100 лет Болотнинскому району. Ч. 7

Евгений Викторович Терентьев
Какие наиболее известные события происходят в мире с 1500 года до н.э. по 1 век н.э.?

Около 1050 года до н.э. появляется алфавит для финикийского языка, в то время являвшегося языком международного общения в Средиземноморье. Около 960 года до н.э. на основе финикийского алфавита создается древнееврейское письмо. В 9 веке до н.э. на острове Эвбея греки использовали финикийский алфавит для создания собственного греческого алфавита (первые письменные памятники на греческом языке были написаны слоговым крито-микенским письмом в 14-12 веках до н.э.). Тогда же, в 9 веке до н.э. на основе финикийского алфавита создается арамейская письменность. Около 700 года до н.э. появляется особый латинский алфавит для латинского языка, выделившегося в 12 веке до н.э. из группы италийских языков. В основу латинского алфавита легли греческий и этрусский алфавиты (последний возник на основе греческого алфавита немного ранее). Около 535 года до н.э. евреи переходят на вавилонское арамейское письмо (арамейский язык в это время – язык международного общения на территории от Ближнего Востока до Индии), древнееврейский язык сохраняется как священный язык в национальной религии – иудаизме, но в бытовом общении в еврейской среде он вытесняется языком арамейским.

Около 685 года до н.э. на территории современной Турции, в Лидии появились древнейшие, привычные нам круглые монеты. В отличие от появившихся ранее фигурных бронзовых монет Китая, здесь они изготавливались из сплава серебра и золота – электрума. При лидийском царе Крёзе (561 – 546 года до н.э.) был установлен стандарт чистоты металла для таких монет – 98% золота или серебра. Греки заимствовали изготовление монет у лидийцев и распространили это новшество по всей ойкумене – известному грекам миру, охватывающему Средиземноморье и Переднюю Азию. Независимо от греков, в это время монеты появляются в Индии. В 5-4 веках до н.э. монеты чеканятся в Иране и Средней Азии.

