Школьная мода, 70-е, взросление

Нинель Розова
Когда я училась в школе, в классе пятом - шестом,  в нашем городке, в моду вошли юбки плиссе. Кто не знает, плиссе – это юбка в складку, только очень мелкую. Они не продавались в магазинах, их заказывали в ателье.

Каждая девочка мечтала о такой юбке, обычно их шили из шерстяной или полушерстяной ткани черного или темно - синего цвета. В всех ателье образовалась очередь, девочкам заказывали только юбки.

Мечтала о такой юбочке и я. Мы с мамой купили ткань темно-синего цвета, полушерсть и заказали в ателье. Ждать нужно было целый месяц, я каждый день помнила об этом, считала дни.

Некоторые девочки в нашем классе уже обзавелись такими юбками, они чувствовали себя принцессами. Те девочки, в том числе и я, у которых еще не было таких юбок, чувствовали себя неуютно.

Женская половина нашего класса разделилась на 2 группы: на тех, у кого такие юбки были и на тех, у кого их не было. Девочки в плиссерованных юбках сбивались в стайки и горделиво прохаживались по школьным коридорам на переменках.

Мальчишки обращали на них внимание. А мне тогда нравился один мальчик из нашего класса, но он не обращал на меня внимания, впрочем, он ни на кого не обращал внимания, носился на переменах с пацанами, да играл в футбол.

В общем, образовалось классовое расслоение. Я заметила, что тот мальчик, который мне нравился, стал поглядывать в сторону этих «плиссерованных» девочек.

Я же отмечала дни в календаре, ждала, когда моя юбка будет готова.  Представляла, что когда я надену эту юбку, мир изменится, все увидят, какая же я красивая в этой юбке, и он тоже увидит!

Наконец, юбка была готова! Она была роскошная! Единственный недостаток был у неё, юбка была длиннее, чем надо, она была сшита на вырост. Что было понятно в то время.

Но, мы с мамой придумали хитрость, пришили к юбке, лямки и она стала нужной длины, выше колена. А поскольку, мы заказали еще и жилетку, то она прикрывала лямки.

Помню этот восхитительный день, когда я пришла в школу в новой юбке, я была такая счастливая! Торжественно вошла в класс, девочки, у которых еще не было такой юбки, с завистью смотрели на меня.

А обладательницы юбок плиссе неодобрительно меня оглядели, но все-таки приняли в свои ряды. Теперь и я горделиво прохаживалась на переменках. Я чувствовала себя принцессой из сказки.

Мальчишки крутились возле нас, норовили толкнуть или задеть, а то и дернуть за косу. Это было проявлением внимания. Теперь, когда я шла домой из школы, за мной, на расстоянии, прячась, шел тот мальчик.

Это была победа! Потом мне сшили еще одну юбку, она была черного цвета и уже не на вырост и была еще красивее, но я повзрослела и юбка уже не была мечтой.

Вскоре, в школьную моду для старшеклассниц, вместо школьной формы, вошли черные платья. Сейчас бы сказали, маленькое черное платье, но мы тогда ничего не знали о Коко Шанель и о легендарном маленьком черном платье. 

Но все стали их шить. У меня было платье чёрного цвета из тонкой полушерсти. Узкий воротник стойка, сзади небольшая молния. Платье было прямого фасона, но всё-таки были сделаны вытачки на талии, длина выше колена, длинные узкие рукава и тоненький поясок.

Я пришивала на воротник-стойку, тонкое белое кружево, которое меняла почти каждый  день, для меня это было очень красивое платье. Но надо учитывать ещё и то, что я была стройная, у меня формировалась красивая фигура.

Я тогда уже из своих длинных волос завязывала на затылке высоко хвост, который заплетала в косу, иначе было нельзя ходить в школе.

Это черное  платье красиво сидело на мне. Тогда уже не только наши мальчишки стали обращать на меня внимание. А одноклассники стали мне неинтересны, казались какими-то маленькими и глупыми.

Я тогда много читала. Ряды старшеклассниц в нашей школе в чёрных платьях всё пополнялись. Фасоны у всех были разные: у кого-то застёжка спереди на пуговицах, у кого-то юбка в складку, у кого-то отрезная юбка.

Но, мне казалось, что моё платье самое красивое. В этом возрасте ищешь изьяны в своей внешности и  я долго не могла понять, какая же я. Одно время, мне не нравились мои ноги, щиколотки были тонкие, мне казалось, что это некрасиво.

 Пока не услышала, как кто-то из старшекласников сказал своему другу, показывая на меня:
- Смотри, смотри, какие ножки!

Я тогда дома долго рассматривала ноги в зеркале, поворачивалась так и так. То мне не нравился мой нос, он казался мне недостаточно прямым. То ещё что-то.

Потом вошел в моду цвет. Завезли в город ткань сочного бирюзового цвета, цвет морской волны. Ткань быстро разобрали и, она вошла в моду. Все хотели себе платье такого цвета.

