Мудрые мысли Сократа

Лев Балашов
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Хороший советник лучше любого богатства.

Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

Точное логическое определение понятий – условие истинного знания.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг – это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни.

Будь таким, каким хочешь казаться.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.

Кто мудр, тот и добр.

Каков человек, такова его речь.

Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать.
Я не могу никого научить, я только могу заставить думать.

Образование – это разжигание пламени, а не наполнение сосуда.

Если, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

"Я хочу показать тебе, — говорит Сократ своему слушателю Кебету, — тот вид причины, который я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к уже сто раз слышанному и с него начинаю, полагая в основу, что существует прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все прочее... Если существует что-либо прекрасное помимо прекрасного самого по себе, оно, мне кажется, не может быть прекрасным иначе, как через причастность прекрасному самому по себе. Так я рассуждаю и во всех остальных случаях" (Платон. Федон, 100b-c).

Я знаю, что ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое.

Я знаю только то, что я ничего не знаю.

Обладание прочими знаниями без знания того, что является наилучшим, по-видимому, редко приносит пользу, большей же частью вредит тому, кто владеет такими знаниями. [...] Поэтому нужно, чтобы и государство и душа, желающие правильно жить, держались этого знания — совершенно так же, как должен больной держаться врача или человек, желающий совершить безопасное плавание, — кормчего. (См.: Платон. Алкивиад II)
__________________________________

См. здесь, в Проза.ру "Заметки о Сократе" - http://proza.ru/2017/02/15/2199