В 15 – 6 веках до н.э. в Индии складывается и практикуется ведийская религия, которая позже ляжет в основу индуизма – религиозного и философского течения, широко распространившегося затем по всему Индийскому субконтиненту. В 11 веке до н.э. в Китае в долине реки Хуанхэ создается государство Чжоу. В 10 веке до н.э. в Иерусалиме евреи строят первый Храм – Храм Соломона, ставший центральным святилищем в иудаизме. С 934 по 609 годы до н.э. на Ближнем Востоке существовала Ассирийская империя. К 8-7 векам до н.э. (а иногда к 9 веку до н.э.) традиционно относят жизнь в Древней Греции легендарного поэта-сказителя Гомера, создателя знаменитых эпических поэм «Иллиада» и «Одиссея». С 776 года до н.э. до 393 года н.э. в Олимпии, в Древней Греции проводились общегреческие национальные религиозные празднества – Олимпийские игры. В 753 году до н.э. по легенде был основан город Рим. В 7-6 веках до н.э. где-то на территории Ирана (британский ученый-иранист, исследовательница зороастризма и манихейства Мэри Бойс, упоминая Синташту, утверждает, что это произошло значительно раньше на современной территории России) зарождается зороастризм. В 6-5 веках до н.э. в Афинах строится мраморный Акрополь – политический, религиозный и культурный центр Древней Греции. В 626 – 539 годах до н.э. место погибшей Ассирийской империи занимает Нововавилонское царство. В 586 году до н.э. Храм Соломона был разрушен вавилонянами, захватившими Иерусалим. В 539 году до н.э. персы захватили Вавилон и включили его в империю Ахеменидов, просуществовавшую с 558 по 330 годы до н.э. В 516 году до н.э. вернувшимися из вавилонского плена евреями в Иерусалиме был построен второй Храм. В 551 – 479 годах до н.э. в Китае жил философ Конфуций, учение которого стало основой для конфуцианства – философской и религиозной дальневосточной традиции. В 6 веке до н.э. на территории Индии возник буддизм. К 6 - 4 векам до н.э. традиционно относят самую первую известную в мире демократическую форму правления, практиковавшуюся в Афинах. В 484 – 425 годах до н.э. в Малой Азии и в Греции жил «отец истории» - историк и географ Геродот, благодаря которому, мы знаем сегодня о многих событиях древнего мира. В 469 – 399 годах до н.э. в Афинах жил и учил философ Сократ. В 427 – 347 годах до н.э. в Афинах жил философ Платон, ученик Сократа и основатель Академии – первого высшего учебного заведения в Древней Греции и в западном мире в целом. В 384 -322 годах до н.э. в Греции жил и творил греческий философ и эрудит Аристотель – ученик Платона и учитель Александра Македонского. Последний, став царем Македонии в 336 году до н.э., принялся активно расширять пределы своего государства: подчинил себе все греческие государства в Греции и Малой Азии, завоевал Сирию, Палестину и Египет, разгромил империю Ахеменидов, закрепился в Средней Азии и совершил неудачный поход в Индию. В 323 году до н.э. Александр Македонский умер, оставив после себя обширную империю, которая распалась на несколько эллинистических государств, объединенных между собою греческим языком и греческой культурой. Около 250 года до н.э. на территории Ирана возникает Парфянское царство, которое просуществует до 226 года н.э. Парфяне будут воспринимать себя наследниками Ахеменидов и позже станут соперничать с Римом за власть над Ближним Востоком. В 3 веке до н.э. в эллинистическом Египте создается знаменитая Александрийская библиотека, в которой во времена ее расцвета хранилось до 400 тысяч папирусных свитков с текстами. В 510 – 264 годах до н.э. Рим подчиняет себе всю Италию, в 264 – 27 годах до н.э. он подчиняет себе все Средиземноморье и присоединяет Галлию. В 5 веке до н.э. в китайской историографии упоминаются хунну – народ живший в Южной Сибири, осуществлявший набеги на население Северного Китая. В 221 году до н.э. император Цинь Ши Хуан Ди объединил Китай под своей властью и начал для защиты от набегов хунну строительство Великой Китайской стены. Во 2 веке до н.э. в Малой Азии, в городе Пергаме начинают выпускать новый материал для нанесения письменности – пергамент, который изготавливался из кожи животных. Примерно в это же время в Китае стала изготавливаться бумага, которая к началу 2 века н.э. приобретает современный вид. В 27 году до н.э. республиканский Рим становится империей. В 70 году н.э., в ходе подавления антиримского восстания, римлянами был разрушен второй Храм в Иерусалиме. Евреи почти на 2 тысячи лет потеряли свою государственность и оказались рассеяны по всему миру, сохраняя свое единство благодаря национальной религии - иудаизму и памяти об историческом и религиозном значении для них Святой земли – Иерусалима и Палестины. В 1 веке н.э. в Палестине в среде иудеев и арамеоязычного населения на основе мессианских ожиданий иудаизма зародилось христианство, которое быстро распространилось на территории Римской империи. Практически сразу по вопросам вероучения новая религия вошла в конфликт с иудаизмом, пути христианства и иудаизма разошлись.

Все эти важные события железного века происходят вдалеке от нашей территории и напрямую не влияют на историю и культуру нашего края.

В 1-м тысячелетии н.э. у нас происходят следующие события:

В результате массовых миграций кулайцев и длительных контактов и с проживающим здесь большереченским населением, в лесостепном Приобье к середине 1 тысячелетия н.э. стала формироваться культура, получившая название верхнеобская. Впервые в середине 20 века ее выделил М.П.Грязнов, исследовавший памятники древнего населения районов Верхней Оби.

