На этюды

Владимир Федулов
НО С МИЛОЙ СОФИ…

Так поступал Исаак Левитан, прихватив
на этюды мольберт,  да  и милую женщину
тоже, уводя ее от мужа!

Сей роман стал сюжетом для рассказа А.П.Чехова , близкого друга
художника Исаака Левитана, - «Попрыгунья» (1892 г.),
что едва не привело
к дуэли между друзьями …

См.:
 http://proza.ru/2024/02/12/862
               

Кто же она, муза и соратница Левитана?

Мы уже выяснили в названной выше главке  заметок,
что это Софья Петровна , супруга полицейского  врача
Дмитрия Кувшинникова, ставшего прототипом залихватского
враля-рассказчика   на картине Василия Перова «Охотники
на привале».

А Софье Петровне шел 40-й год, когда в ее домашнем
салоне и личной жизни появился 26-летний  молодой
красавец  художник  Исаак Ильич Левин (1860 -1900 гг.),
которого привел  к ним в дом  тоже молодой человек
Антон Павлович  Чехов
(1860 – 1904 гг.).

Здесь завязка сюжетов  –
как жизненного для 
Исаака  и Софьи, так и
литературного - для
«Попрыгуньи» Чехова (1).
Как и возможной дуэли
между друзьями в
обозримом
будущем…

Но обо всем по порядку.

***

Часть 1.

НА ВОЛЬНОЙ ВОЛГЕ,
где рай в шалаше!

Для начала  уточним – какова   же роль Софьи Петровны Кувшинниковой
(1847-1907 гг.) ,
замужней женщины из благополучной семьи, в этом
нашумевшем  тогда по  Москве  ее романе с Левитаном
и последовавшем потом, после написания Чеховом его
« Попрыгуньи», скандале?

Летом 1887 г.,  под видом уроков живописи для Софии,
Левитан и его друг художник Алексей Степанов
(1858-1923 гг.)
выезжали на этюды вначале в Подмосковье, а затем втроем
отправились на теплоходе по Волге и, как знаем, остановились
в приглянувшимся им городке Плесе, ставшем  для Левитана
его «болдинской осенью» …

Здесь прошли  лучшие творческие годы художника и он обрел,
наконец-то , душевный покой и семейный уют, что создавала
ему  любимая женщина Софья Петровна, освободившая Исаака
от бытовых проблем и позволившая всецело сосредоточиться
на творчестве.

Именно в Плесе, на берегах Волги, он провел  свои самые
счастливые годы, написав  за  три незабываемых  лета около
40 картин и став, по мнению искусствоведов,  «именно тем
Левитаном, которого мы знаем».  Среди созданных там
шедевров – «Вечер на Волге» (1888 г.), «Вечер. Золотой Плес», 
(1889 г.), «Пасмурный день. Закат на Волге» (1891 г.),
«После дождя. Плес», «Свежий ветер. Волга» (1895 г.),
а также из его «цветочного цикла» - «Ночные фиалки
и незабудки» (1891 г.).

О картине «Свежий ветер. Волга» сверстник Левитана
и его друг художник М. Нестеров говорил так:
« Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков»,
не дает такой яркой, точной характеристики Волги!».

Рядом с Левитаном, выходя с ним на этюды и охотничьи
прогулки, всячески оберегая мастера и создавая ему
комфортные  и душевные  условия для  творчества, была   
его Муза, прекрасная   Амазонка и Афродита ( для Левитана) – Софья
Петровна Кувшинникова!
 
Ведь, помимо вспыхнувших чувств и совместных пейзажей,
их, как оказалось, объединяла и другая общая страсть  -
охота! Левитан мог по три дня без еды бродить по лесам с ружьем
и собакой Вестой. Теперь их сопровождала София – решительная
и ловкая, стрелявшая не хуже него, при этом никогда не сетовала
на усталость и с великолепной фигурой, которой очень шел
охотничий костюм!

Их первая встреча, кстати, произошла не в доме
Кувшинниковых, а месяцем раньше, в Подмосковье, где Левитан
гостил у друга на даче. Там они решили взять в расположенном
неподалеку  эскадроне лошадей – Левитан мечтал написать
пейзаж с лошадьми на росистом лугу.  Но по пути в эскадрон
встретил всадницу, лихо гарцевавшую на коне! Ее красой и фигурой
Левитан, падкий на женскую красу, был сражен... 

