Храмовый центр - хранитель традиции..

Галл Гелиа
Храмовый  центр - хранитель традиции..

В качестве примера  консервативный кавказский танец, «лезгинка»…
На самом деле данный танец называется «халхар» буквально  «ингушским, или первым главным ».  Халхар -  храмовый танец..  Все, кто описывал ингушские танцы (Я.Рейнегс, И.Бларамберг, А.Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец – это нечто особенное», или «Живая грациозная пляска». Термин «ХАЛХАр» обозначающий кавказский танец, прямо связан с собирательным названием ингушей —   «ХАЛХА»..ХАЛХА - вувла,  танцевать, буквально являться в танце..
Сегодня каждый кавказец гордится  танцем как своим.. На самом деле не сложно установить, что данный танец начали восстанавливать у себя кавказцы после прихода России на тюркизированный Кавказ; 1.на осетинском языке, танец назывался назывался: «Макхалон-Кафт» буквально «ингушский танец», 2.заимствован кабардинцами(адыгами), жителями с. Верхний Курп (Исламово), что на границе с Ингушетией, получил название «Исламей»  и был распространен на весь Западный Кавказ. У дагестанских народов танцы были схожи с восточными народами; лезгинка Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»),  «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.). Кавказцы называют этот  игровой танец  - танцем лебедей, где нет правил, лебеди трогают руками,  обнимают  друг друга.
Другое название кавказского танца «ловзар» буквально «игра»,  что говорит, за себя, что «ловзар -  игра в танец»,  не строгий ингушский храмовый танец, а пародия на танец, в который обычно танцуют лица кавказской национальности,  не знакомые с строгими правилами ингушского танца.
В  ингушском консервативном танце объяснимы все слова, смысл запретов,  сопровождающий древний и консервативный ритуал - танец.
Ингушское -
Ворс - команда, в танцах, начало движения.
Ворсвой  - 1. / ответ на команду ворс/ -  2.в танце - предупреждение партнеру/ девушке - ускоряю темп, берегись, мол..
Ворс- т1ох -  Процесс танца. восклицание, которым подбадривают танцора.
А:сса - (осса), призыв на арену, в круг, для танцоров, крик сигнал юноши своей партнерше, переходи на середину,
когда он начинает а:йде - ускорение темпа танца, при которых может в пылу азарта задеть ее, что считалось недопустимым суровым наказанием, так как Солнце никогда не заденет Землю/Луну, а если заденет рухнет мир.
 Ossa - (латинское) середина, центр.

«Близ  ингушского храма Тхаба-Ерды были начертаны два круга: поменьше в центре, побольше с внешней стороны. Молодожены обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задевал ногою линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то судьи восклицали «Э-э, нарто!». Этот возглас означал, что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержание судьям на три дня и снова станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно…».

Можно заключить тему «сохранение традиции», - в ингушском  культурном и религиозном центре сохранился кавказский танец, о котором очевидно кавказские народы начали забывать во времена 500 летнего управляемого хаоса, после уничтожения аланского государства.