Отважный солдат фюрера из Буковины

Андрей Бухаров
Организация украинских националистов (ОУН) появилась на оккупированной после Первой мировой войны  Румынией Буковине в 30-е годы в условиях активизации украинского национализма. К примеру, член ОУН Юрий Сербинюк возглавлял секретариат Украинской национальной партии в Румынии и даже был депутатом румынского парламента. Бывший петлюровец, начальник разведки УНР Дмитрий Геродот руководил ОУН в самом Бухаресте.

Отношение к СССР местных националистов, в результате целенаправленной работы соответствующих румынских органов, было крайне негативным, отчего после присоединения Буковины в 1940 году самыми агрессивными были именно "идейные" буковинцы. Дело доходило до боёв вдоль новой границы.

Местная фракция ОУН изначально была прогерманской и потому после вторжения Гитлера вооружённые отряды ОУН устраивали диверсии и стреляли в спину отступающим частям РККА.

Но вопреки ожиданиям украинствующих, сюда прибыли румыны. После торжественной встречи «вызволителей» те устроили еврейские погромы и издали приказ об оккупационном режиме на Буковине. Началась неразбериха, ибо украинство жаждало автономии, демонстрировало абсолютную лояльность немцам и даже создало в Вижнице Украинскую национальную Раду, где, как обычно, на одно кресло было пять гетманов.

Но в планах Берлина ОУН отводилась роль шестёрок, а  шестёркам автономий не полагается. Антонеску для Рейха был важнее, и потому Гитлер предоставил румынам на  Буковине всю полноту власти. Немцы «разделяли и властвовали», украинство возмущалось, а сигуранца начала прессовать наиболее активных националистов.

Буковинские националисты неоднократно обращались в Берлин с намёками на расширение их прав и даже приняли решение о создании в помощь немцам боевых структур во главе с Петром Войновским, офицером румынской армии.

5 июля 1941 года курень  занял оставленное Красной армией село Милиево и перебил всё его еврейское население, 120 человек. Войновский лично участвовал в расправах. И это была лишь первая акция Буковинского куреня. Люди Войновского уничтожали евреев и в других сёлах Черновицкой области, пока их в начале октября 1941 не перевели в Киев, где они продолжили заниматься тем, в чём поднаторели – расправами над евреями и теми, кого подозревали в сочувствии Советской власти.

Достигнув столицы Советской Украины, буковинцы водрузили на колокольне Софии Киевской жёлто-блакитный прапор, а курень обрёл мрачную славу, устраивая массовые расстрелы в Бабьем Яру.

Вскоре, в конце 1941 года, Буковинский курень, не внушавший немцам доверия был распущен, а его бойцы встали на довольствие в 118 шуцманшафт батальона, приняв присягу на верность фюреру, в которой были такие слова: «Я присягаю перед Богом этой святой клятвой, что в борьбе против большевизма буду беспрекословно подчиняться высшему руководителю немецких войск, Адольфу Гитлеру, и хочу как отважный солдат посвятить свою жизнь выполнению этой клятвы».

"Специализация" батальона заключалась в массовом истреблении советских граждан.

22 марта 1943 года 118-й батальон сжёг белорусскую деревню Хатынь и 149 её мирных жителей.

Одним из карателей был уроженец поселка Лужаны Кицманского района Черновицкой области Владимир Катрюк, которого долго искали советские, белорусские и израильские следователи, который до самой своей смерти в мае 2015 года благополучно проживал в Канаде и занимался пчеловодством.

В Черновцах, в городе с большим процентом еврейского населения, мероприятие в честь Дня Победы 9 мая 2017 года городские власти провели… у мемориала «героям Буковинского куреня», возведенного в 1995 году аккурат напротив главной синагоги Буковины.

Против Катрюка недавно в Минске  возобновили судебные разбирательства, однако кто будет разбираться с "буковинским куренем"?...