Коррупция - казнить нельзя помиловать

Кайрбек Нагуманов
      В 1988 году я одним из первых (а может даже первый) в областном центре – тогдашнем Целинограде,  ныне столице Казахстана – Астане, - организовал проектно-строительный кооператив. Политика перестройки в СССР дала возможность деловым людям на законных основаниях проявить себя   и многие, увидев материальные выгоды и возможности, побросали работы в  государственных организациях и ринулись в кооперативное движение. Но недолго музыка играла и через короткое время этот порыв сменился на обратный –  на стремление во чтобы то ни стало попасть в те же властные структуры государства. Причина проста: предпринимательство – это большой риск неудачи в своих начинаниях, необходимость «пахать» и, что обиднее всего, - от своих, заработанных потом и кровью трудовых доходов «отстегивать» лицам, наделенных властью. Вот и с меня городской чиновник потребовал вначале 5% от дохода, затем - 10% , и уж совсем обнаглев – все 20! Это еще что - другому частнику за возможность торговать на бойком месте пришлось взять в долю такого чиновника и согласиться на все 50%.
 
      Войну с коррупцией (взяточничеством)  как использование своего служебного положения в личных корыстных интересах вели с древних времен. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был царь шумерского города-государства Лагаша  во второй половине XXIV века до н. э. А в наши времена,31 октября 2003 года, была принята Конвенция ООН против коррупции и многие государства ввели жесткие законы с наказаниями вплоть до расстрела. Казни в Китае приобрели массовый характер, но и они не могут поставить неприступный заслон мздоимству.
 
      Коррупция служит излюбленной темой всех средств массовой информации и скандалы, связанные с ней, не сходят с первых полос. При этом лишь смакуются подробности выявленных преступлений, приводятся статистические данные по разным странам, составляются рейтинги по пораженности их этим недугом и т.д., но нет попыток оттолкнувшись от множества факторов, лежащих на поверхности явления, выявить и показать коренную причину поразительной живучести коррупции. Беда в том, что нет подлинно научного подхода к набившему оскомину проблеме.
У серьезного, стремящегося вникнуть в суть дела исследователя сам собой должен возникать вопрос: что же это за могущественная, магическая сила, которая заставляет человека ставить на кон свою единственную, бесценную жизнь и безоглядно бросаться в позорный омут коррупции? Ведь любое действие есть следствие приложенной силы и борьба с коррупцией только тогда получит шансы на успех, если будет установлена порождающая эту напасть  сила и можно будет вести точный, прицельный огонь на поражение мздоимства! Но чтобы выйти на след такой силы, придется  начать издалека («Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье» (С. Есенин)) и обратиться к единой теории эволюции природы и общества. 

                ОБОГАЩАЙТЕСЬ!

      Оказывается, что всё поражающее нас многообразие окружающего мира есть лишь закономерные проявления всего лишь нескольких фундаментальных движущих сил эволюции природы и общества (см. Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – с. 56-58 и др.). Причем действия этих сил настолько нам привычны, что мы даже не замечаем, не задумываемся о тайных пружинах нашего повседневного поведения.  Хотя жизненный опыт некоторых вдумчивых людей заставляет отразить в своем сознании движущую силу таких пружин. Вот как просто описывал свое поведение в быту великий государственный деятель Великобритании Уинстон Черчилль: «Я всегда следовал правилу: не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать». Сам того не ведая, Черчилль вёл себя так,  как диктуется вести себя любому материальному телу (в том числе и физической массе человека) в поле гравитации Земли. И потому этот не только грозный, но и  грузный политик ХХ века под действием  одной из фундаментальных сил - гравитационного взаимодействия, - непроизвольно приводил центр избыточной массы своего тела в положение с наименьшей потенциальной энергией в этом же поле, то есть с каждым своим решением хоть на малость оказаться ближе к центру тяжести нашей планеты.

      Уже данный пример задает нам направление к поиску той силы, которая так неудержимо толкает людей к коррупционным преступлениям и ею оказывается сама суть человеческой жизни. Фундаментальной движущей силой человеческого поведения служит стремление в материальному богатству, в крайнем своем проявлении известного как погоня за наживой – алчность! И никто иной, как Фридрих Энгельс, - яркий, непримиримый борец за интересы трудящихся, на склоне своих лет (в 1884 г.), наступая на горло собственной песне – учению марксизма, - вынужден был признать, что вовсе не классовая борьба, и не производительные силы и производственные отношения, а «низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида была ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства» (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и        государства. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 176).
«Низкая алчность» как фундаментальная сила сродни гравитации. С точки зрения способностей к обогащению всех людей можно разделить на три группы. В первую группу следует отнести тех, у кого способностей  хватает брать высоты в жизни лишь на уровне пояса. Это вполне обычные люди, живущие по принципу «жить как все»  и их подавляющее большинство. Стандартный набор их жизненных ценностей и богатств – «квартира, машина и дача». В лучшем случае – еще отдых на пляжах южных морей, а то и недвижимость за границей.
      
      Во вторую группу следует отнести тех людей, кто наперекор обывательскому – «выше головы не прыгнешь», - ставят планку своих жизненных ценностей как можно выше! Такими высотами в зарождении человеческого общества оказались освоение огня, изобретение лука и стрел, колес и других орудий труда. В Казахстане одомашнена лошадь, у кочевников впервые появились стремена. И в наше время таланты, целеустремленность и упорный труд таких людей позволяют им достигнуть результатов, вызывающих у нас только восхищение. Заслуженные, не ворованные миллиарды долларов таких известных предпринимателей как Билл Гейтс, Сергей Брин, Марк Цукерберг, Илон Маск и многих других творцов современного мира вызывают только белую зависть! Признавая плодотворность и ценность трудов такого рода представителей человечества, мы готовы платить и платим свои заработанные  деньги (и немалые) за встречи с любимыми певцами, композиторами, за книги признанных поэтов и писателей, мыслителей прошлых времен и настоящего. Искрометная игра Криштиана Роналду собирает целые стадионы болельщиков и он стал первым футболистом-миллиардером! Таким людям нет нужды заниматься взяточничеством, они берегут свое доброе имя. Вторая группа составляют золотой фонд человечества и жизненные пути её представителей служат ориентирами в формировании смысла жизни подрастающих поколений, да и многих других людей.

