5-6. Разговор по душам. Скоро сказка сказывается

Аля Хатько
 

Когда пришли в дом к тёте Тамаре и дяде Грише, то одного человека не досчитались. Не было среди нас моего папы.
-Загулял мой Аркадий, - вытирая глаза, каким-то виноватым голосом сказала мама.
-Ой, Поля, не расстраивайся. Или впервой ему этот загул? – успокоила мать тётя Галя. Наши мужчины тоже изрядно выпили. Вон, как моего Ивана шатает, будто только что из самолёта вышел.
-Дда нне шатает, - еле выговорил дядя Ваня. – ппросто… устал за три дня.
-Да, трудно столько дней пить и закусывать. Не правильный это обычай. Вполне и одного дня хватило бы. У нас в городе так и гуляют свадьбы, - согласился Вадим.
 Тётя Тамара хотела накрывать на стол, но тут все дружно запротестовали:
-Не выдумывай, Тамара! Все сыты так сказать по горло. Давай садись просто поговорим по-семейному и разойдёмся. Нам же ещё домой добираться. Это вы уже дома и можете отдыхать, а нас сегодня никто на подводах не повезёт.
-Расскажи, Вадим, как там в городе тебе живётся, почему до сих пор не женился? Или женился, а жену не захотел в деревню привести и родне показать? – спросила тётя Галя, мама Зои.
-Да нет, не женат я. Как-то не нашёл по своему вкусу. Видимо не выросла моя невеста ещё, - перевёл вопрос в шутку Вадим. А работаю я в министерстве лёгкой промышленности. Заместителем министра.
-Ооо!!! - послышалось со всех сторон.
-Видимо много учился, чтобы стать таким начальником? – это уже спросила моя мама.
-Да, конечно. Отчим оказался замечательным человеком. Он никогда ни на кого из нас не повысил голос, всегда был в курсе наших с мамой проблем. Маму, как в народе говорят, на руках носил. После окончания средней школы помог поступить мне в институт, чтобы я избежал армии. Правда перед этим спросил не хочу ли я пойти по его стопам. Я наотрез отказался. После окончания института работал инженером, потом главным инженером, потом вот по служебной лестнице дошёл и до замминистра.
-Ну, теперь лезь по этой лестнице на место министра, - вставил своё слово дядя Гриша, папа Зои. Пусть наших знают.
-Дальше будет видно, - отмахнулся Вадим. Я не о себе сегодня хотел поговорить. Я о ваших дочерях беспокоюсь.
-А чего о них беспокоится? – заговорил дядя Иван. Вон какие красавицы выросли. Пускай школу среднюю оканчивают и…
-И, что тогда? – перебил Вадим дядю Ивана.
-Ииии идут на ферму, - сказал, как отрезал дядя Иван.
-Вот, вот этого я и боюсь. Посмотрел на Катю. Такая красивая девушка, только-только 18 лет исполнилось, а она замуж за какого-то колхозника. За тракториста поспешила выскочить. Сейчас дети пойдут, муж в мазуте домой приходить с работы будет, а дома-то удобств никаких. Да и свекровь я заметил хитрая женщина. Попомните моё слово: свалит она всю домашнюю работу невестке на руки
-Да, и я об этом подумала, - почти хором поддержали Вадима женщины. Только мы сидели тихонечко и слушали, куда же клонит Вадим.
-Ну, не обязательно сразу замуж. Так вот у Кати случилось, ей учиться не пришлось, а Наташа, да и ваши девчонки учатся неплохо, поступят в город в институт и жизнь у них другая будет, - высказала своё мнение моя мама Поля.
