Восточные странности

Армен Григорян
Азия, за Кавказом...

"Аномальный февраль"... Теплый, почти безветренный в большом городе, который будто специально спроектирован так, чтобы холодные потоки воздуха дули именно вдоль центральных улиц, несли в лицо целлофановые пакеты, пыль и грязь, примитивные мысли.

В детстве, в провинции, я видел несколько таких февралей. Они наступали внезапно, после крещенских морозов. В начале февраля, в семь часов утра, кукурузно-горчичные лучи восходящего солнца подсвещали фиолетовые тучи, которые неслись с юга на север. Мы с отцом стояли на пороге дома, и я удивленно спрашивал:

- Почему вдруг стало так тепло, пап, что, весна раньше наступает?

- Снег пойдет, - огорошивал отец.

Так что ничего аномального в первой декаде февраля 2024 года я не видел. Разве что в дни безоблачного детства таких дней было от силы два, а в последние годы их становится больше, и не только в столице. Но это не повод для пессимизма, особенно, если мы вспомним слова Маргарет Тэтчер: "...у самых мрачных пессимистов в системе чувствуется изрядная доля безумия". Сказаны они как раз по поводу тепловых выбросов и глобального потепления.

Итак, относительно теплый февральский безветренный день. Тревожность, мысли скачут, цепляют друг друга. К окошку уличного кафе подходит симпатичный русый парень в кепке и пальто, без акцента спрашивает:

- Здравствуйте, извините, вы говорите ... по-английски?

Зачем ему английский? Что за выверты? Впрочем, есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам; человек адекватно себя ведет, есть, вероятно, причина, по которой он по-русски спрашивает о знании английского.

До этого - еще одна странная ситуация. Захочу в филиал оператора сотовой связи. С этой компанией связан недавний скандал. Пытаюсь пополнить счет на мобильном. Терминал замирает, секунда, пять.

Я выворачиваю левую ладонь "пистолетиком", жест моего деда, когда он удивлялся или возмущался.

Голос пожилого охранника:

- А вы на второй этаж поднимитесь, этот терминал не работает.

- Спасибо, - благодарю я его. На самом деле, мне хочется сказать ему: ты видел, как я целую минуту стоял перед этим аппаратом, ведь пополнение счета поэтапно. И вишенка - в самом конце. Если ты заранее знал, что терминал зависает и следил за мной, как защитники Ашкелона за осаждающими их рыцарями, почему ты изначально не предупредил меня. Ведь в вашем салоне - всего пара клиентов, со мной вместе.

Хотя, может, надеялся человек, что терминал заработает. В таких случаях, обычно, ответственная личность пытается устранить неисправность, решить проблему, а не ждать, что она, проблема, небось, решится на авось да как-нибудь.

Восточная психология - халатная размеренность, преступная неторопливость, опасения, отсутствие непосредственного стимула к предупреждению сочеловека от напрасных действий. Азиатская психология, причем специфичная для конкретных стран и ареалов.

Топаю устало в сторону полу-библиотеки, полу-кафе, полу-странного объекта, где светло и тепло. А главное - дизайн, огромные, в четыре метра стеклянные наружные стены. Видна на противоположном тротуаре ущербная архитектурная конструкция, на восьмом этаже которой находится квартира одного моего родственника. В ней мы с сестрой когда-то жили, по великодушному разрешению родича и его жены.

По дороге прохожу через место туристического паломничества, рынок, где продают антиквариат, сувениры да украшения. В голос плачет одна торговка - если бы что-то случилось с ее товаром, я бы услышал дикие крики, увидел бы вывихнутые от ненависти и желания убить глаза. А тут ее почти не видно, только возгласы и плач. Так оплакивают потерю или информацию о плохом диагнозе.

Я делаю каменное лицо - кладбищенского попа слезами не удивишь, говорил мой отец. Мне претит восточный способ выражения горя и скорби. Сегодня погибло четверо молодых парней моего возраста - торгаши их оплакивать не станут. Я с внутренним смехом смотрю на взгляды стоящих за прилавками "бизнесменов". Некоторые из них, женщины, с осуждением смотрят на меня. Видимо, я, как тот иностранец, должен оборачиваться в сторону плачущей и озадачиваться. Но я - по-олимпийски невозмутим. Такого и обмануть трудно, могут думать они. Но я знаю, что осуждение это напускное. Эти собственных родителей убьют за десять процентов прибыли, да еще в суде заявят, что сироты и попросят о снисхождении. Непоколебимость их в вопросе получения прибыли не настораживает, а пугает.

Реальность подтверждает мои слова, буквально через пять метров одна спекулянтка (сувениры продаются с огромной наценкой) заявляет вслух:

- Чего разревелась? Голосит и голосит.

С брезгливостью, равнодушно (один из главных врагов человечества - равнодушие) она комментирует плач своей товарки. Вот вам торгашеская мораль, лишенная гуманности и сострадания. И это утверждение выходит за рамки восточного мира - психология коммерсантов одинакова и на Западе, да и в любой точке земного шара.

P. S. Когда писался этот текст

С соседнего ресепшена забегает сотрудник гостиницы, громко осведомляется у сидящих в зале - чей "Гольф Фольксваген"? Молодой парень, сидящий в углу, отлично, прекрасно слышит этот вопрос. Но отвечает на него положительно только тогда, когда сотрудник гостиницы подходит к его столику. Парень с просторов СНГ, с барскими замашками, ведь когда спрашивают "чья машина?" логично приподнять седалище и ответить, а не ждать, пока к тебе подойдут. Одним словом - восточные странности...