Уж замуж невтерпеж.  А, кстати,  интересно, почему в этом словосочетании каждое слово – исключение из правила?

   Итак, Проня Прокоповна «думала», что влюбилась. Страстно, до обмороков, влюбилась в натурального обормота, который  еще до свадьбы готов был  волочиться за любой юбкой,  в чьей голове  было пусто, как и в кармане. И это очевидно всем, кроме  самой Прони. За короткое время  знакомства  она  сооружает ему постамент внутри своего алчущего «любви»  сердца.  Ставит на него любезного друга, превращая  того в памятник. Ну, а потом, как водится, начинает ему поклоняться.  Вот она – точка совпадения интересов: Проня реализует придуманную мечту, Голохвостов – тоже.  Ожидая денег невесты Прони он   параллельно волочится за ее двоюродной сестрой. выпрашивает очередные деньги у кредитора  на новую  модную одежду («иначе, ж, не можно») и мечтает о том, как свободно и красиво загуляет с кралей Галей в скором будущем.
   
   Надо сказать, что   девушка Галя и в самом деле попалась  красивая, скромная и, вот незадача, умная!  Она Голохвостова видит насквозь и он ей так же противен, как тому Проня Прокоповна.  Все вокруг  смотрят и смеются, а я грущу…   И  каждый раз задаю себе вопрос: почему мне  жалко Проню до слез?   Может быть, я мир вижу как-то перевернуто?  В этой банальной  истории все же  очевидно. Она про то, как два пятака,  мнящие себя рублями, пытаются этим рублям изо всех сил соответствовать. А дальше-то что?  А ничего…    Помните, как у Островского в «Бесприданнице» Карандышев говорит:

   -  Я не понимаю…

   -  Так научитесь вначале понимать… - Отвечает Паратов.

Вот!  Научитесь понимать, что мир может быть устроен совсем не так…    Это осознание  бы да к бедной Проне в голову через уши.  Но нет… Она уверена в том, что влюблена, что дела обстоят именно так, как она их оценивает,  понимать иллюзорность того, что происходит в ее мозгу  не желает. Не научена она понимать. Все на рефлексах и обоюдных манипуляциях. И с этого момента я уже начинаю плакать. Потому что знаю, чем все дело закончится. И мне так жалко эту некрасивую, недалекую, в общем-то никому не нужную перезревшую девицу…   Всякий раз я стараюсь не  досматривать  эту трагикомедию   до конца.  Кто-то считает, что доверчивость  привела Проню Прокоповну к ее печальному  финалу. Я же думаю, что глупость несусветная и тщеславие заоблачное.  Сегодня, возможно, ее, дуреху,  спасла бы какая-нибудь мало кому известная  сцена  с тремя зрителями  или внушительное количество  подписчиков в блоге…  А вот то, что «звездить» можно по-разному,  конечно, она не знает… Проне  известна только  определенная  сторона  этого процесса. В том и беда.  Да еще, незадача, в те времена интернета не было. Защитить  опозоренную Проню никто даже не попытался.  И вот она уже  полулежа на ступенях Храма рыдает в фате и свадебном наряде, узнав горькую правду про коварный план жениха…
 
    Я почему-то уверена в том, что пройдет время и Проня Прокоповна сможет вернуться к себе самой после полученной  «любовной» травмы. Она стряхнет горе с воланов юбки, вновь наденет шаль пошлости  и шляпу глупости,  да начнет демонстрировать  свою «вученость»  ( ведь были же те несколько дней образования в «пансиёне»!). И мужа, наверное, очередного  сыщет. Но и во второй и в третий раз все закончится  тем же. Так будет происходить до тех пор, пока она не  поумнеет.  Увы, глупость опасна для жизни больше, чем удар электричеством, потому как электричество действует мгновенно, а глупость пытает всю жизнь.  Сколько сил утечет из души и тела  Прони Прокоповны пока она дозреет?  Один Бог знает. Он ее же и учит.  Только  вот не хочет  учиться уму-разуму упрямое создание. Вот почему я плачу всякий раз, когда думаю о ней, когда жалею ее  глубоко и по-женски.  Уж, кому-кому, а мне с моим везением в профессии,  Прони Прокоповны попадаются  чуть ли не каждую неделю…
 
   А тут на днях, совсем некстати, и Голохвостов заглянул.
 
   - Вы, - говорит, -  меня не испугаете  тем, что жена уйдет. Да пусть себе катится на все четыре стороны. У меня таких, как она, в базарный день на пятачок  - большой пучок  купляется…
 
   Не исчезающие прототипы…

   Будь я измененной  страданиями Проней Прокоповной, надела бы ему на голову пакет с тремя десятками яиц, который  в  момент разговора держала в руках…  Но мне яиц стало жалко. Дорогие же…
 
   Так все-таки, почему плачет  моя  душа по Проне?  Да потому, что  мы ничем  не можем помочь тем людям, которые не хотят помогать себе сами. Я столько раз пыталась, меняя подходы и  практики. На курсы повышения квалификации исправно ходила. Корифеев от психологии мучила.  Хорошо хоть со временем   осознала, что помочь можно не всем и не всегда. И нечего из этого делать профессиональную  трагедию. Спасение утопающих (в том числе)  - дело рук самих утопающих. Иногда нужно отпустить человека, чтобы дать ему время вызреть. А мои слезы? Они от того, что «созревание»  довольно болезненный процесс. А смиряться с болью других я так и не научилась при своем открытом эмоциональном центре, который Дух любого человека улавливает , как мой кот аромат докторской колбасы в натуральной оболочке. Ахиллесова пята. Но о ней я уже писала.  Ничего не поделать.  У каждого свой процесс личного взросления…