Познакомиться им тогда не удалось, но Левитан, вернувшись в
Москву, стал  искать людей, что могли бы ввести его в салон
Кувшинниковых.Это смог сделать его друг Антон Чехов, за сестрой
которого Машей художник тогда ухаживал и даже собирался
предложить ей руку и сердце!

***
… Вставать на этюдах  в  Плесе Левитан предпочитал рано,  и,
захватив мольберт, спешил на берег Волги, чтобы не пропустить
утренние часы  восхода , когда над сонной еще рекою
поднимается пар!
Софья  Петровна  бежала следом с теплой одеждой и укрывала
его, чтобы  не продрог, а  сама возвращалась досматривать сны
в дом. Просыпаясь ближе к полудню, она присоединялась к Левитану
и ставила рядом с его большим  холщовым  зонтом, укрывавшим
от солнца, свой зонтик тоже,раскрывая личный этюдник.

Софья Петровна, как талантливый  художник-самоучка, охотно
рисовала тоже  пейзажи (известны ее картины
«Ручей в лесу»,
«Заросший пруд», «Пейзаж с церковью»),  а  ее  полотно 
« Плес. Интерьер Петропавловской церкви»
(1897 г.) купил
для своей галереи Павел Третьяков!

Творил рядом и близкий их друг художник А.С.  Степанов.
Известно его полотно  «Исаак Ильич Левитан и Софья Петровна
Кувшинникова на этюдах»
(1887 гг.). Есть и портреты любимой
в исполнении самого Левитана. Один из них –
« Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой» (1888 г.).
Она задумчива и грустна – в белом пышном приталенном
платье: ей, искушенной жизнью женщине, было понятно,
что роман с молодым  ветреным художником – явление
временное и не может длится вечно. Но сознательно шла
навстречу своей судьбе и  влюбленному
в нее Левитану!

«Ты не представляешь, что происходит с Софьей
Петровной, -
сообщала в письме Чехову его сестра Мария. -  Балованная
добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным
устройством жизни, где все подчиняется ей, она укрощает
сама себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и
резкости Левитана, лишь бы вселить в  его  беспокойную
и тревожную душу ощущение лада и нежности. А людские
пересуды ее мало
интересуют».

Художник Степанов тоже написал портрет Кувшинниковой,
выявив ее самобытный характер,  – черноволосая дама
с усталым взглядом, не из красавиц, но с притягательным
взором, в ярком платке и красном платье с броской накидкой
на плечи, - вот она, живая и неповторимая, шагнувшая
сквозь время  и пространство к нам!

Это она в продолжении 8 лет помогала Левитану во всем –
в охоте, поисках натуры для пейзажей и настроения для них.
Это с нею, блуждая с ружьем по лесу, он выйдет на старый
тракт – свою будущую знаменитую «Владимирку»,
а София будет помогать ему
каждый день носить за несколько верст
тяжелый подрамник, чтобы имел возможность работать
на натуре.

А чуть позже, уже на озере в Удомле под Тверью, она
найдет и подскажет Левитану потрясающий вид, с которого
он писал полотно «Над вечным покоем».

Вечерами же в уютном домике, что снимали друзья в Плесе,
звучал рояль: Софья Петровна профессионально исполняла
классику -  Левитан часами и завороженно мог слушать
Моцарта…

(Позже, на этюдах в Удомле, когда он работал над
«Вечным покоем», Софья Петровна играла ему на рояле
Героическую симфонию Бетховена, чтобы создать художнику нужный душевный
настрой. А в бесконечных съемных домиках
Левитана создавала ему не кочевой уют…).

В местном музее  Плеса среди картин Левитана, написанных
здесь, хранится и этюд «Цветущие яблони»  с посвящением
дочери врача и коллекционера Ивана Трояновского:
«Милой деточке Анютке – старый хрыч И.Левитан.1896 г.».
В то время «хрычу» было всего 36 лет…

Биограф Чехова Рейнфилд прямо пишет о том,что Кувшинникова
вряд ли продержалась бы  с Левитаном так долго, если бы
не закрывала глаза на его параллельные романы.

В том же Плесе  у него завязался роман с купеческой женой -
красавицей Анной Грошевой, которая, бросив свою семью из
староверцев, последовала за Левитаном и Кувшинниковой
в Москву – скандал!

Но Софья и этому нашла оправдание – просто они с Исааком,
как просвещенные люди искусства, помогли еще одному
интересному  им  человеку вырваться из
патриархального гнета!

