26. Уличные музыканты. Серия мои картины

Элеонора Улизко
 П. Е. Коробков Уличные музыканты. Холст, масло. 80х60 см. 1989г.
 
Эту нарядную и романтическую картину, сразу привлёкшую моё внимание, я купила в библиотеке А. Блока на Невском 20, которая стала устраивать у себя выставки продажи картин. Они ничего не могли сообщить о художнике, кроме фамилии, инициалов, цены. И сейчас в интернете я ничего не могу найти о нём. Больше его картин я нигде не встречала. Жив ли он, живёт у нас или за границей, неизвестно. Но картина мне тогда понравилась, и я её приобрела в 1990 году.

 Ах, эти такие уже далёкие 90-е! Но ностальгии по ним нет! Это не социализм, в котором было столько ценного и хорошего для нашей молодой жизни! Несмотря на настырную пропаганду, фальшь, ложь, приспособленчество отдельных ловчил. Я принимала всё как правила игры, меня это редко раздражало, реклама сейчас раздражает сильнее, я давно смотрю по ТВ одну культуру. Ведь рядом текла твоя личная удивительная жизнь, в которой было столько интересного! А возможность путешествовать по нашей огромной дружной стране! Все относились хорошо. До сих пор удивляюсь, как многие поддержали Ельцина с его развалом Союза.  с его миражом перестройки! Заграница нам поможет! Как в 12 -ти стульях. Наслушалась наша гнилая интеллигенция Голоса Америки. Как недавно в оранжевую революцию на Украине! И что, стали жить лучше?! За всем стояли деньги, подкуп, предательство! Многие обогатились, самые бесчестные.
 
Но я отвлеклась от картины. На ней ничего мрачного не изображено. Оптимистичный колорит, приятные цвета, симпатичные молодые люди. Похоже, они вдохнули освежающий воздух перестройки, почувствовали возможность перемен! Теперь они могут играть в переходах метро, на Невском проспекте, заработать денег, выучить учебную программу, да мало ли сколько открывается перспектив! А вдруг они прославятся!?  Их 4 человека. Скрипач – руководитель, он постарше. Два молодых мальчика славянской наружности: гитарист и флейтист, последний вообще в русской рубашке косоворотке. Европейскую девушку взяли для красоты, на её банке написано слово «Рок». Думаю, она выполняет роль ударного инструмента, а может туда и деньги складывают за выступления. У неё на голове шляпа и нарядное жабо накрашенные губы, длинная шея, массивные серьги. Образ, что надо. Хотя все очень разные. Единого стиля в группе нет. Романтическая внешность скрипача, одетого в чёрное пальто или пиджак с громадными пуговицами, как у Пьеро, его большая лысина, несмотря на молодость, вызвали у меня почему-то ассоциации с поэтами ещё не умершими и не уехавшими из России  после Октябрьской революции. Возможно, и эти молодые люди через несколько лет уедут из страны, кто в Германию, кто в Израиль, а кто и до Америки доберётся. Вряд ли они прославятся как Ю. Башмет. «И пряников сладких всегда не хватает для всех!» - как изрек Б. Окуджава в своё время.

Но сейчас они бодры, молоды и полны радужных надежд, которые питаются начавшейся перестройкой. Ведь молодость – время оптимизма! Такая вот здесь изображена мимолётная сценка!

Они почувствовали глоток свободы, надежду на новую интересную жизнь. Я уже писала, что мне с моим характером всегда хватало свободы. Никогда не любила диссидентов и оппозиционеров (Даниэль, Синявский, Аксёнов!). Жили неплохо, а всё выпендривались. В нашем отделе работал кандидат наук, секретарь партийной организации, имевший, на мой взгляд, всё для жизни. Так нет, забрал семью и детей, а заодно и все отчёты своей лаборатории, сколько смог увести, и свалил в Америку. Хорошо, говорят, устроился. Это были ещё 80-е. Я могу понять в Перестройку свою напуганную пропагандой грядущих еврейских погромов подругу, которая схватив дочку, ринулась спасать её в Израиль. Брат благополучно остался здесь, и никаких погромов. Конечно, она бедная намыкалась. Ухаживать сначала за больными стариками вместо приличной инженерной работы. Потом переключилась на уход за детьми. Выжила, конечно. Я два раза была у неё в гостях и была вконец очарована страной, её природой, людьми. Удивилась, что идея кибуцев (наших бывших колхозов) оказалась для Израиля жизненной.

Но это сладкое слово – СВОБОДА! Вот чем нас поманили.  На какой крючок поймали! Журнал «Огонёк», возглавляемый В.Коротичем, стал интересным. Появились закрытые материалы о жизни наших эмигрантов за границей. Зато слова об ускорении темпов роста нашей промышленности, извергаемые этим болтуном Горбачёвым, оказались фикцией. Ничего не изменилось в нашем НИИ, но зарплату стали прибавлять. И болтать. Через год мы с отцом прозрели, и тенденция развития стала ясна.

Народ свободу представлял по своему. Каждый по-разному. Ведь сколько людей, столько и мнений. Все наивно верили в светлое будущее, своё лично и всей страны. Какие открывались возможности и перспективы! Можно не работать, продать жилье, уехать поближе к столице и развернуться. Можно как угодно распоряжаться своей задницей, вдохновляясь незабвенной Раневской, и никто слова не скажет.

