Каждой жилкою касаться века своего

Лилия Носко
          
                «Имею честь принадлежать
                К тому гонимому народу,
                Которого в огонь и в воду
                Всегда пытались затолкать.
                И он тонул, и он горел,
                И падал, погибая в гетто…
                Но выполз я на свет в то лето, -
                Чтоб жить! – из груды мёртвых тел…»
                (Давид Симанович)               
  Давид Григорьевич Симанович родился 26 июня 1932 года в белорусском местечке Наровля. Сейчас это районный город с населением больше восьми тысяч в Гомельской области.
  В годы Великой Отечественной войны вместе с родителями Давид находился в эвакуации в Узбекистане, работал на хлопковых полях и как позже говорил, что это был и его маленький вклад в приближение освобождения Беларуси.
  После освобождения Белоруссии, семья Давида возвратилась в родные места, он пошёл в школу, и в 1950 году закончил её с золотой медалью. Ещё учась в школе стал лауреатом первой премии республиканского конкурса, посвящённого Пушкину.  Учился в БГУ, работал учителем русского языка и литературы в Крынской средней школе Лиозненского района, литсотрудником редакции областной газеты «Вiцебскi рабочы».
  В Витебск попал случайно, как говорил сам поэт, и остался там навсегда: женился, родилась дочь.
В Витебске работал редактором газеты «Вiцебскi рабочы», старшим редактором, заведующим отделом художественных передач на телевидении, возглавлял Витебское литературное объединение творческой интеллигенции «Веснянка».
            «Этот город принял меня однажды,
            И уже никогда не отпустит…»
  Давид Симанович никогда не прекращал писать, где бы он ни работал в это время. За свою жизнь им написано и выпущено 33 авторских книги.
  День своего рождения Симанович праздновал в день освобождения Витебска (26 июня 1944 года), число и месяц совпали с его датой рождения.
  Симанович много сделал для своего города, который очень любил. Он предложил, чтобы библиотека, которая носит имя какого-то писателя, проводила праздник, связанный с ним и с Витебском.  26 марта 1924 года В. Маяковский выступал в Витебске. Симанович нашёл в одном из московских архивов 35 записок, которые витебские слушатели в тот вечер подали Маяковскому, предложил в этот день проводить витебский день Маяковского.
  В квартире Давида Симановича бывали Марк Фрадкин, Евгений Евтушенко, Василь Быков, Римма Казакова, Игорь Лученок, Владимир Короткевич и другие поэты и писатели.
  Симанович вернул любимому городу Шагала.
            «Это крест необычный мой,
            как посланье божье и слово:
            я вернул Шагала домой,
            чтобы в Витебске был он снова.
            Да зачтётся мне подвиг мой,
            моя трудная колея –
            Я вернул Шагала домой
            из жестокого небытия…
            И другой стала жизнь моя.»
  Городские власти были против увековечивания Шагала, пока не вынуждены были признать его значение, потом стали «носиться» с этим: «перестроились».
            «И лишь теперь оценили
            И время его настало.
            На аукционе в Герцлии
            Продаётся картина Шагала.
            На ней судьбой распростёрты
            Евреи в печальном небе.
            И за живых и мёртвых,
            За Витебск молится ребе.»
  Симанович много сделал для учреждения и проведения в Витебске традиционных Шагаловских чтений. Он перевёл с идиш стихи Шагала и он же первым в русской поэзии написал стихи о Шагале.
  Первое стихотворение Д. Симановича, посвящённое Шагалу:
            «Стол покидает рыба-фиш,
            Наполненная фаршем,
            И – прямо в небо…
            - Эй, шалишь! – мы ей вдогонку машем.
            Кричим: «Художник, право, чёрт!
            Он не имеет права!..
            Но этот странный натюрморт
            Давно покрыла слава.»
После его уже писали стихи о Шагале Вознесенский и Рождественский.
  Д. Симанович – лауреат Шагаловской премии. Когда у него спросили, большая ли премия, он ответил, что в 1992-ом году купил за неё две больших упаковки кофе.
  Витебску Симанович посвятил 1000 стихотворений. Он очень любил свой город, старался делать всё для него. И сделал очень многое. Писал в одном из стихотворений:
            «Куда я уеду из этого города,
            Где меня знает собака любая,
            Из подворотни выскочив, гордая,
            Ласковым лаем друга встречая…»
  Д. Симанович вёл в школах открытые уроки литературы на общественных началах. Рассказывал о Пушкине, Шагале, Короткевиче, Маяковском в связи с историей Витебска. Такой пример: друг Пушкина Нащокин рассказал Пушкину, что видел, как в Витебске вели в острог Павла Островского, который под пером Пушкина превратился в Дубровского…
  Симанович говорил, что поэт – это что-то большее, чем писание стихов. "Это и то, что я делаю для города, для Пушкина, Шагала, Короткевича, Маяковского, Быкова и других. Они все – со мной. Я всё время – с ними.»
            «Надо быть, а не казаться.
            Каждой жилкою касаться
            века своего».
  У Симановича вышла необычная книжка – книга одного стихотворения: «Имею честь принадлежать к тому гонимому народу. 1990г.» Издано в переводе на белорусский, идиш, немецкий, английский, французский и иврит. Это стихотворение называют гимном еврейского народа. Автора волновала еврейская тема, тема Холокоста.
            «…но я живу в земном круговороте,
            И ген любви звучит в моей крови.
            Он русский, белорусский и еврейский,
            Он ничего не требует взамен.
            И кто сказал, что разделить мне не с кем
            Мою любовь, мой ненасытный ген?»
  Всё, что делал Симанович, он делал с любовью к своему городу и к людям.
            «Лет ушедших зыбкий сон
            Мне ночами видится:
            Улетаю в Ашкелон
            С думою о Витебске.
            В стороне любой
            Витебск мой со мной». (Из сборника Д. С. «Ашкелонский дневник»).
  Давид Григорьевич Симанович каждый день ходил пешком по центральной улице. Его любимый маршрут от витебского вокзала до улицы Ленина.
            «Может линия жизни сквозная
            Проложила такие пути.
            В этом городе все меня знают,
            Ну не то чтобы все, но почти».
  Кто-то знаком был с ним лично, кто-то слышал его имя, а кто-то часто видел в разных местах Витебска седовласого «дзядулю», но не знал, что это и есть Давид Симанович. Он писал о себе так:
            «Ходил по городу старый поэт,
            Ну не старый, а только стареющий,
            Не стареющий, просто седеющий –
            В общем, в самом расцвете лет.»
  Встречая знакомых на пути (а в городе его знали очень многие), Давид Григорьевич поднимал руку и с улыбкой говорил: «Привет!», а для женщин у него всегда были припасены комплименты.
Гуляя по городу, он так, в пути, писал стихи и умел радоваться жизни не взирая ни на что.
  Ушёл из жизни этот замечательный человек, влюблённый в человечество, белорусский поэт еврейского происхождения 9 мая 2014 года и похоронен в Витебске на Старо-Улановичском еврейском кладбище.
            «Город сам выбирает кто останется с ним…».

08.02.2024