-Трудно деревенским девчатам в институт приличный поступить. Разве только в сельскохозяйственный. Я послушал, какой замечательный голос у вашей Зои, тётя Галя. Да ей только артисткой быть. А ваша Наташа, как отплясывает. Просто загляденье, тётя Полина. А вот у Иры говорят призвание к иностранным языкам. Так, Ирочка?
Ира покраснела и в знак согласия кивнула головой.
-Короче, я предлагаю забрать ваших девчонок к себе в Москву. Квартира у меня четырёхкомнатная. Живу один. В Москве окончат среднюю школу, в это время походят в различные кружки, посмотрим кто на что горазд.
В комнате водворилась мёртвая тишина. Настолько для всех нас неожиданным стало предложение Вадима.
-Я не тороплю вас с ответом. Только август уже на дворе, а учёба, как вы знаете, с 1 сентября и в Москве тоже. Я, с вашего разрешения, неделю ещё погощу у вас, а потом вы дадите мне ответ и, если он будет положительным, я увезу девчонок.
-Ну, как же так? У нас на них столько и денег-то нет, - почти хором заговорили женщины. Мужчины молчали.
-А я и не говорю, что вы мне платить должны. Я думаю, что справлюсь и сам. А, если появиться в хозяйстве лишняя копейка, то пришлёте девчатам на обновки. Вот и весь сказ. Они уже самостоятельные. Сами будут готовить еду, убирать в квартире. Вот уже и экономия у меня пойдёт. Теперь у меня этим занимается домохозяйка, которой я плачу изрядную сумму.
Потом ещё долго мы сидели у тёти Тамары и разговаривали. Наше гадание как-то и забылось после такого предложения Вадима.
-Да не каждый троюродный брат решился бы на такое, - удивлённо произнесла я. - Всё-таки трое несовершеннолетних девчат…И что? Согласились?
-Мы-то согласились, а родители были в тупике. Пока взяли время на обдумывание. А Вадим остался погостить у тёти Тамары. Он целыми днями гулял по окрестностям, - продолжила Наташка.
-Дышу полной грудью чистым воздухом, - шутил он.
Мы с Зоей тоже бывали у них. Я приходила к сестре Кате, чтобы поддержать её. А она почему-то очень грустной была и всегда плакала, когда появлялась я.
-Я не могу дождаться, когда ты расскажешь почему не поехала в Москву? – торопила я рассказчицу.
-Ларчик просто открывается, как говорит мой старший сын.
-Папа совсем после свадьбы одурел. Пил по-чёрному и начал на маму поднимать руку. Денег совсем не приносил. Отдавал долги, которые нахапал на свои пьянки. Брат очень боялся пьяного отца и всегда был в стрессе. Когда узнал, что я в Москву уехать собираюсь вцепился в меня и ревел, как резаный. Мама виновато поглядывала на меня, а потом попросила:
-Поедут твои сёстры с Вадимом. А ты может останешься дома? Мне твоя помощь очень нужна, доченька.
 И я решила, что остаюсь. Очень маму свою любила и жалко мне её было до слёз. А девчонки уехали тогда с Вадимом. Я после свадьбы как-то прикипела к ним и теперь очень скучала. А может завидовала. Одним словом, мне было грустно, словно осиротела. А через год у Кати родился сын. Такой хорошенький малыш. А папа наш умер после очередной пьянки. У меня к этому времени появился парень из нашей деревни. Он был на два года старше меня. Любовь это была моя первая.
Наташа замолчала надолго, словно всматривалась в прошлое. Потом встрепенулась и продолжила свой рассказ, налив своей прекрасной настойки в наши рюмки.