Правда, в Москве Исаак быстро охладел к Анне и ее, дав денег,
устроил на одну из своих фабрик меценат Савва Морозов.

Но и София не сможет объяснить себе, почему вскоре после их
выезда на этюды под Тверь, в имение друзей  у озера на севере
губернии - в Удомле, Левитан стал уходить на охоту без нее и
возвращаться без добычи…

14.02.2024 г.

(Продолжение следует)

Нам снимке: И.И. Левитан и его известные полотна (2).

Фото из интернета.
_________________

(1). По рассказу А.П.Чехова «Попрыгунья» в 1955 году
вышел одноименный художественный фильм режиссера
С. Самсонова. Главными действующими лицами стали:
 *  Доктор Осип Дымов – Сергей Бондарчук;
 *  Ольга Дымова  -     Людмила Целиковская;
 * Художник  Рябовский – Владимир Дружников.

(2). Картины Левитана, показанные на фото, - кажутся родными
и близкими, потому как  постоянно сопутствуют мне в жизни,
начиная с отцовского крова, где были представлены  в копиях
отцом – самодеятельным художником.

А некоторые из них – картина
«Вечерний звон», талантливо скопированная отцом маслом на 
фанерном листе в 1977 году, путешествовала со мною по квартирам
в городках Старица и Нелидово Тверской области, куда заносила
журналистская судьба, пока не обосновалась с 1984 г. и по сей день в моей нынешней
квартире, полученной
в Твери.

При этом вечерний малиновый
перезвон с той картины
Левитана довелось-таки услышать лично пару лет
назад - не где-то, а  на
сказочном острове Кижи,
что в Онежском озере!

Это как раз там, где сказка становится былью, лебедушкой
выводя на 37 метров ввысь 
дивный 22-главый деревянный
храм, рубленый мастерами древней Руси "на глазок" и
без единого гвоздя! Но простоявший  уже три
столетия кряду...

Недаром мастер, рубивший с плотниками тот лебединый
храм, сказал , по преданию,
завершив работу:
"Нет и не будет на Руси краше храма!"- и бросил в озеро свой
былинный топор! 

А для  нас , туристов  с белоснежного  прогулочного теплохода "Ленин", что
собрались  у этого храма ,
был подготовлен  сюрприз -
живой колокольный
перезвон!

Звонарь в монашьем облике,
неторопливо взойдя на колокольню соседней древней часовни, как бы неуверенно и
робко тронул один басовитый колокол, потом, случайно,  задел второй, -  и вот
увереннее и звонче вплел
в аккорд их перезвона волнующие и тонкие голоса малых и звонких колоколов!
Как бы  включая их говорок
на полную мощность, с перезвоном и переливами,
с голосами и подголосьем,
возвышая  и празднично наполняя душу величием и светом!

И тек медом сей звон зримо над сказочным островком -
впору макать в него
ржаным хлебом!
Таял в озерной дали,времени
и пространстве...Не тут ли,
у этой древней часовенки
и сказочного храма, что на острове Буяне, и начинается  пушкинское Лукоморье?

Эскиз с левитановской «Золотой осени»,что пытался когда-то скопировать масляными
красками на обшивке комнатной двери и я лично, подражая
отцу, хранится сегодня вместе
с той разрисованной дверью на моей даче под Тверью.

Как и памятное
дореволюционное кресло
там же -  из барского
имения Вульфов в Бернове,
по соседству от нас, где
гостевал Пушкин...

Как оно к нам попало? 

История  умалчивает, но отец
на моей памяти предлагал его пушкинскому музею
в Бернове.
Приезжал музейный специалист,  подтвердил барскую биографию
кресла, но от него отказался, поскольку  кресло нуждалось
в серьезной реставрации, на
что музей не был готов...

Тогда мы с отцом, как могли,
реставрировали реликвию
сами!

Обтянули кресло 
красным бархатом, заменив конский волос обивки
на поролон, укрепив ножки
и приклеив утерянные детали –
кружевную отделку спинки, вырезанную отцом из липы,
и львиную лапку на правую
ножку, выструганную мною
из деревяшки. Детали   
обновленного кресла, как
и все деревянные его части, аккуратно покрасили и
покрыли темным
лаком.

Барского клада в нем, правда, не оказалось, но оно и так 
радует нас многие годы. Не только интересной судьбою и
возможной близостью к самому Пушкину, но и памятью об
юности и отце…

Спасибо вам за экскурс
в прошлое, памятные левитановские
полотна!