27 сентября 2019 год. Дневник таёжника

Татьяна Немшанова
С вечера, в сумерках,
Дождь зашуршал.
Утром проснулись…
- Тайгу не узнать!-
Белым засыпало –
Дня не видать.



27 сентября 2019 год. Как и предчувствовала, с вечера вчерашнего дня, в сумерках, пришёл дождь.

Дождь ночью плавно перешёл в первый снег, а сентябрь ещё и не завершился! Утром проснулись… - за окном – бело! - Хорошо, что вчера немного набрала бруснички!

К обеду потеплело. А вечером, в темноте, опять заморосил дождь и полетел снег, затем плавно перешёл в обложной ливень.

Вставили днём окно, - пластиковое стекло подогнал сын родителям, привёз зимой ещё по зимнику сразу в запас несколько штук. Говорит: «Непробиваемое! Какое-то специальное, суперпрочное оконное для высоток».

Володя таскает продукты, вещи с реки рюкзаком. До реки почти километр. Туда и обратно: два километра! Пять ходок – то десять! В качестве отдыха, в перерывах между тасканием, муж занимается дровами, ремонтом избы и прочими неотложными, обычными таёжными хлопотами, кои бесконечны. Я же, традиционно, распаковываю вещи, продукты. Ибо для транспортировки в лодке, под дождём, их обязательно упаковываешь в мешки непромокаемые, да в лодке неизбежна вода, и необходимо всё проверить, просушить теперь.

Заодно чищу избу после непрошенного гостевания медведя и нашествия, как следствие того, мышей (всяческих плёвок). - Сметаю с полок, с вещей мышиное дерьмо; выгребаю из-под нар. Оно лежит густым чёрным песочным вонючим слоем на всём. Мыши залазят и во все чеплашки, коробочки, баночки, в карманы развешанных по стенам курток, ползают по шапкам, рукавицам, везде гадя изрядно, что вытаскиваю сейчас совками. Отовсюду приходится вытрясать, выметать. Неприятно! Одно успокаивает: лайки и мы привиты от мышиной заразы.

Володя принёс первую рыбку. Попалось три хариуса, - два мелких и один – приличный, килограмма на полтора! Сегодня у нас вечерком предвидится и ушица, и пожарю, а Володя, разделав, сразу же маринует себе малосолку. Да и фляжка армейская ещё полна...

Я свежатину не ем – южанка, и за годы жизни на Севере не пристрастилась к строганине  и прочей сырой «свежатине». – Гены и воспитание не позволяют, - стопорят от одного запаха и вида. А вот ушица из голов, хвостов, хариузиных потрохов... - то песня!

День промелькнул мгновенно за обычными лесными делами. В избе относительно прибралась - выскоблила. Теперь привычно обжито и уютно, запахло вкусно жаренным, варенным – жилым, лесным. Заметила: лесные избы пахнут особенно, от сельских, тем более от городских квартир, аромат таёжного зимовья отличается. И с годами глубоко внедряется в подсознание. По нему тоскуешь, как по запахам дома детства, земли родной. Я родом с Южного Урала. И запах уральской природы сильно отличается от аромата сибирской тайги. На Урале ощущается полынный, чабрецовый степной горный привкус, а на Севере Сибири – доминирует аромат хвои и багульника, озёрной тишины.



Ключевые слова: сентябрь, осень, 2019, Сибирь, тайга северная, Югра, Приполярный Урал, горная река, Манья, оснёвка, осенняя охота, лайки, Дымка, Пуля, снег первый, первый заморозок, ворон, медведь, ягоды, брусника, клюква, дождь, болото, домовой, мыши, уют, баня лесная, кабаны, трёхлистник, связь, тетерев, глухарь.

Анонс. Последние дни сентября 2019 года в северной тайге Западной Сибири. У костра за работой.

Фото автора. На фото Западная Сибирь, Север, тайга, таёжник. Сентябрь 2019 год. Река Манья. Горнячка труженица.

 27 сентября 2019 год. Дневник таёжника. Осень 2019. Часть 3.

Быль