«Швобода!» громко прозвучали слова крысы из фильма Буратино, выводящие героя из чулана к его «друзьям» Коту и Лисе. Вот и мы были такими же доверчивыми, хотя считали себя умными и не верящими многолетней социалистической агитации. Мне уже было 40 лет, отцу как мне сейчас. 
Революции, в основном дело молодых. Взять хотя бы декабристов с их пылким желанием ограничить Думой власть царя. Октябрьская революция, Перестройка. И что изменилось коренным образом? Кроме провала в пучину бедствий? Отовсюду стали появляться приспособленцы, подонки и ловкачи. Декабристы, правда как могли поднимали Сибирь. Всё польза была. Вспоминаю мудрые слова Н. Бердяева, с которыми, безусловно, согласна. «Ничего радикального, тот есть проникнутого в корень вещей, в революциях нет. Революции в значительной степени являются маскарадами, в которых происходят переодевания. Но то, что находится под максимально новыми одеждами, остаётся ветхим. Революции не столько побеждают зло, сколько по новому перераспределяют зло и вызывают к жизни новое зло».

Вот и думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь! Но кто будет нас спрашивать!? Это только в школе при социализме на уроках нас учили, что движущая сила истории – народ. Давно прозрели сами. Народ никогда ничего не решал. Его только зомбировали и направляли. Одна церковь чего стоит в этом отношении. Народ был способен только на бунт решительный и беспощадный. Теперь мы знаем, что народные массы нужны для затыкания дыр в мировой политике государства. Его никто никогда не жалел. Войны. Строительство. Но как-то могли и заботиться. А кем править тогда?

Но жизнь без радостей всё равно не бывает. Я, потеряв работу в НИИ, устроилась билетным кассиром на железную дорогу на 8 лет. Через год, имея летний отпуск  и бесплатный проезд, я собирала детей, и мы ехали отдыхать в Крым. свой, родной, дешёвый! И прекрасный!  Лучше любых стран Средиземного моря. Можно пойти в горы и поставить там палатку, что я с детьми и делала. на морском берегу позже стали собирать за это деньги.
Чуть раньше я начала покупать картины.
С другой стороны, я регулярно ездила после ночной смены на ж/д станцию Удельная, найдя там хлеб подешевле. А овощная база в Коломягах, где мы с дочкой рылись в обрезанных овощах нестандартной продукции, которые пускали для домашних заготовок салатов, суповых заправок, маринадов. И никого из нас это не расстраивало и не напрягало! Жизнь такова, какова она есть. 

Я решила вспомнить «Окаянные дни» перестройки».

 Почти по Бунину получается. Прошло более 30 лет. Первым делом электрички. Они были в массе холодные, с разломанными сиденьями и дверями. Железная дорога активно приватизировалась и каждый норовил урвать кусочек пожирнее. По вагонам ходили толпы народа, что-то продавали, просили милостыню. Цыгане прижимали к себе молчащих чем-то опоенных грудных детей, взывая к жалости. Вряд ли кто из младенцев прожил дольше месяца. Ходили и музыканты с гитарами, флейтами, домрами, трубами. Этим я всегда подавала мелочь, вспоминая детей, учащихся в музыкальной школе. Может, это им поможет не  умереть с голоду и даст кусок хлеба.
На станции колготилась толчея народа. Поднимались с люков теплоцентрали спящие  на них бомжи и устремлялись на царившую рядом барахолку. У них своя трудовая жизнь. Обкрадывали меня регулярно. Разиня.
Мы не голодали. Питались дешево и экономно. Покупали битое яйцо, подсолнечное масло, капусту. С ней выходили самые дешёвые пироги в течение года. Летом в начинку шел ревень, ягоды с кустов, яблоки, слива. И, конечно, мы всегда сажали картошку.

Но кто-то пошевелился, подсуетился и постарался нахапать по максимуму.  Одна моя подруга, кстати правнучка знаменитого Свиньина и сейчас живущая в крохотной квартирке, думаю, бывшей кухаркиной, на задворках Академии художеств (надо только её обогнуть и зайти с противоположной стороны) рассказала мне историю, как наша «звезда» Розенбаум прихватил в личную собственность небольшой особнячок, в котором при социализме ходил заниматься в кружки её сын. Думаете, это исчезло?  Какая борьба велась вокруг Дома композиторов последние 15 лет! Я сама часто бывала там на концертах, водила внуков. Устраивались музыкальные фестивали «Планета детей» с интересной и остроумной программой.  Проводились и юбилейные концерты композиторов. Силы были неравны, и Дом композиторов закрыт уже более двух лет. А куда исчезла ежегодная весенняя музыкальная весна? А Петербургская осень, где исполнялись произведения современных композиторов? Нет финансирования! И это произошло уже в новом тысячелетии при Путине. Понятно, что у него есть дела и поважнее, но ведь существуют и помощники. А народ ворует и хапает.  Обидно!

Почему-то меня  так и тянет упомянуть в связи с перестройкой М. Ростроповича. Спору нет, он гений. А облагодетельствованный им его  приятель Солженицын человек невысоких душевных качеств, не обладавший писательским талантом. Ну, это уже личное мнение. Меня поразил порыв Ростроповича приехать из Америки во время срежиссированного Путча и выйти на баррикады защищать наш Белый дом. Вот это патриотизм! Он не мог поступить иначе. А путчисты скромно сидели в стороне и ждали команды: выступать или не выступать. Посидели, а потом дали себя  спокойно арестовать. Какое было ликование: отстояли свободу!  Да, вся жизнь – театр! И ставятся всё новые спектакли.
 
А народ упирался и выживал.