Пушкин Дантес Дуэль Кираса

Поль Читальский
Повод для заметки = впечатление (импрессьон без импрессионизма и сионизма) от изо кирасы с дырами от пуль ...
И пришла на ум весрия о штатной кирасе кавалергарда, корсет-кирасе Жоржа д-Антеса и необъяснимом рикошете пули пушкина от животика поручика полка тяжелой конницы

***
Фото в центре коллажа на обложке = так выглядит кираса (кюирас = фр. cuirasse) бойца лавины кирасиров (тяжелой конницы) на флеши врага после того как первый ее ряд встретили пули мушкетеров

А от виц-мундира поручика д-Антеса пуля Пушкина, насквозь прошив руку на уровне низа грудной клетки, дала рикошет = от … живота!  д-Антес исповедался: это его пуговка панталон спасла … Ловкая то какая…  Жуковский ее определили как мундирную , что супротив ложки (т.е. солнечного сплетения = у нас иногда под ложечкой сосет)
 
Чудесный рикошет! Чудо!  Млодец! Дуэоистам Порты надо правильные носить и иметь пуговку на центру на поясной части ...

Но зачем-то судмедэксперту военного суда Жорж пожаловался на ушиб живота. Бубо мол … Эксперт (полковой лекарь) следов такого удара и ушиба на животике раненного насквозь в руку поручика не обнаружил. Пуля вдарила по оному и рикошетом ушла… в небеса.

Мог ли д-Антес надеть кирасу? 

Мог! И не только «спец пошива» (типа «корсет-кираса»), которую ему привез партнер по мужеложству барон Луи ванн Геккерн в 1836 г от эльзасского le papa №1 – королевского оружейного мастера Жозефа д-Антеса, но даже и одну из штатных … положенных по набору форм военной одежды установленного  для корнета и затем поручика кавалергардов (бойцов кирасирской тяжелой конницы!)

Кроме того, существовали и «анатомические кирасы» - индивидуальные, удобные, подогнанные или подобранные по телу заказчика …

Кираса  могла быть надета на исподнюю рубаху, под китель, а уж, тем более, под шинель или накидку а ля  Талья. В музее императорской армии в Самаре (единств. в стране)  мы такие эксперименты проделывали. Успешно. Но манекен весом в 80 кг в стальной кирасе после удара пул, выпущенной с 8 метров  из дуэльного капсюльного пистолета про-ва первой трети 19 века, улетал в кювет или к стене тира … как миленький.  При этом, если пули попадала в кирасу под сукном шинели под прямым углом, то протыкала ее как нож консервную банку на привале по пути в Долину гейзеров (250 км); если же шла даже слегка  под углом, то был рикошет и … ищи свищи …

***
Прим.
Кираса // Военная энциклопедия / Грачёв П. С.. — Москва: Военное издательство, 1999. — Т. 4. — С. 47:
О защитных свойствах кирасы начала XIX века позволяет судить творение Гогеля И  «Подробное наставление о изготовлении, употреблении и сбережении огнестрельного и белого солдатского оружия с 6-ю чертежами» от 1825 г,  содержащее результаты испытаний различных типов данного защитного средства.
По данным этого документа рядовая кираса этого периода полностью защищала носившего её от ударов сабель, штыков и лёгких пик (видимо, не включённый в приведённый перечень тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал).
Относительно пулестойкости, приводятся следующие данные (Викапедия. Кираса):
- обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета — менее 18 саженей (ок. 40 м)
- стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м).
- тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», более толстая, чем обычная стальная, не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней ощутимую вмятину.
- выпущенная с 18 саженей ружейная пуля прошивала навылет четыре поставленные друг за другом обычные железные кирасы, и ещё углублялась в расположенную за ними деревянную доску на свой диаметр, или пробивала две стальные, а в третьей делала углубление.

Вывод: защитные свойства брони сильно зависели от её качества, а стало быть и стоимости: качественная броня обладала вполне приличной пулестойкостью, чего вовсе нельзя было сказать о массовой продукции, условно защищавшей лишь от пистолетных пуль или случайных ружейных на самом излёте их траектории.
Когда изготовление кирас было поставлено на поток — для придания формы использовалось некое подобие горячей штамповки: брали лист железа, раскраивали его по форме изготавливаемой части кирасы, раскаляли докрасна и вкладывали в чугунную форму-матрицу, после чего выбивали ручными молотами, так, что он в точности приобретал форму поверхности последней. Если поверхность формы была достаточно гладкой, то кираса сразу выходила из неё в готовом виде, практически без необходимости править её вручную. После этого в ней оставалось просверлить отверстия под фурнитуру, прикрепить подкладку, опушку из шнура и пуговицы для наплечных и поясных ремней, а также окрасить чёрной краской. Полированные железные кирасы были в это время редкостью и, как правило, шли на парадные доспехи почётного караула: при полировке повреждался упрочнённый поверхностный слой металла, который закаливался при быстром остывании от контакта с холодной формой, а также уменьшалась его толщина. Иногда в целях повышения декоративный свойств и для защиты от коррозии кирасы делали двухслойными — внутренний слой из тонкой стали, наружный — из латуни. Защитные свойства цельностальных и двухслойных кирас были одинаковые.
Дешёвая же броня не обеспечивала какой либо защиты от пуль, а введение её для защиты только от холодного оружия было накладно и чрезмерно отягощало пехотинца, который, в отличие от конника, не имел в то время никакого средства транспорта кроме собственных ног. Сохраняли свой доспех в виде кирасы (Sappenpanzer) и каски (Sappenhelm) только сапёры (пионеры) некоторых стран.
В отличие от других типов доспехов, которые по большей части исчезли к концу XVII века (по крайней мере в Европе), кираса использовалась боевой кавалерией до середины XIX века.
 
(см. W. Boeheim . Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders. Leipzig 1890 
***

ВЫВОД :
 д-Антес мог спокойно иметь, надеть и скрыть надетые доспехи. Дуэльный кодекс (например, де Шатовильяра от 1836 г) не предусматривал, чтобы секунданты поединков на пистолетах раздевали дуэлянтов для проверки. Это делалось при дуэлях на шпагах или палашах.  Не раздевали и на ордалиях при использовании дуэлистами таких средств благодарности Творцу, как гасило, бревно, дубина, кистень или оглобля. Оно и ежу Норштейна сие понятно
А представляете какой защитной силой обладала исполненная для Жоржа с любовью и молитвой корсет-кираса Натали Пушкиной?