Проклятие рода Романовых. Глава 14-я

Борис Углицких
Глава 14. Рыцарь блаженного образа - Александр I

…И снова обстоятельства дают российскому престолу уникальный шанс воспитать будущего монарха в буквальном смысле – с пелёнок. На этот раз в роли наставника  будущего царя решила выступить не без основания считающая себя по-европейски просвещённой, умной и обладающей огромным опытом государственной службы – Екатерина II. «Дети ваши, - пишет она в одном из своих писем сыну Павлу, - принадлежат вам, но в то же время они принадлежат и государству». Любопытно, что она даже имена своим внукам давала сама, игнорируя возражения родителей. Своего первого внука императрица назвала (хотя в их роду таких имён никогда не было) Александром – в честь, как она заявила вначале, Александра Невского. Потом, правда, ею был назван и второй вариант – в честь Александра Македонского.

   Ну ладно… С именем всё понятно. А вот с воспитателями бабушке-государыне пришлось потрудиться. И она не ошиблась: швейцарец с якобинскими, (то есть вольнолюбивыми) взглядами Фредерик Лагарп и аристократ с разносторонним блестящим образованием Николай Салтыков сумели дать цесаревичу довольно приличные знания. Юный Александр был учеником прилежным, мягким и податливым, но в то же время – ленивым, самолюбивым и поверхностным в усвоении знаний.
Но ведь главное же в любом человеке (а в будущем руководителе тем более) – отнюдь не только его знания. А характер? А умение логически мыслить, правильно говорить, держаться в обществе? А коммуникабельность, в конце концов? Разве этим качествам человека научишь, если он к ним генетически не предрасположен? Вот он ответ тем политологам и публицистам, пытающимся подискутировать на тему возможности возврата монархических принципов руководства в нашей стране.

Не получился сильным, цельным и волевым характер у будущего императора. Судьба поставила его между бабушкой Екатериной и отцом Павлом. У бабки в большом дворце он научился казаться любящим внуком, а переезжая в Гатчину к отцу, умел принимать вид сочувствующего сына. Маленький Саша любил отца, и сердце его разрывалось от неприязненных отношений родных.

А со временем двуличие и притворство стали основными чертами его характера. Его почему-то кое-кто из окружения даже сравнивал с «тонкой» женщиной. Наверное, потому, что в хитрости Александра было что-то женское. «Царь – человек любезный и приятный, - признался однажды  Наполеон, - но во всех делах ему всегда чего-то не хватает». И столь женственным наш император показался французскому, что тот даже добавил к сказанному не то комплимент, не то скабрезный намёк: «Был бы царь женщиной, я бы, кажется, сделал его своей любовницей».

… Да, Александр любил отца, даже несмотря на то, что порою от громких отцовых слов, сказанных в его адрес, дрожал как осиновый лист. Даже несмотря на то, что однажды Павел ради шутки «организовал» выстрел из пушки в тот момент, когда рядом был не подозревающий подвоха сын (с тех пор Александр оглох на правое ухо). И когда перед смертью Екатерина II поведала внуку о передаче трона ему, а не отцу, Александр вежливо её поблагодарил, а матери твердо заявил, что сумеет уклониться от передачи власти, хотя бы даже «уехав в Америку».

…И вот с таким настроением он всё ж таки был объявлен новым монархом России. Надо сказать, что к этому моменту он уже был «не юношей, но мужчиной»: в сентябре 1793 года (ему не было ещё и 16 лет) Александр женился на 14-летней девушке Луизе Марии Августе Баденской, получившей после крещения имя – Елизавета Алексеевна. Брак получился не совсем счастливым. Две родившиеся дочери умерли в младенчестве, да и отношения супругов уже с первых лет совместной жизни были более чем прохладными.

 По некоторым сведениям историков у Александра было 11 внебрачных детей, другие утверждают, что он был импотентом (вот насколько разными бывают «компетентные» свидетельства).

…В ночь накануне убийства Александр с женой, почему-то находясь в замке отца (они обычно жили в Царском Селе), не спали и были одеты для соответствующего событию выхода на люди (что косвенно подтверждает осведомлённость Александра о готовящемся покушении). Но когда всё случилось, юный преемник был глубоко потрясён. И выглядело это вполне естественно. И сразу поставило крест на сплетнях о причастности к перевороту будущего царя.

В своем первом манифесте Александр сразу обозначил свои намерения, заявив, что будет управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Вот, что значит близкое общение с «бабкой»! И юный последователь бабкиных заветов, что называется, засучив рукава, принялся устранять имеющий место быть после Павла «произвол нашего правления».

В течение месяца он помиловал 156 заключенных, вернул на службу 12 тысяч уволенных Павлом чиновников, снял запрет на ввоз товаров и продуктов в Россию, запретил телесные наказания священнослужителей, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений.

И во внешней политике он вернулся к здравым отношениям с «великими державами», подписав русско-английскую конвенцию и мирный договор с Францией.
При Александре к существующему Московскому университету добавилось несколько новых высших и привилегированных средних учебных заведений (лицеев), включая знаменитый Царскосельский лицей.

В 1803 году император принял очень непростое, но мудрое решение, поручив реформирование управления страной тогда еще малоизвестному правоведу из низов – М. Сперанскому. Именно тогда появились министерства. Был разработан план всеобъемлющего переустройства страны, предполагающий создание выборного представительства и разделение властей. Разрабатывались проекты конституции и крестьянской реформы (с отменой крепостного права). Но… по непонятным причинам все эти «прожекты» вначале откладывались «до лучших времён», а потом и вовсе были брошены в урну. А их автора – М. Сперанского – государь (по так и объяснимым причинам) отправил в ссылку (?!).


