Критика дневников Лизы Дьяконовой

Любовь Коваленко
Тургенев писал:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о, великий могучий, правдивый и свободный русский язык!
- Не будь тебя, - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
- Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
И вера в эту великую народную душу давала нравственные силы... "

Мне было больно, местами нестерпимо больно за эту чудную страдающую душу русской девушки, но меня вместе приводило в восторг сознание, что такие девушки есть, что такая душа была, и что это - душа русской интеллигентной девушки..."

Я.Усмович, "Русское слово".

"Тщеславный человек интересуется жизнью соседа, потому что сосед для него - не ничтожная величина, а нечто, с чем надо считаться для собственно преуспеяния...
С этой точки зрения Башкирцева, несомненно, заботилась о людях.
Люди входили необходимым элементом в её мечты о будущем устройстве жизни...

В Дьяконовой с самой той минуты, как она знакомит нас со своей личностью, живёт отчуждение от людей.
Она не имеет интереса к ним и в этом сходится с очень большим числом мужчин и женщин, не оканчивающих, однако, жизнь трагически, как она.
Но причина её несчастья и основной мотив, приведший к конечной катастрофе, заключается именно в глубоком индифферентизме к существованию других и неизбежном вследствие этого баюканье собственной отчуждённости от мира".

"Русские Ведомости "