Месть после смерти

Стёпа Книгг
Тихий, спокойный вечер в библиотеке провинциального городка. Закончился первый рабочий день Татьяны.

Она с детства мечтала стать библиотекарем. Там всю жизнь работала её бабушка. Она и привила девочке любовь к книгам.

До обеда Таня вникала в дела, осваивалась. Во второй половине дня пошли посетители. Это были ученики и пожилые люди. Старшее поколение охотно и много читает.

Тане досталась должность в зале взрослой библиотеки. Она внимательно следила за посетителями и их выбором книг. Наметила себе несколько интересных, редких экземпляров, чтобы почитать дома.

К концу рабочего дня Таню навестила Ирина из детского зала. Они обсудили первый рабочий день Тани, и выпили по чашке чая.

- Ир, а чей это портрет на стене? – интересуется она. – Мне казалось, что я всех известных писателей знаю.

- А, это, - кивает Ира. - Это лучшая работница нашей библиотеки Маргарита. Она погибла в прошлом году.

- Как погибла? – растерялась Татьяна.

- Не знаю. Я тогда в отпуске была, - пожимает плечами Ира. - Нелепая смерть. Говорят, что на неё упал стеллаж с книгами.

- Какой ужас! – поразилась Таня.

Они ещё немного поболтали и стали прощаться. Направляясь к выходу, Ира бросила странные слова.

- Надеюсь, ты будешь у нас работать. А то здесь никто больше трёх дней не держится, - произнесла она полушутя и вышла.

Следующий день начался удивительно. Не успела Таня раздеться и сесть за свой стол, как слышит странное шуршание. Осторожно идёт на звук. Видит книги, разбросанные на полу.

«Я же сама всё разложила вчера, - удивляется она, - как они могли свалиться?»

Нагибается, чтобы поднять. Но страницы быстро перелистываются, будто невидимой рукой. Девушка решила, что это сквозняк с улицы.

«Вот. Форточка открыта, - смотрит она на окно. - Хотя на улице ветра нет. Тихо».

Только Таня села за стол, слышит грохот. Она повернулась. Две стопки книг упали друг на друга. Таня принялась раскладывать их, успокаивая себя:

«Похоже, они стояли неровно».

Остальная часть дня прошла спокойно. Таня так заработалась, заполняя циркуляры, что не заметила, как за окном стемнело.

- Ладно. Сейчас допишу эту стопку, и домой, - говорит она себе и чувствует, как глаза слипаются от усталости.

За спиной послышались шаги и женский голос.

- Ты забавная. Всё объясняешь естественными причинами. Выглядит логично, – слышит Татьяна незнакомый голос.

Резко обернулась. Перед ней стоит бледная женщина с портрета. Таня выпучила на неё глаза. Повернула голову на портрет, чтобы убедиться и снова перевела взгляд на гостью.

- Не смотри ты так, - смеётся она. – Да! Я Маргарита.

- И... что вам нужно? – спрашивает Таня, пытаясь скрыть свой страх.

- Справедливости! – резко отвечает женщина и подходит ближе. – Почти год я жду встречи со своим убийцей.

- Как? Вас убили? – испуганно вскрикнула Таня. – А мне сказали, что это был несчастный случай.

- Так все решили, - вздыхает Маргарита. - Правду знаю только я и убийца.

- Какую правду? Расскажите, – просит Таня.

Ей стало так любопытно, что она забыла обо всех страхах.

- Он часто приходил за книгами, - задумчиво начала Маргарита. - В тот день пришёл с цветами и признался мне в любви. Я ответила отказом. Он мне не нравился. Было в нём что-то такое, что меня пугало. Он вскипел от гнева и попытался силой добиться своего.

Рита замолчала. Таня терпеливо ждёт продолжения рассказа. Не выдержала, спрашивает:

- Ну? И что случилось дальше?

- Между нами завязалась борьба. Я ударила его по лицу и попросила убраться. Пока я поправляла на себе волосы и одежду, он толкнул меня на стеллаж. Тот покачнулся и рухнул на меня. Я лежала, истекала кровью, а убийца убежал.

