В кино не были несколько лет. Наконец сподобились. Причем, по моей, а не жены, инициативе. Посетили кинотеатр (мягкий), кресла такие удобные, что я за три часа даже позы не менял. Это важно, т.к. новая экранизация романа «Мастер и Маргарита» требует безотрывно внимательного просмотра и высокого качества экранного изображения (картинки). .
Я человек капризный и мне редко, что полностью нравится. Данный фильм приятное исключение. Прекрасные актерские работы. Игра Евгения Цыганова (в роли Мастера он местами даже портретно похож на Булгакова), Юлии Снегирь и особенно Августа Диля в роли Воланда – выдающиеся. Они достойны номинации на Сталинскую премию первой степени, которые будущие лауреаты должны пропить в ресторане ДЛТ (и по сей день функционирующего), где происходили известные события булгаковского романа. Сразу отмечу, что с трактовкой образа дьявола немецким актером можно соглашаться или нет, но то, что на экране именно дьявол, мало у кого вызовет сомнения.
Вызывает всяческое почтение и операторская работа, и работа художников по костюмам. Мне показался не совсем качественным звук, причем не технический в кинозале, а именно «озвучка» - не всегда обеспеченная качеством дикции. Некоторые фразы я слышал, но не понимал. Впрочем, возможно, это связано с моей некоторой возрастной тугоухостью.
Повторюсь, в целом художественная форма фильма очень и очень хороша. Однако основные достоинства фильма, которые иные взыскательные зрители вольны трактовать как недостатки, лежат в иной плоскости, которую я бы назвал сценарно-режиссерской (Михаил Локшин, Роман Кантор).
Каждый знает, даже если он не (частица "не" зачеркнута) читал роман «Мастер и Маргарита» давно и содержание помнит плохо, что произведение это многоплановое, полно загадок и скрытых смыслов. Навскидку, назову несколько сквозных неисчерпаемых тем романа:
Кем и для чего создан мир с человеком, наделенным божественным и проклятым самосознанием? («ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»)
Что такое реальность? То, что «беспокойный старик Иммануил» (Кант) называл «вещью в себе» или то, что отпечатывается в наших чувствах или разумом? («Если «рукописи не горят», значит неизреченная мысль где-то оставляет след?)
Природа человеческой личности. Меняется ли она по мере так называемого общественного прогресса? (Эксперимент Воланда в варьете. Говорят в театре на Тагангке, на о первом спектакле, когда шла сцена в варьете и с потолка полетели резанные бумажки-деньги, зрителям сообщили, что среди них есть несколько настоящих билетов на следующий спектакль «Мастер и Маргарита»… повторно этого больше никогда не делали…)
Даже телеграфным стилем все сквозные темы романа для целей поста в социальной сети мне перечислить сложно.
Вот ещё самые очевидные:
-добро и зло;
-власть и совесть;
-преступление и наказание;
-любовь и свобода;
-творчество, истина и смысл жизни;
……………………………………………………………..
Итак, булгаковский текст многослоен до неисчерпаемости.
Но особенность книжного текста в том, что его можно читать постепенно и неопределенно долго. «Мастера» - еще и с любого места, будь то, скажем, полет Маргариты на бал или разговор Пилата с начальником службы безопасности. Когда Пилат, как сейчас говорят, заказывает Иуду. А может Булгаков подразумевает аналогию заказа на Кирова? А сегодняшний читатель увидит аналогию с убийством Старовойтовой или Немцова…
В общем, любая, даже одна несгоревшая страница книги становится, этакой шумерской глиняной табличкой с клинописью, приподнимающей непроницаемую завесу над первой сохранившей следы человеческой цивилизацией…
Иное дело киноверсия великого текста. За 2-4 часа, прошу прощения за канцеляризм, визуально-вербального изложения, отразить все планы романа невозможно. Как в песне «…Ведь жизнь прожить, не поле перейти…» А что же тогда возможно в кино, которое в отличие от текста и есть переход поля?
Создатели фильма, полагаю, прежде всего, режиссер-сценарист, наряду с замечательным решением чисто прокатных задач фильма: интрига, прекрасные любовные, гастрономические сцены, архитектурные виды и др. поставил и решил сверхзадачу: на плоском экране, т.е. специфическими кинемотографическими средствами передать, если угодно, отразить многомерность булгаковского романа.
Первый и самый очевидный план в фильме это - реальная жизнь писателя, при этом он встречается с дьяволом и его помощниками.
Второй план это эпизоды написанного Мастером романа, передаваемые от лица читающих написанный роман (например, Маргариты).
Третий – эпизоды, иллюстрирующие беседы мастера с поэтом Иваном Бездомным в психбольнице.
Четвертый -воображаемые Мастером, но не написанные еще сцены, например, шоу в варьете. Таким образом, пространство фильма становится четырехмерным. А может быть, мне не удалось заметить его большей многомерности. Самостоятельным (пятым) планом, возможно считать некоторые сюжеты «чертовщины» превращающиеся в марксистско-ленинскую объективную реальность. Но можно и не считать, отнеся их к одному из четырех перечисленных планов.
Человеку дано природой, богом или дьяволом воспринимать мир трехмерным, а трехмерные восприятие сегодня мало проясняют открывшуюся бездну непознанного. Стремился ли Булгаков к такой многомерности в романе, судить не берусь, не по моему уму задача. Но текст, который он написал, это делать позволяет, на что и дерзнул режиссер Локшин и сделал это достойно.
Сегодня вокруг фильма немало споров и шума о политической ангажированности или сценарном эпизодическом фрондерстве (фиге в кармане) в адрес нынешней российской власти. По моему мнению, в фильме если и есть что-то подобное, то обусловлено оно духом и содержанием романа, а потому, наоборот, логика эволюции любой власти при неизменной природе человеческой личности, подпадает под сцены романа, пусть и выраженные кинематографическими средствами. А клевреты и лизоблюды, которые всегда есть у власти в изобилии, обязательно найдут в работах Мастера ересь. Но нужно помнить, что вперед человечество движут именно еретики, другое дело, чтобы определить, вперед ли это движение, а не вбок или взад, «…нужно, как никак, иметь точный план…хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем в тысячу…»
А у кого этот план есть?
Фильм нужно смотреть!
Те, кто роман не читал, не знаком с жизнью и творчеством Булгакова, фильм не поймут, но он будет достаточно зрелищным даже непонятный. И главное,фильм вызывает желание роман перечитать, а кого-то и попробовать прочитать.
14.02.24.
Ново Абзаково.