У меня, естественно, такое платье тоже появилось. Полгорода ходили в таком цвете и ткани. Это стало трендом. Потом стали модны белые «водолазки», тонкие обтягивающие свитера с «горлом». Их было не достать, но очень хотелось. Это была мечта!

У одной из моих подружек старшая сестра работала в торговле и она «достала» ей тонкую, белую обтягивающую водолазку! В то время подружки делились нарядами и Ларискина водолазка не стала исключением, два раза Лариса давала мне свою водолазку, сходить на танцы.

О! Какое это было счастье, надеть белую обтягивающую водолазку, короткую черную юбочку, туфли на каблучке и на танцы! Мой первый лук и первый выход в люди, на танцы, во дворец культуры!

Короткая черная юбка-карандаш, Ларискина белая водолазка, черные лодочки на  каблуке, на голове, на черных волосах, высокий начёс, нарисованы черные стрелки на глазах!

Водолазка обтягивала мою точеную талию, а белый цвет так мне шел! И мне 16,5 лет! Я тогда считала красивыми своих подружек, они ведь так красиво одевались, себя такой я не считала.

Мы с мамой жили скромно и у меня не было столько красивой одежды, как у подруг. У одной, мама была хорошая портниха, обшивала полгорода и шила дочке красивые наряды. У другой, старшая сестра работала в торговле, и «доставала» ей модные наряды. Но, вот мой первый выход в свет!

Подруги в красивых платьях, а я в чужой водолазке и короткой юбке, которую сшила сама. Так торопилась на танцы, что не успела пришить опушку, поясок к юбке. Так и пошла, под водолазкой-то не видно.

Была зима. Пришли мы в ДК, разделись в гардеробе, поднялись на второй этаж, где были танцы. Встали в сторонке, тут заиграла очередная музыка, медленный танец. Мы стоим втроём.

Вдруг, я смотрю, к нам идёт парень, подруги мои приосанились, а я так немножко назад подалась, подумала, это ведь их идут приглашать. А он подходит близко ко мне и говорит "можно вас пригласить".

Я от неожиданности говорю «я не танцую». Он отошёл. Тут другой идёт и опять ко мне, «разрешите». Я только с третьим пошла танцевать от растерянности. Парни-то все были симпатичные.

А подруги мои с недоумением на меня так посмотрели. Одна из них тоже вскоре пошла танцевать, а вторая так и простояла одна. А вот я! Я была, что называется нарасхват.

Я танцевала и танцевала! Один паренёк всех перебил и стал приглашать только меня и мы с ним танцевали несколько раз, познакомились. Он и пошёл провожать меня. Мы попрощались у моего подьезда. Пришла я домой и к зеркалу.

Смотрю на себя, как будто со стороны, поворачиваюсь так и сяк: стройная, с тонкой талией, большие чёрные глаза, пухлые губы, аккуратноый нос, румянец на щеках. Густые, пышные волосы. И ещё эта белоснежная водолазка так мне шла!

Я взглянула на себя чужими глазами и вот тут-то поняла, что я оказывается красотка! И это мне дали понять парни на танцах, вот кто поставил мне высокую оценку! И всё! Моя самооценка поднялась и уже никогда не опускалась!
С тех пор, куда бы я не ходила, где бы я ни была, я всегда была уверена в себе!

Потом уже у меня появилась своя водолазка и не одна. Я их полюбила на всю жизнь. У меня они были и есть всяких цветов: черные и белые, беж и темносиние, пудровые и топленого молока, серые и сиреневые.

Они у меня, как маленькое черное платье. В холодное время года я их ношу и с джинсами и с брюками и с юбками.

Хочу еще рассказать об одном тренде тех лет. Болоньевый плащ! Кто тогда не мечтал о нем! Вообще, в СССР люди носили плащи, как повседневную одежду. Возможно, правильно называть тренчкот или ещё как, но называли плащ.

А когда уже появились болоньевые плащи, то все, буквально все хотели одеться в них. И мужчины и женщины. Правда, поначалу они были страшным дефицитом. Моя мама, каким-то чудом, достала для себя этот плащ болоньевый, шоколадного цвета.

Мне тоже очень хотелось иметь такой, но пока не получалось. И вот, что я придумала. Когда мама была на дежурстве, я её плащ аккуратно, вручную, тонкой иголочкой, подшивала, сантиметров на 40 и делала его коротким.

Надевала, подпоясывала туго поясочкам и вперёд, гулять. Когда приходила, аккуратно всё распарывала и на вешалку. Мама ничего не замечала, а я была модная!

Шиком было носить его так: воротник приподнимали, рукава подворачивали почти до локтя и туго затягивали пояс на талии. Плащ был шуршащий такой, как бумага, легко принимал нужную форму, тогда это было очень красиво!

Белая водолазка, плащ, высокие каблуки, начёс на голове и подведенные стрелки на глазах! Красота! Тогда, у девочек все было честно, не было надутых губ, нарощенных ресниц, татуажа и силикона. Только тушь на ресницах и немного помады на губы. Если уж красивая, то красивая!