- Надо сообщить в полицию. Как его имя? – спрашивает Татьяна.

Из картотеки читателей вылетел формуляр. Таня прочитала фамилию и адрес.

- Это он? – уточняет девушка.

- Да, - грустно вздыхает Маргарита. – Только что ты скажешь в полиции? Какие у тебя доказательства?

Таня виновато пожала плечами.

- Лучше помоги мне его наказать. Приведи его сюда, – просит Маргарита.

- Хорошо, я попробую, – обещает Татьяна и слышит стук в двери.

***

- Танюша, ты ещё здесь? - спрашивает Людмила Ивановна – старший библиотекарь, заглядывая в комнату. – Уже поздно. Иди домой. Ты спишь?

Таня подняла голову со стола и огляделась.

- Ой! Я что заснула, - смеётся она. – Сейчас убегаю. До свидания, Людмила Ивановна.

Оказавшись на улице, Таня поёжилась от холода и окончательно проснулась.

- Оказывается я фантазёрка, - рассуждает она, - надо же придумать такую историю и увидеть такой яркий сон! Как там без меня бабуля? И что мне делать с обещанием, что дала Маргарите. Надо завтра сходить к этому мужчине. Даже если это просто сон, схожу и посмотрю на него.

На следующий день после работы она пошла домой к убийце Маргариты. Позвонила в дверь. Открыл интересный мужчина.

- Денис Дугин? – спрашивает Татьяна строго.

- Да. Это я. А вы кто? – задаёт он встречный вопрос.

- Я библиотекарь. Вы нам должны книги уже почти год. Пожалуйста, верните их, – просит девушка.

- Хорошо, - расплылся он в улыбке, - вам я не могу отказать. Проходите!

- Жду вас завтра в библиотеке, – произнесла быстро Таня и поспешила прочь.

- Я обязательно приду, – отвечает Денис, провожая её долгим взглядом.

На следующий день заболела бабушка Тани. Она отпросилась у заведующей и провела дома пять дней.

Вернулась в библиотеку в следующий понедельник. Едва она показалась на пороге, к ней подбежала Ирина и возбуждённо зашептала:

- Таня, тут такое было без тебя. Такое! – закатывает она глаза, показывая, что нет слов, объяснить, - в обед заскочу к тебе, расскажу. Пока!

Таня принялась обслуживать посетителей и разбирает стопки новых поступивших книг.

Обед. Влетела Ира и сразу защебетала.

- Тут такое было... просто не понимаю, как объяснить. Вечером того дня, как ты не пришла. Заявился ухажёр Маргариты, - кивает на портрет.

- Ты не говорила про ухажёра, - уточняет Таня.

- Ай! Дело прошлое. Он так настырно ухаживал за ней, что даже я начала его побаиваться. Не перебивай! Так вот. Пришёл, книги принёс. Он - гад, после гибели Маргариты так ни разу и не приходил сюда. А тут заявился. Здрасти! Я приняла книги и хотела уже выпроваживать, а он вдруг так ласково ко мне подкатывает и просит выбрать томик стихов. Я отправила его к стеллажу с лирикой. А что? – девушка пожала плечами.

Таня одобрительно кивает и спрашивает:

- И что?

- Тут-то всё и началось, - Ира перешла на шёпот. – Ветер какой-то холодный по полу подул. У меня ноги замёрзли. Ну, думаю: «Окно распахнулось что ли?» Встала и пошла искать открытое окно. Только отошла, слышу грохот. Бегу обратно. На полу под упавшим стеллажом лежит Риткин ухажёр! Представляешь?! Вот это судьба!

Таню передёрнуло. Она вспомнила свой сон, где Маргарита просила привести убийцу.

Остаток дня она обдумывала странное событие, но так и не нашла ответа.

«Ну, нет никаких привидений! – уговаривает она себя, - это киношники выдумали!»

Одевает пальто, собираясь домой. Чувствует на себе пристальный взгляд. Оглянулась. Маргарита стоит в конце зала и улыбается ей. Таня выскочила на улицу.

Идёт, обдумывает про себя:

«А может это и не сон был? Надо с бабулей посоветоваться. А может, всё таки было привидение?»