10. 6 Развитие человеческой деятельности

Лариса Болотова
 «Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1 Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2 Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3 Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4 Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счёт обособления и превращение отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенез – процесс изменения и развития психического состояния живого организма под влиянием эволюции.  Процесс происходит всё время.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма.

Филогенетическое преобразование системы человеческой деятельности совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельности называется социализацией, и её поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребёнка в общение, игру, учение и труд – те четыре основные вида деятельности … . При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

В процессе развития деятельности происходит её внутренние преобразования.

Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Её объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчётам.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

Наконец, в-четвёртых, в результате развития деятельности из неё могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Это механизм развития деятельности описан А.Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошёл сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность».

               То есть развитие деятельности человечества очень похоже на развитие знаний  у ребёнка. Получается, что земная жизнь, а именно деятельность есть подготовка к высшей деятельности вселенной?

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 132).