Чердынская радость

Злата Василенко
ЧЕРДЫНСКАЯ РАДОСТЬ
 
  Посвящается моей дочери: светло- славной - Наталии!

  Часть 1.
         ДВЕ КОЛЛЕКЦИИ
               
         Светлая личность  по фамилии - СВЕТличный -  а по имени - ЕвГЕНИЙ-  втянул наш 9- ый  в интерес к Живописи.
Карманы  его всегда набиты открытками- репродукциями русских художников.
 - Выучил урок по истории страны, да
на отлично? Посмотрим?
-  Вот скажи, кто Русь  великую  красками изобразил?
- Поленов, говоришь?
- Московский дворик !?
Из внутреннего кармана извлекается другая открытка. 
- А этот облик Ивана Грозного  чьей кисти? -
- Не знаешь?. Что ж   пока 4 - ка!
      В первом полугодии 5-ки по истории ни у кого не было!
Зато наши портфели набухали  открытками  русского искусства,
да ещё гаданием: кому
СВЕТличный 1-ю 5,-ку поставит?

      Случилось так , что в университете уже в русской глубинке -  деревне уральской   вблизи Чердыни -  тамошние жители  во время фольклорной практики  неведомым мне  доселе напитком одурманили. Без него - говорят- народную песню красиво не вытянешь - брагой это бежевое зелье зовется!
 - По цвету как квас, а на вкус что-то другое?
 - Квас!! Не сумневайся! Квас! Я и  поверила.
              А поутру с дурной головой  достаю я из сумки  предмет из металла.
- Да, это же певчие бабушки мне подарили!  За безотказность бражку с ними пить и горланить их любимые песни ! .
Было у нас в фольклорной  тройке разделение труда: я жителей в говор, да в песни вовлекаю, а другие записывать  спешат.
          С изумлением я рассматриваю трехстворчатую  "открытку" -  памятник старины с лицами святых, окруженных иллюстрациями к текстам из Библии. Тут же вспоминаю коллекцию своего Учителя.
    Деревянные иконы - мне не в новинку. Дед Тимофей,  приезжал к нам в деревню с благим целями:  население вразумлять, да мой отец эту религиозную осаду деревни мигом снял. Дедулю приструнил:-
-  Молись! Только в стенах дома.
Вон  Златка у нас -  послушница, ей библию и читай, а по деревне с иконами не броди, должности меня не лишай!
       Ох, как  загорелось теперь  мне  собрать коллекцию из металлоокрыток - сКЛАДени их называют - с изображением Святых.
      Сессию ДОСРОЧНО сдаю и снова в глубинку страны мчусь - уже одна.
       В Чердыньском музее моих друзей-однокурскиков раскопки вдохновляют. Классной им показалась идея делать раскопки  чердаков в деревнях, и они удружили мне царское ложе- раскладушку.
      С утреца я уже деревне изумленных бабушек вопрошаю: не запылились ли у них на чердаках иконы из металла - музеи наши в них очень нуждаются! И , конечно, бражку с ними пью, в знак благодарности, но теперь в допустимых дозировках .

       ( продолжение следует)