Мастер и Маргарита с кресла мягкого кинотеатра

Барабанов Виктор
В кино не были несколько лет. Наконец сподобились. Причем, по моей, а не жены, инициативе. Посетили кинотеатр (мягкий), кресла такие удобные, что я за три часа даже позы не менял. Это важно, т.к. новая экранизация  романа «Мастер и Маргарита» требует безотрывно внимательного просмотра и высокого качества экранного изображения (картинки). .
 Я человек капризный и мне редко,  что  полностью нравится. Данный фильм приятное исключение.  Прекрасные актерские работы.  Игра Евгения Цыганова (в роли Мастера он местами даже портретно похож на Булгакова), Юлии Снегирь и особенно Августа Диля  в роли Воланда – выдающиеся. Они достойны номинации на Сталинскую премию первой степени, которые будущие лауреаты должны пропить в ресторане ДЛТ (и по сей день функционирующего), где происходили известные события булгаковского  романа.   Сразу отмечу, что с трактовкой образа дьявола немецким актером можно соглашаться или нет, но то, что  на экране именно дьявол, мало у кого вызовет сомнения.
 Вызывает всяческое почтение и  операторская  работа, и работа художников по костюмам. Мне показался не совсем качественным звук, причем не технический в кинозале, а именно   «озвучка» - не всегда  обеспеченная качеством дикции. Некоторые фразы я слышал, но не понимал. Впрочем, возможно, это связано с моей  некоторой возрастной тугоухостью.
  Повторюсь, в целом художественная форма фильма очень и очень хороша. Однако основные достоинства фильма, которые иные взыскательные зрители вольны трактовать как недостатки, лежат в иной плоскости, которую я бы назвал сценарно-режиссерской  (Михаил Локшин, Роман Кантор).

 Каждый знает, даже если он не (частица "не" зачеркнута) читал роман «Мастер и Маргарита»   давно и содержание  помнит плохо, что произведение это  многоплановое, полно загадок и скрытых смыслов. Навскидку,  назову  несколько сквозных неисчерпаемых тем романа:
   Кем и для чего создан мир с человеком, наделенным божественным и проклятым  самосознанием? («ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»)

   Что такое реальность? То, что «беспокойный старик Иммануил» (Кант) называл «вещью в себе» или то, что отпечатывается в наших чувствах или разумом? («Если «рукописи не горят», значит неизреченная мысль где-то оставляет след?)

    Природа человеческой личности. Меняется ли она по мере так называемого  общественного прогресса? (Эксперимент  Воланда  в варьете. Говорят в театре на Тагангке,  на о первом спектакле,  когда шла сцена в варьете  и с потолка полетели  резанные бумажки-деньги,  зрителям  сообщили, что среди них есть несколько настоящих билетов на следующий спектакль «Мастер и Маргарита»… повторно этого больше никогда не делали…)

Даже телеграфным стилем все  сквозные темы романа для  целей поста в  социальной сети мне перечислить сложно.

Вот ещё самые очевидные:
-добро и зло;
-власть и совесть;
-преступление и наказание;
-любовь и свобода;
-творчество, истина  и смысл жизни;
……………………………………………………………..

  Итак, булгаковский  текст  многослоен до неисчерпаемости.
Но особенность книжного текста в том, что его можно читать постепенно и неопределенно долго.  «Мастера» -  еще и с любого места,  будь то, скажем,   полет Маргариты на бал или разговор Пилата с начальником службы безопасности.  Когда Пилат, как сейчас говорят,  заказывает Иуду. А может Булгаков подразумевает аналогию  заказа  на Кирова?  А сегодняшний читатель увидит аналогию с убийством Старовойтовой или Немцова…
 В общем, любая, даже одна несгоревшая страница книги становится, этакой шумерской глиняной табличкой с клинописью, приподнимающей непроницаемую завесу над первой сохранившей следы человеческой цивилизацией…

Иное дело киноверсия великого текста. За 2-4 часа, прошу прощения за канцеляризм,   визуально-вербального изложения, отразить все планы романа невозможно. Как в песне «…Ведь жизнь прожить, не поле перейти…» А что же тогда возможно в кино, которое в отличие от текста  и есть переход поля?

 Создатели фильма, полагаю, прежде всего,  режиссер-сценарист, наряду  с  замечательным решением чисто прокатных задач фильма: интрига, прекрасные любовные, гастрономические  сцены,  архитектурные виды и др.  поставил и решил сверхзадачу: на плоском экране, т.е. специфическими кинемотографическими средствами передать, если угодно, отразить многомерность  булгаковского романа.
 
Первый и самый очевидный план в фильме это - реальная жизнь писателя, при этом он встречается с дьяволом  и его помощниками.
 Второй план это эпизоды написанного Мастером романа, передаваемые от лица читающих написанный роман (например,  Маргариты).
 Третий –  эпизоды, иллюстрирующие беседы мастера с поэтом Иваном Бездомным в психбольнице.
 Четвертый -воображаемые Мастером, но не написанные еще сцены, например, шоу в  варьете. Таким образом,  пространство фильма становится четырехмерным.  А может быть,  мне не удалось заметить его большей многомерности. Самостоятельным (пятым) планом, возможно считать некоторые сюжеты «чертовщины» превращающиеся в марксистско-ленинскую объективную реальность. Но можно и не считать, отнеся их к одному из четырех  перечисленных планов. 
 Человеку дано природой, богом или дьяволом воспринимать мир трехмерным, а трехмерные восприятие сегодня мало проясняют открывшуюся  бездну непознанного. Стремился ли Булгаков  к такой многомерности в романе, судить не берусь, не по моему уму задача. Но текст, который он написал,  это делать позволяет, на что и  дерзнул режиссер Локшин и сделал это достойно.

Сегодня вокруг фильма немало споров и шума о политической ангажированности или сценарном  эпизодическом фрондерстве (фиге в кармане) в адрес нынешней российской власти. По  моему мнению, в фильме если и есть  что-то подобное, то обусловлено оно  духом и содержанием  романа, а потому, наоборот,  логика эволюции любой власти при неизменной природе человеческой личности, подпадает под сцены романа, пусть и выраженные кинематографическими средствами. А клевреты и лизоблюды, которые всегда есть у  власти  в изобилии,  обязательно найдут в работах Мастера ересь. Но нужно помнить, что вперед человечество движут  именно еретики, другое дело, чтобы определить, вперед ли это движение, а не вбок или взад, «…нужно, как никак, иметь точный план…хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем в тысячу…»

 А у кого этот план есть?

 Фильм нужно смотреть!

Те, кто роман не читал, не знаком с жизнью и творчеством Булгакова, фильм не поймут, но он будет достаточно зрелищным  даже непонятный. И главное,фильм  вызывает  желание  роман перечитать, а кого-то  и попробовать прочитать.

14.02.24.

Ново Абзаково.