Памятники верхнеобской культуры распространены на севере – до устья реки Томи, на юге – до степного Алтая. На востоке они выявлены в пределах Кузнецкой котловины, на западе в пограничье Приобья и Барабинской лесостепи.

Большая часть исследователей указывает на самодийское происхождение верхнеобцев (как и кулайцев).

Основные памятники верхнеобской культуры представлены городищами, неукрепленными поселками и могильниками.

Городища сооружались недалеко от воды на возвышенности, окружались рвом и валом. Неукрепленные поселки также строились недалеко от воды, по берегам рек и у кромки террас, в боровых массивах. Постройки сооружались в неглубоких котлованах (до 70 см), укрепленных высокими срубами с крышей как шатрового типа, устроенной из жердей, древесной коры и кусков дерна с дымовым отверстием наверху, так и плоской кровлей, опиравшейся на вертикальные столбы-опоры. Вход с небольшой предвходовой площадкой снабжался приставной дверью, утепленной навесным пологом. Площадь построек была от 20 до 40 кв.м. Жилое пространство отапливалось круглым очагом открытого типа. В жилищах могло проживать от 12 до 20 человек – членов семьи, ведущей совместное хозяйство. Численность населенных пунктов колебалась в пределах одного рода: 50-70 человек, иногда могла превышать 100 человек.

Для погребения выбирались высокие места, выкапывались ямы глубиной 0,5-1 м, внутри которых на настиле из бревен или плах и бересты размещались тела на спине в вытянутом положении, головой на северо-восток. Кроме одиночных, известны парные и групповые захоронения. Над погребениями из кусков дерна и верхних слоев почвы возводились насыпи курганов. Сооружение насыпей сопровождалось обрядами, от которых остались обломки сосудов, угли, прокал. С обрядовой стороной связаны погребение в насыпи собаки и сооружение ямы, в которую поместили разбитые и обожженные кости.

В 8-9 веках одной из форм погребения становится кремация. В это же время появляются воинские погребения с конем, что археологи связывают с проникновением в регион тюркского населения.

С тюркским влиянием связывают появившиеся у верхнеобцев предметы экипировки верхового коня, поясные наборы и украшения тюркского облика, а также полученные через кочевников хорезмийские и китайские монеты, используемые в качестве амулетов.

Основой экономики верхнеобцев было комплексное хозяйство с доминирующей производящей направленностью в форме полукочевого скотоводства (лошади. крупный и мелкий рогатый скот), земледелие носило подсобный характер, были развиты охотничий и рыболовный промыслы. Заметное место играла металлообработка, включавшую работу с черными и цветными металлами. Не меньшее развитие получили косторезное, кожевенное дело, керамическое производство, прядение и ткачество.

В начале 8 века верхнеобские городища укрепляются. Появление укреплений у верхнеобцев исследователи связывают с военной опасностью, исходившей в то время с юга и юго-востока. В 9 веке верхнеобское культурно-историческое образование исчезает, уступив место новым тюркоязычным популяциям, в состав которых оно частично и вливается.

До конца 8 века верхнеобцы культивировали бронзовое литье, выполненное в урало-сибирском стиле, вероятно, отражавшее их религиозные воззрения. Из животных чаще всего изображали медведя – хозяина тайги.

На территории Болотнинского района памятниками верхнеобской культуры являются могильники у села Новобибеево, исследованные археологами в конце 1990-х годов. Здесь были исследованы десятки погребений верхнеобцев, в которых было обнаружено много керамики и других интересных находок, в числе которых было изображение медведя.

В 2002 году при раскопке одного из городищ Ояшинского археологического микрорайона на территории Болотнинского района была обнаружена уникальная находка – бронзовое литье с изображением некоего копытного животного (лось-олень). Вместе с изображением животного были обнаружены фрагменты 9 сосудов.

При раскопке другого городища верхнеобцев - Ояшинский археологический микрорайон-23 было обнаружено бронзовое изображение медведя.

Евгений Терентьев