*

… Вступая на престол, император Александр I объявил, что намерен сохранять мир и нейтралитет с соседними странами. Но так в отношениях соседей не бывает. Если ты дружишь с одной страной, то вынужден ссориться с той, которая ей враждебна. Так и получилось с Францией, с которой поначалу у императора были вполне дружелюбные отношения. Война сделалась неизбежной после ряда недоразумений между российским правительством и Наполеоном. Александр, как утверждают историки, усиленно готовился к войне, но (как и потом Россия в случае с фашистской Германией) почему-то оказался катастрофически к ней не готов.
 
Бородинская битва была одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Русские войска насчитывали 110 тысяч человек, французы – 130 тысяч человек. Русская армия потеряла 47 тысяч человек, французы – 57 тысяч человек. Наполеон был в замешательстве… но и командующий русской армией М. Кутузов, вроде бы оказавшийся победителем, не счёл нужным контратаковать. Более того, он после долгого раздумья дал приказ оставить Москву. Солдаты плакали, а тяжело раненный генерал Багратион, узнав, что французы в Кремле, вскочил, сорвал с себя повязки и умер от кровотечения.

Французы входили в Москву, охваченную громадным пожаром. Когда Наполеон добрался до Кремля, увиденное до глубины души поразило его. «Какое страшное зрелище! Это они сами подожгли… какая решимость! Какие люди! Это скифы!» - произнес он побелевшими от ужаса губами.

Да, скифы! Да, непонятный европейскому уму народ! Да, «неподстелившийся» ради сохранения имущества и памятных реликвий древней своей столицы. Но тем самым ускоривший разгром ненавистных захватчиков, которые менее, чем через месяц бросились из Москвы наутёк.

Вывел Наполеон из России (это ещё ему надо Бога благодарить, что полностью не оставил у нас своего войска) не более 15 тысяч человек. Около 5 тысяч остались в плену или стали бродягами. Остальные – безвестно сгинули.

При Александре I территория страны существенно расширилась. В российское подданство вошли Восточная и Западная Грузия, Мингрелия, Имеретия, Гурия, Финляндия, Бессарабия и большая часть Польши. Причем, вхождение Финляндии в Россию по сути было актом по созданию национального государства, которого у финнов до этого не было.


*    
…Большая война окончилась, и государь-император почему-то, как говорится, «сдулся». «Пожар Москвы осветил мне душу и согрел сердце верой, какой я раньше не испытывал», - признался как-то он своим друзьям, заметившим его увлечение религией и мистицизмом. Он всё чаще стал жаловаться на  «утомление жизнью»  и признаваться в желаниях «уйти от повседневных мелочей в созерцательное одиночество». Его всё чаще стали замечать в грустном унынии и загадочной печали. Такой же «унылой и грустной» стала и вся правительственная политика государя-императора. Отпущенная «без твёрдых вожжей» власть, особенно – на местах, привела к появлению жёсткой оппозиции. Формируются тайные офицерские организации, называвшие себя «декабристскими», которые главной целью ставили перед собой (ни много, ни мало) – военный переворот с заменой самодержавия на парламентскую форму правления.

…Неожиданный отъезд Александра в Таганрог был не совсем понятным для всех, потому как был обставлен странными обстоятельствами. Он посетил в Павловске мать, погулял по саду, где его чествовали после победного возвращения из Парижа. На следующий день посетил могилы своих дочерей, а из Петербурга отбыл в одной коляске без полагающегося эскорта. Около заставы приказал коляску остановить и, обернувшись назад, долго и задумчиво смотрел на засыпающий город.

Император сказал однажды  в частной беседе: «Я отслужил 25 лет, а солдату в этот срок дают отставку». И те слова вдруг всплыли и стали предметом слухов, когда из Таганрога пришло неожиданное известие о «скоропостижной смерти императора от простуды». Действительно, что за нелепая причина смерти, если император был до этого  абсолютно здоров? Почему гроб с телом был открыт только для прощания с семьёй (и к тому же – ночью)?

Слухи было поутихли, но в 1837 году, то есть через 12 лет после смерти Александра, в Сибири вдруг стало предметом обсуждения появления некоего таинственного старца Фёдора Кузьмича. По описаниям тех, кто его видел, он был «величавого вида, прекрасно образован и очень набожен». Старец был действительно схож с «умершим» императором: примерно одного возраста, с ласковыми голубыми глазами, чистым и белым лицом с правильными чертами.

В январе 1864 года в возрасте 87 лет старец умер в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска. На то, что там покоится Александр I, указывают факты посещений могилы в разные годы представителями династии Романовых. Однажды, ещё будучи наследником престола, её посетил и Николай II.
Справедливости ради, стоит отметить, что вопрос о тождестве Фёдора Кузьмича и императора Александра I историками однозначно не определён. Окончательно ответить на него могла бы только генетическая экспертиза, которую готовы выполнить специалисты Российского центра судебной экспертизы. Но пока, очевидно, эта идея не очень актуальна.

Ну, а официально император Александр I умер в ноябре 1825 года в Таганроге в возрасте 47 лет, процарствовав почти 25 лет. Его тёзка – Пушкин – написал такую эпитафию: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге». Она всем понравилась. Только не все поняли – при чём тут дорога? А тем более, Таганрог?