Портрет

Игорь Манухов
Текст из МАНУскрипа 21         

            Изображение лица, портрет. Что это? Попробую проанализировать. Есть просто изображение человека, его внешних черт и особенностей. И, таких изображений не счесть. Каков их смысл? Передать внешнюю схожесть, проявить через изображаемое свою технику, наработанное ремесло, своеобразие почерка, свою особенность, то есть внешнее отличие от других, то, что бросится в глаза зрителю и выделит автора среди себе подобных. Происходит акцентуация, упор на форму, чисто внешнее, очередной ответ на вопрос «как», «как я это делаю». И, как высшая точка этой, второй фазы постижения ремесла, автор может передавать состояние портретируемого, конкретную эмоцию, с одной стороны, и собственное настроение, свой взгляд на человека, отношение к нему. И ничего дурного в этом нет. Всё имеет право на существование. И это, скорее, правило. Но есть и исключения.
            Существуют и Мастера и Портреты с большой буквы. Так что есть Портрет и в чем отличие от изображения лица? Это точка соприкосновения  Высшего "Я", монады и нашего проявленного мира, эго. Здесь мы подходим к великой тайне, к этой точке, где внешнее, случайное становится внутренним, переходом к надперсональному, Единому. Единое во множестве Своих проявлений. И через Портрет мы видим Единое. Если мы поклоняемся конкретной иконе, то это идолопоклонство. Икона для нас - зеркало, остановка. Дальше пути нет. Важна прозрачность картины (музыки, текста...). Сквозь картину мы видим (слышим...) Его, Пустоту, Абсолютное. Всё изображаемое, написанное, слепленное - только фундамент того, что видеть мы не можем. Простите, не всё, конечно. Партитуры, рукописи, картины горят, хорошо горят. Но есть Бах, Боттичелли, прообраз Эллинских храмов... Всё это входит в Ту Галерею, ради этого, в том числе, и зажигались звезды. Прежде это называлось "святым искусством".
            Конечно, проявить надмирное может только зрелая дживатма, душа, точнее, не проявить, а лишь помочь Проявлению. Энергия, транслируемая через руки художника, как я не раз говорил, к нему отношения не имеет. Он лишь проводник, ретранслятор, как тот самый телевизор, который проявляет невидимые волны в изображениях на экране. Важно лишь качество приемника, передатчика, дабы у него было подключение к диапазону высоких частот. И не столь существенно, способен ли он сам понять весь смысл происходящего, ощутить, переварить, осознать высоту и мощь энергий. Важна его «прозрачность», способность минимально исказить проявляемое. Хотя, искажение, конечно, неизбежно. Художник вынужден невыразимое, бесформенное, которое стремится обрести форму, выразить в линиях и красках на картинной плоскости, дабы оно обрело всё объемное звучание от плотного до высших планов, преодолевая сопротивление материала, пользуясь примитивными инструментами – кистями, красками, скрипками, смычками. Два примера. Франс Хальс и Рембрандт. В первом случае – блестящее изображение человека, во втором – Портрет. О своих говорить не буду. Не знаю. Иногда – надеюсь.
            Итак, портреты. Глаза. Точка перехода из этого мира реальности консенсуса в Тот. Перетекание энергии Туда и обратно. Смыкание. Энергия Космоса насыщает резервуары планеты. Простите за пафос. Спасибо!