Что делать, если у тебя плохая память?

Александр Бурьяк
Что делать, если у тебя плохая память? А ничего. Точнее, ничего
такого, что должно превратить её в "хорошую". Надо всего лишь
полнее использовать такую, какая есть.

  Хорошая память, вроде как, всегда кстати, но она многовато для
себя требует, так что людям зачастую лучше живётся и работается
при не очень хорошей памяти. Среди прочего, получается много раз
смотреть с интересом одно и то же кино, а не рыскать в поисках
новых эффектных фильмов.

Желание иметь цепкую память формируется во времена учёбы, когда
приходится много демонстрировать свои обильные познания, которые
позже в основном не пригождаются.

Как правило, для вящих успехов в работе, учёбе и личной жизни
тренировать память нет необходимости, а достаточно всего лишь ак-
куратнее с нею работать. И применять в отношении её некоторые
"подпорки". Вообще, приспосабливаться к её особенностям.

Наверное, память развивается и функционирует частично в ущерб
интеллекту: ресурсы мозга настраиваются либо на удержание воспри-
нятого в памяти либо на обработку воспринятого и потому что ин-
теллектуальные привычки настраиваются на то же самое.

Особо умные и очень занятые интеллектуально люди не просто так
бывают очень рассеянными: их мозг экономит на памяти.

Правила обращения с памятью:

1. Нагружать память минимально: читать, смотреть, слушать лишь
действительно ценное. Игнорировать псевдоновости и пустые
бесконечные дискусси в интернете, газетах, телевизоре. Чем
меньше запоминаемого материала, тем лучше он удерживается в
памяти.

2. При восприятии того, что надо бы запомнить, побольше концент-
рировать внимание на воспринимаемом материале, убирать отвле-
кающие факторы.

3. Выделять главное (это приблизительно 10% воспринимаемого ма-
териала) и сосредоточиваться в первую очередь на нём.

4. Выбирать наиболее подходящее время для восприятия того, что
очень надо запомнить. Это сразу после сна или непосредствен-
но перед сном (первый вариант лучше второго). И надо, чтобы
голова потом некоторое время ничем больше не загружалась.

5. Обдумывать и стараться лучше понять воспринимаемое. Чем боль-
ше будет установлено ассоциаций с уже имеющимся в памяти, тем
прочнее запомнится новое.

6. Эпизодически вспоминать и обдумывать запомненное. Попытки
вспомнить -- это не столько проверка качества запоминания,
сколько наращивание этого качества. Предаваться воспоминани-
ям можно в моменты, когда затруднительно заняться чем-то
полезным ещё. К примеру, при поездках в общественном транс-
порте.

7. Изучать свою память: обращать внимание на то, какие вещи и
при каких условиях застревают в ней лучше, а какие быстро
"вылетают из головы".

Прочное запоминание требует времени. Тренировка памяти тоже
требует времени. А любой расход времени -- в ущерб каким-то по-
лезным, а то и очень нужным занятиям.

Память тренируется так: постарался запомнить, потом постарал-
ся вспомнить.

На почве тренировки памяти можно немножко торнуться рассудком:
приобрести нездоровую привычку к замечанию и запоминанию всякой
ерунды. Поэтому если всё же тренировать память, то на чём-то за-
ведомо более-менее нужном (сразу даже трудно сказать, а что
это). На чём-то вроде таблицы Менделеева. Или на пьесах Шекспира
(потом можно будет хотя бы блистать при случае эрудицией). Самое
правильное, наверное, -- это запоминать грамматику, слова, фразы
иностранного языка, а ещё небольшие образцовые тексты на нём.

Чтобы не перегружать своей памяти, надо что-то записывать. По-
рядок в системе записей -- ключ к малозаботной жизни.

Чтобы что-то своевременно вспоминать, надо применять напоминал-
ки: записки или предметы, помещаемые так, чтобы был шанс своевре-
менно в них уткнуться и вспомнить, зачем они. К примеру, если хо-
тите не забыть что-то сделать перед выходом из дома, перегородите
выходную дверь а хоть бы и стулом. Вам придётся вспоминать, зачем
был поставлен стул, и вы это почти наверняка вспомните.

Бывает, что позарез надо что-то запомнить точно, а от природы
это не дано. Тогда используются приёмы запоминания. Они называют-
ся мнемоническими приёмами. Вот некоторые из них:

1. Мысленно рисуется (или используется реально существующая)
картинка, содержащая то, что надо запомнить. В этом случае
"общая" память подкрепляется зрительной памятью. К примеру,
если хотите что-то помнить из таблицы Менделеева, так и
представляйте себе конкретный вариант этой таблицы из вашей
любимой книжки по химии или физике.

2. Запоминаемое анализируется с целью обнаружения в нём всяких
закономерностей и сходств. К примеру, в телефонном номере
можно выделять последовательности цифр (3-2-1, 2-4-6), сим-
метрию (75-57), арифметическую связь (3-4-7: 3 + 4 = 7),
исторические даты (1812 -- битва при Бородино) и т. п.

Мне лет в 14 попалась раз в руки аж дореволюционная книжка по
развитию памяти. А в ней среди прочего цитировался древний грек,
придумавший использование мнемонических приёмов и практиковавший
обучение им. Я принял эту книжку с восторгом, законспектировал её
и посчитал, что держу уже бога за бороду и что жизненные успехи
посыплются на меня, как из рога изобилия. Сегодня я не в состоя-
нии вспомнить ни имени того древнего грека, ни названия той доре-
волюционной книжки. Зато я написал уже кучу СВОИХ книжек и послал
скопом к чертям всех не желающих развиваться современников (лад-
но, просто заделался мизантропом -- это тоже из древнегреческого
-- но мизантропом в улучшенном варианте, так что теперь наслажда-
юсь собственным превосходством над демосом). Я худо-бедно пришёл,
наконец, к пониманию, что ситуация с памятью очень неоднозначная,
как и с много чем важным другим: с философией, демократией, чест-
ностью, вином, королями, капустой, наукой, прогрессом, книгами,
IQ и т. п.

А кем бы я стал, если бы у меня была хорошая память? Да, навер-
ное, занюханным эрудитом, фу. Может быть, преподавателем какой-
нибудь банальщины или ерунды для средних человечков с улицы.

Мишель Монтень ("Опыты", кн. I, гл. IX):
"Я мог бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность,
идя проторенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и
не совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельст-
вованный хорошей памятью, имел всегда перед собой чужие мнения и
измышления чужого ума."