Александр Вертинский

Сергей Максутов
Трудно найти более загадочную творческую личность в России первой половины двадцатого века, чем Александр Николаевич Вертинский. 
Человек, появившийся неизвестно откуда в дореволюционной Москве, покорил требовательную публику своей уникальной грустной лирикой, звучным голосом.
После октябрьской революции объездил с успешными гастролями всю Европу, США, Китай.
В 1943 году, измученный постоянной тоской по Родине, вернулся с семьей в СССР. И здесь был любим огромным количеством уже советских людей, прекрасно чувствовавших и понимавших его западающие глубоко в душу произведения искусства.
Все это на фоне постоянных невзгод, проблем, возникающих на жизненном пути маэстро.   
Сегодня его судьба, любовь к людям, отношение к жизни, чрезвычайно актуальны в сложившемся «новом» российском мироустройстве.      
Истоки
Жизнь будущего кумира публики началась крайне несчастливо. Его отцу Николаю Петровичу (успешному талантливому адвокату) обстоятельства не позволили официально жениться и обвенчаться с мамой поэта Евгенией Степановной. Этот факт стал для матери Вертинского клеймом на всю оставшуюся жизнь в ее дворянском роде. Родители Александра Николаевича умерли рано, и он познал все тяготы сиротства, проживая у тетки.
Что же заложило основу будущего человека, обладавшего редчайшими творческими способностями, изысканными манерами, элегантностью и душевным благородством?
В наследство от родителей ему достались прекрасная память, впечатлительность, нежность и человеколюбие матери. Будущий поэт провел детство в Киеве, где регулярно посещал храмы с песнопением и прекрасной живописью. Кроме того, папа артиста совмещал юридическую практику с журналистикой, и сам Александр Николаевич начал писать для газет небольшие рассказы, рецензии на концертные выступления и театральные постановки.            
Юность
По непонятным причинам тетки в раннем детстве разделили брата и сестру, «похоронив» их друг для друга, После чудесного воссоединения с сестрой Надеждой Николаевной – актрисой кино и театра начинающий литератор приезжает в Москву и начинает себя пробовать в искусстве.
Он начинающий режиссер, драматург, поэт, перебивается случайными заработками, ведет «богемную» жизнь со своими друзьями - поэтами, художниками.
Высокая гражданская ответственность побудила его на фронт в начавшейся Первой Мировой войне. Несколько месяцев Вертинский был обычным санитаром военно-санитарного поезда.
После возвращения с фронта к Александру Николаевичу приходит настоящий успех на московской эстраде в качестве исполнителя лирических песен «Грустного клоуна Пьеро».
 Его актуальный сегодня романс : «То, что я должен сказать»
 Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

… И никто не додумался просто стать на колени,
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране,
Даже светлые подвиги — это только ступени,
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!
вызвал резкую негативную реакцию у новых представителей советской власти, едва не стоившую ему жизни.
Исполнитель успешно гастролирует по всем крупным центрам России, но в связи с революцией в стране, его публика постепенно смещается на юг (Одесса, Севастополь) и в эмиграцию.
Вслед за ней, жаждущий новых ощущений, познания мира отправляется из страны и ее любимый артист.      
Зрелость
В годы эмиграции маэстро познал страдания, голод в Константинополе, преследования в Румынии, большой успех в Польше, Германии.
Настоящий творческий взлет, сопровождавшийся целой серией новых песен (среди которых «Мадам уже падают листья», «Желтый ангел», «Танго «Магнолия», «Джимми») произошел по приезду в его любимый Париж.
Поэт близко общается с лидерами русской творческой интеллигенции (Федором Шаляпиным, Анной Павловой, Иваном Мозжухиным), что способствует его зрелости как автора и исполнителя.
Особенно хорошо на его гастрольной деятельности, известности сказалась длительная дружба с обаятельной Марлен Дитрих – кинозвездой и законодательницей моды тех лет в Европе и Америке. О ней Александр Николаевич написал замечательную песню «Марлен». Артист блестяще выступал с концертами в США.
Осенью 1935 года маэстро приглашают на гастроли в Шанхай, где в то время обитало много русских людей. Здесь его поклонницы в 1937 году создают для него персональное кабаре «Гардения», в котором каждый вечер выступал знаменитый эмигрант. После финансового краха кабаре Александр Николаевич продолжал регулярно выступать в ресторане «Ренессанс». В Шанхае в 1940 году он познакомился и влюбился в юную грузинскую красавицу Лидию Циргваву. Несмотря на большую разницу в возрасте и возражения родителей Лиды, влюбленные продолжали встречаться и обвенчались в 1942 году. Вскоре в семье родилась старшая дочь Марианна.       
Возвращение
В годы успешно складывающей карьеры, финансовой независимости, певца постоянно мучила тоска по Родине – России. Александр Николаевич неоднократно подавал, прошение о возвращении в СССР.  Исполнителю наконец разрешили переезд на родину в военное время - осенью 1943 года. Семью Вертинского поселили в один из лучших московских отелей «Метрополь», где они провели три года. Здесь в 1944 году в семье появился еще один прекрасный ребенок – дочь Настенька.   
В СССР Александр Николаевич дал огромное количество концертов по всей необъятной стране в фронтовых условиях, на заводах, в провинциальных клубах. Но официально о нем не писали в газетах, не выпускали пластинки с его песнями.
При этом «Вождь народов» Иосиф Виссарионович любил творчество знаменитого маэстро, приказал создавать достойные условия жизни для его семьи. В 1946 году семье Вертинских предоставили просторную квартиру в центре Москвы, с дочками, кроме мамы и бабушки занимались две бонны.
Ситуация ухудшилась после смерти Сталина, приходу к власти Хрущеву, близкого к теме выращивания кукурузы, а не лирики Вертинского. В конце жизни он был разочарован советской действительностью, умер после концерта в Ленинграде в мае 1957 года.
Память о Вертинском
После смерти многие обычные граждане СССР слушали певца на самодельных и привезенных из-за границы пластинках. Фамилия Вертинских  стала знаменитой по другой причине: его замечательная дочь Анастасия уже в юности сыграла заметные, полюбившиеся всей стране кино роли:
• Ассоль в «Алых Парусах»;
• Гутиэрра в «Человек-Амфибия»;
• Офелия в «Гамлете».
Большое внимание публики привлекала и личная жизнь актрисы: брак и развод с Никитой Михалковым, роман с режиссером Олегом Николаевичем Ефремовым, брак с молодым певцом и композитором Александром Градским.
Дочери маэстро Марианна и Анастасия, которым он посвятил свою прекрасную песню «Доченьки», делают все возможное для возвращения памяти о великом отце, его творческом наследии. По их инициативе увидело свет коллекционное издание стихотворений поэта «Желтый ангел», переизданы мемуары Александра Николаевича «Дорогой длинною».
В 2021 году на российских экранах появился восьмисерийный сериал режиссера Авдотьи Смирновой «Вертинский».