Глава 6. Скоро сказка сказывается…

Чокнулись мы с Наташкой в очередной раз и закусили малосольным огурцом вкусную настойку. Наташа посмотрела на часы и улыбнулась:
-Правду говорят в народе, что скоро сказка сказывается, а вот жизнь, особенно, если она трудная, долгой кажется.
-Неужели трудной твоя жизнь была? – удивилась я.
Наташа засмеялась.
-А, как ты думаешь, Валюша? Шестеро детей поднять, разве легко?
-Так не одна же ты их поднимала, - не уступала я.
Ладно, время ещё раннее, спать всё равно не будем, продолжу свой рассказ, - вздохнула Наташа.
- Малыш у Кати подрастал, я при возможности заходила к ним, когда не надо было идти в школу и с удовольствием играла с этим улыбающимся голубоглазым малышом. Свекровь донимала мою сестричку ворчанием, что у неё всё болит, а работы по хозяйству непочатый край. Сестра нам не жаловалась на свою жизнь, но по ней было видно, что нелёгким было это замужество. А у меня появился, как я уже говорила раньше парень. И любовь накрыла нас обоих с головой. Он всё время спрашивал дождусь ли я его из армии. Служили наши парни тогда уже два года, и я уверенно отвечала своему Геночке, что обязательно дождусь.
-Как только я вернусь, так сразу и поженимся, целуя говорил он.
-А я к тому времени окончу среднюю школу, - поддерживала я. Он писал мне письма очень часто. Служил в Германии. Присылал иногда в конвертах блестящие цветы, как мы называли – броши. Я нашивала их себе на платья. Все девчонки завидовали мне. Присылал и яркие блестящие открытки. Таких у нас не было. Я их насобирала за год целую стопку и хранила бережно. А тут мой родной дядя, брат мамы, который жил и работал Риге приехал в отпуск. На танцах познакомился с девушкой и через месяц сделал ей предложение. Она и согласилась. Мама и её сёстры очень удивились, что так вышло скоропалительно, но он и слушать ничего не хотел. Деньги у дяди Толи были, у его девушки тоже. Они решили сыграть свадьбу, но пригласить только родных и несколько соседей. Просто упростили ритуал до одного дня. И, какое же было моё удивление, когда мы, приехав к невесте, где должна была состояться свадьба, увидела знакомых музыкантов. Мне уже после рассказали, что Степан, когда увидел, как я слезала с машины, засмеялся и сказал:
-А вон и моя невеста прыгает с машины.
-Как и в прошлый раз Степан приглашал меня танцевать и старался, как можно теснее ко мне прижаться. Потом спросил, чем я занимаюсь, и сказал, что за прошедший год я похорошела и налилась, как осеннее яблочко. Мне стало не очень по себе после его слов. С Геной таких разговоров не было. Конечно, мы обнимались, целовались, но не более того, а тут я чувствовала, что Степан всячески желает прижаться ко мне, чтобы я почувствовала его мужское достоинство. А, что я могла понять? Ребёнок, который ещё ничего не смыслил во взрослой жизни.
После этой свадьбы Степан зачастил к нам из своего города М.. в нашу деревню на танцы. Как говорят, он меня из рук не выпускал. Видимо Гену моему кто-то написал, что у Наташки появился парень и видимо не дождётся она тебя из армии. Надо сказать, что Гена не донимал меня расспросами: кто этот парень и что он у нас делает так часто. Просто спросил:
-Наташа, ты по-прежнему меня любишь?
-Не задумываясь я ответила:
-Люблю также, а может быть и крепче. Жду тебя.
И он также спокойно и обстоятельно описывал свою службу. Писал, что считает дни до дембеля.
А я готовилась к экзаменам. Сдала успешно, и в положенное время пошла на выпускной бал. А с выпускного домой не вернулась.
-Как это не вернулась? – аж подскочила я со своего места.
-А, просто. Степан приехал на машине и увёз меня к себе домой.
-Как же ты согласилась, девочка ты моя? – чуть не заплакала я.
-А я и сама не знаю. Не подумай ничего плохого. Он привёз меня к себе домой, чтобы познакомить со своей мамой. К этому времени она накрыла стол и ждала нас Мне тогда уже показалось, что приём был холодным, но я была растеряна и одновременно возбуждена происходящим. А Степан, наоборот, увивался вокруг меня, как только мог. Твёрдо сказал, что только эта девушка будет его женой. Вернул меня домой только следующим утром. Мама не очень-то и волновалась. Знала, что выпускники долго не расходятся. Но увидев меня не одну, а со Степаном побледнела и чуть в обморок не упала.
-Не волнуйтесь Полина Сергеевна, я не тронул вашу дочь. Я только с моей мамой её познакомил. А скоро зашлю сватов.
-А, как же Гена? – спросила мама.
А, что я могла ответить? Всё происходило словно не со мной. Как будто я сидела в клубе и смотрела кино. А Степан только засмеялся и ответил вместо меня:
-Найдёт себе другую невесту, а это моя. Недаром же я растил два года её.
Мне бы тогда прислушаться к его словам «растил», «найдёт другую». А я сидела, как неживая, как в той сказке – заколдованная.
И он уехал, поцеловав в щёку, словно штамп поставил. Таким холодным и липким показался мне тот поцелуй.
-Доченька, что ты наделала? – заплакала мама. – Он же почти мой ровесник, а тебе 18 только-только исполнится через месяц.
Тут уж и я разревелась.
-Мама я и сама не понимаю, что происходит. Я его не люблю. Я Гену люблю.
-Тогда откажи этому музыканту. Что-то он мне не нравится.
Ничего я ей тогда не ответила. Но она, как потом выяснилось, написала Геннадию письмо, где попросила, после демобилизации приезжать, нигде не задерживаясь.
Через месяц, в мой день рождения заслал сватов Степан и подарил мне золотые часики. От Гены не было писем уже давно, и я дала согласие выйти замуж за Степана. Свадьбу договорились не делать, а просто жених приедет заберёт меня из дому на машине. С моей стороны моя подружка, а с его – друг, распишемся в ЗАГСЕ, и он отвезёт меня к себе.
-Валечка, если бы ты видела, как я ревела. Как я цеплялась за двери моего родного дома, а он почти силой тащил меня в машину. Я с минуту на минуту ждала, что вот-вот покажется мой Гена и унесёт меня из лап этого дракона. Но не появился мой любимый. После я узнала, что он уже приехал домой и знал о моём замужестве. Мать предлагала ему сходить и переговорить со мной. Но он твёрдо сказал:
-Насильно мил не будешь. Этим поставил точку навсегда в наших отношениях. Потом я узнала, что уехал в Латвию. Вскоре женился и жил счастливо со своим семейством.

продолжениеhttp://proza.ru/2024/02/14/395