Девочка из местечка

Вера Крец
Памяти Любы Фельдшер

   В конце января в нетанийском заповеднике Ирус Аргаман начинают цвести дикие пурпурные ирисы редкого оттенка, от темно-лилового до почти черного. Особенно много их вдоль тропинок, ведущих к морю.

   А в эти же дни в далеком крошечном поселке городского типа Флорешты  царят  холод и слякоть,  зима и не думает уходить. Название городка связано с фамилией, но в переводе означает цветущий, процветающий.

  В такую погоду Флорешты трудно назвать привлекательным. Да и в окрестных селах увидишь скорее грустную картину: размытые дороги, серое  небо, голые деревья. Невольно подумаешь: "Ну и глушь!"

И вспомнишь строчки Любы Фельдшер:

Девочка из местечка,
Нет его больше, нет.
Помню: чадила печка,
Снежный струился свет.
Как меня ни носило
Талой водой шальной,
Прошлое – моя сила,
Тихий мой плач ночной.

Вот оно – снова рядом.
Так же косит забор.
Здравствуй, моя отрада!
…Вечность прошла с тех пор.


  Поэт, переводчик, журналист Любовь Фельдшер родом из такого вот местечка. Она окончила МГУ, жила в Москве,  а  позже переехала в Израиль.   Но в ее лирике огромное место занимает именно образ молдавской глубинки.  Рассказы бабушки о жизни в гетто, непростые судьбы соседей и друзей -  обо всем этом Люба пишет просто, трогательно. Стихи ее легко напевать, они прекрасно ложатся на музыку, и этим напоминают мне стихи французской поэтессы Марселины Деборд - Вальмор.

Про Женю с Милей знаю я лишь то,
Что их семья погибла где-то в Польше.
Зачем пишу о них? – затем, что больше
Не вспомнит их, наверное, никто.

    Ностальгия - вот лейтмотив лирики Любы Фельдшер. Поэтому тихая печаль  сквозит в мелодичных, плавных, летучих строчках.
Вспоминая тополя своей малой родины, Люба пишет:

Эти кроны, расшитые блеском
Восходящей в тумане луны,
В своих строчках воспел Эминеску,
И с душой моей слиты они.

  Люба много переводила с румынского любимых ею романтиков. Эминеску, Баковия, некоторые современные поэты заговорили благодаря ей  по-русски.
Язык, который она слышала в детстве, оставил в душе неизгладимый след. И живя уже в Нетании, вдали от родного местечка, Люба обращалась к румынской поэзии.

Чужой язык порой родного ближе.
В нем магия нездешняя слышна.
Я ветру за окном шепчу "потише" -
Мне так нужна сегодня тишина.
Баковия свои цвета мне дарит -
Лиловый, желтый, серый, как свинец.
Он строчками мне душу переплавит,
Людского одиночества певец.
Звучат слова подобием латыни.
Мелодии румынские звучат.
И мир его кто у меня отнимет -
Оркестр заезжий и промокший сад?..
  
Часто в стихах поэтессы  звучит тема одиночества. 


В часы, когда кричат ночные птицы,
А ветер пахнет морем и тоской,
Мне хочется за чтением забыться:
Вникать в детали, думать над строкой...



  Люба ушла от нас осенью 2023 года. Конечно, многие вспомнят о ней: родные и близкие, друзья и члены литературного общества "Строчка". И мое маленькое эссе - это  только крошечный белый камешек, который я оставлю здесь в память об этом светлом  человеке. Пусть же звучат снова ее чудесные, немного печальные строчки:

Не уноси с собою, осень,
Все то, что я в тебе люблю -
Обугленные иглы сосен,
Прохлады утренней струю,
Опавший лист у изголовья
Того, кто спит в кромешной мгле -
Того, кто был моей любовью
На этой горестной земле.
Оставь мне память, боль и нежность
К травинкам, каплям дождевым,
К лучу, что в черных тучах брезжит
И остается золотым.