Связующее звено -3

Владимир Федулов
Василий Перов –
ВИЗИТ К  НАМ  !

***
Талант – связующее звено времени,
шагнувшее к нам,  что  наглядно подчеркивают
биография  и сюжеты картин известного  русского
живописца, портретиста и  академика живописи –
встречайте:

Василий Константинович  ПЕРОВ
    (1834 – 1882 гг.).

Его наиболее известные
полотна :

«Тройка» ( 1866 г.), «Охотники на привале» (1871 г.),
а также  «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь
на селе», «Рыболов», «Птицелов», «Приезд гувернантки
в купеческий дом» , «Суд Пугачева»  и др.

***
Окончание.
Начало см.:

http://proza.ru/2024/02/10/1342
http://proza.ru/2024/02/11/1223

Итак,
Глава 3.  ДУЭЛЬ, которая
          НЕ  СОСТОЯЛАСЬ 
            -  или «Черная кошка», пробежавшая
               меж Левитаном и Чеховым…
               
Помните  полотно «Охотники на привале»  Василия Перова,
где  художник в образе отдыхающих  изобразил
своих друзей?

Да-да, помещик, главный враль на картине, травящий охотничьи
байки-небылицы  – это близкий друг Перова полицейский врач
Дмитрий Кувшинников, который вместе с женой Софией 
в 1880-90 гг. держали в своем доме  литературно-художественный
салон, где бывали многие представители московской элиты тех
лет  - И. Репин, А.Чехов, В.Перов, М.Ермолова, В.Гиляровский.

А однажды «на каланчу» (так называли тогда друзья меж собою
гостеприимную  квартиру Кувшинниковых, расположенную
аккурат под крышей пожарной каланчи), знакомые привели
и молодого художника Исаака Левитана.

Несмотря на возраст (хозяйка квартиры София была старше
на 14 лет), у нее с Левитаном  завязался бурный роман…
Муж был терпелив и долгое время закрывал глаза на сей
конфуз, о котором уже шептались посетители салона…

Знал о любовной связи художника Левитана и хозяйки
дома  Софии, наблюдая ее  развитие, и приятель
Исаака Левитана (1860- 1900 гг.) его ровесник
и писатель Антоша Чехов (1860-1904 гг.).

***
По свидетельству современников, в Софии Кувшинниковой
«…имелось многое из того, что могло нравиться и увлекать.
Красотой она не выделялась,
но была безусловно интересна –
оригинальна, талантлива, поэтична и изящна".

Можно вполне понять,
почему ею
увлекся Левитан.

Софи  была художницей- любителем, и под предлогом
уроков живописи  часто уезжала со своим молодым учителем
на берега Волги – на этюды!

Скандал разразился в 1892 г., когда в журнале «Север» был
опубликован написанный годом ранее рассказ Чехова
«Попрыгунья», в котором посетители салона Кувшинниковых сразу
узнали себя, а также роман  Исаака и Софи.

Чехов пытался оправдаться:

" Можете себе представить, - писал он в письме 1892 года, -
одна моя знакомая, 42 летняя дама, узнала себя  в 20-летней
героине моей "Попрыгуньи", и меня вся Москва обвиняет
в пасквиле! Главная улика - внешнее сходство: дама пишет
красками, муж у нее доктор и живет с художником".

Но судите сами.
Герой чеховского рассказа художник Рябовский тоже
дает уроки живописи Ольге Ивановне, жене доктора
Осипа Дымова, они тоже ездят на Волгу на этюды…
Сходство сюжетов было не только внешним: почти
дословно приводились выдержки их  писем,
чеховская дама использовала в своей речи любимые
выражения Софии, была столь же экстравагантной
и оригинальной.

А в остальных персонажах рассказа узнавали себя и гости
салона Кувшинниковых…

Писатель Чехов пытался отшучиваться :
« Моя попрыгунья  хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива
и молода…».

***
А вот Исаак Левитан был в гневе! Он так оскорбился
поступком своего друга Чехова, что собирался вызвать
его на дуэль… Которая, к счастью, не состоялась –
Исаака отговорили от рокового шага  друзья! 

Но  отношения Левитана с Кувшинниковой, как и Чеховым,
после публикации этого рассказа были обречены…

После 1894 г. Левитан больше
не встречался с Софией -
этюды на Волге были
отменены!

Сам Левитан при этом и далее пользовался успехом
у женщин и после Софии  в 1894 году у него завязался
новый роман, тоже едва не завершившийся трагически:
запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее
дочери,Левитан пытался покончить с собой…

Помирить Чехова и Левитана смогла  их общая знакомая -
писательница Т. Щепкина-Куперник, которая устроила им
встречу и заставила дружески пожать руки.

Но Исаак Левитан своими судьбою и творчеством дружески
протягивает руку и нам, о чем подробнее поговорим
в следующий раз…

12.02.2024 г.

На снимке: Скульптура «Дачница» , установленная
в г.Плесе на Волге, имеющая портретное сходство с
Софией Кувшинниковой (1).

Фото из интернета
________________

(1). Приезжая на Волгу  в Плес и гуляя по набережной,
что неподалеку от музея художника И.Левитана, можно
увидеть необычную скульптурную композицию.

Дама, одетая по моде 19 века, в шляпке, сидит на скамье
и смотрит на Волгу сквозь мольберт с установленной
на нем картинной рамой…
И этюдник с красками в ансамбле неподалеку
тоже!

Не на этюдах ли здесь присела на скамью возлюбленная художником София?

Ведь именно Софья  Петровна сопровождала Левитана в его
поездках по Волге, когда он впервые увидел Плес, где его
так очаровала церквушка на высокой горе, что он уговорил
капитана высадить их с Софи
на той набережной…

Там, в Плесе Костромской губернии, были написаны многие
картины Левитана,воплощающие неброскую, но чарующую красу
среднерусской полосы.  А София Кувшинникова, находясь
рядом с Левитаном, обеспечивала ему уют семейного
очага и условия для творчества.

А муж Дмитрий Кувшинников, полицейский врач в Москве,
безгранично любил свою жену, закрывая глаза на ее романы…
Так было и в случае с Левитаном.

Когда же София, после разрыва с любимым, вернулась домой
в слезах,  муж Дмитрий остановил  гостившего у него
художника Степанова, кинувшегося было утешать женщину:
« Оставьте ее… Она сейчас дочитывает эпилог своего
романа.Все когда-нибудь кончается».

***
Летят годы, а истинная
любовь вечна…

И сегодня на берегу Волги - рядом с музеем Левитана -
остается в образе дачницы женщина, которая все еще
хранит покой дома, в
котором они с Левитаном
были так счастливы…

Скульптурная группа "Дачница" установлена на волжском
берегу в Плесе в 2010 году -
к 600-летию основания
городка. Авторами проекта
и его исполнителями
выступили скульпторы из творческого объединения
"Кредо", куда входят
художники из Ивановской,
Волгоградской и
Ярославской областей.

А о картинах Левитана, написанных в волжском
Плесе, - наш разговор
особый! Но впереди -
в следующей главке
заметок...