      К сожалению из-за сложившихся по жизни обстоятельств,  превратностей судьбы, не каждому удается раскрыть во всей красе свои  врожденные или приобретенные способности, незаурядные таланты. Вместе с тем немало и тех, и они составляю третью группу, у кого способностей, талантов с гулькин нос, зато  амбиций – выше крыши! Но, тем не менее, подчиняясь вечному зову обогащения, они стремятся оказаться как можно выше в социальной иерархии общества и государства, дорваться до власти хотя бы уровня первых ступеней и, оказавшись у «кормушки», распоряжаться всем тем, что плохо лежит. И когда недобрым словом клеймят коррупционеров, то мы обычно имеем в виду людей именно третьей группы. Однако не все так просто с такой оценкой и праведным гневом!

                ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ «НАХЛЕБНИКИ»

Всем нам известна пищевая цепочка, существующая в живой природе – одни организмы целиком поедают другие, - травы тянутся к солнцу и «едят» энергию его лучей, в свою очередь травоядные пасутся на тучных пастбищах, чтобы поставлять энергию жизни хищникам и, наконец, есть «мусорщики», которые осуществляют безотходное производство, утилизируя мертвые останки цепочки этого пиршества. Меньше бросается в глаза и менее известен мир паразитов, где один организм живет в симбиозе с другим, не утруждая себя поисками добычи, и использует  последнего как поставщика необходимой паразиту пищи (энергии).
Слово «паразит» своим происхождением обязано вовсе не биологии. Оно пришло из бытового языка Древней Греции, где означало: «обедающий в гостях». Негативный оттенок на него наложили античные комедии, где одним из типичных героев был «нахлебник», в общем — отрицательный персонаж. Те, кого биологи считают паразитами, тоже наделены неприятными чертами и «манерами»: они используют тела других организмов в  качестве среды обитания или источника пищи и таким образом наносят им, в большинстве случаев, - вред. Но к действиям фундаментальных движущих сил эволюции вообще не применимы нравственные оценки и потому единственным   критерием «правильности» поведения живых организмов под действием таких сил служит выживаемость. Так вот, этому критерию в самый раз соответствуют паразиты - треть суммарного биологического разнообразия мира занимают простейшие микроорганизмы – одноклеточные «нахлебники»! Из всех клеток в человеческом теле только 43% - это наши собственные клетки. Остальные 67% - микроскопические колонизаторы, дармоеды. И перейдем теперь к многоклеточной форме паразитизме, то есть коррупции.

              «НРАВИТСЯ, НЕ НРАВИТСЯ, - ТЕРПИ МОЯ КРАСАВИЦА!»
 
      Все мы вышли из животного мира и в своем развитии на фундаменте биологического тела особи Гомо сапиенс выстроили собственно человеческое тело в виде человеческого общества. При этом физика и биология нашего существования не отбрасываются как вещи, отслужившие своё, но очень даже нуждаемся в них. Мы постоянно должны отправлять физиологические надобности: дышать, питаться, размножаться и т.д. Философское обобщение такой закономерности можно найти у   Георга Гегеля: «На каждой новой ступени развитие (всеобщее, абсолютная идея) возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя». (Гегель Г.В.Ф.. «Наука логики». Т.З, М.: Мысль, 1972., стр.306 – 307).
Человеческое общество в наследство от биологии переняло, кроме всего прочего, и паразитизм. Здесь он получил название социального паразитизма (Нагуманов К.С.  Единая теория эволюции природы и общества и государственное культивирование социального паразитизма // Глобальный социальный паразитизм (К 100-летию Федеральной Резервной Системы США). Материалы Международной научно-общественной конференции.  (Москва, 19 декабря 2013 года). – М., Наука и политика, 2014. –  С. 297 – 304). Однако это не меняет сути дела – вся та же жизнь за счет других. Такая установка на жизнь в народе давно уже получила хлесткие определения – дармовщина, теплые места, халява. Первыми халявщиками по жизни были и есть служители церквей и мечетей. Они не пашут, не сеют и не жнут, а в довольствии живут. Это так называемое духовенство внушило простым людям существование сверхъестественных сил в лице богов и организовало обряды жертвоприношений им, а также церковные десятины, другие подношения.Чиновники лишь переняли ценную для них практику. Но    поскольку подробный анализ  социального (чиновничьего) паразитизма (а есть еще другие формы, например, бытовая коррупция) потребует много места, ограничусь лишь утверждениями в тезисной форме:
1. Социальный паразитизм (коррупция) – это одна из форм проявление сущности человека, когда часть людей живет за счет богатств, созданных другими и потому, пока существует человечество, -  он неистребим!
2. Власть и богатство как сросшиеся сиамские близнецы, неотделимы друг от друга. Источник власти не народ, а богатство. Государство – это изобретение верхушки общества для приумножения и защиты своих богатств. В этом вся суть государства. Все остальное – всего лишь маскировка, камуфляж.
3. Аппарат государственной власти представляет собой социальный паразит в скрытом виде. Он сам себе назначает зарплаты, премии, привилегии и другие блага за счет налогов, собираемых с населения. Между своими членами он распределяет и все доходы от распродажи природных богатств страны. В  известном фильме «Бандитский Петербург» один из его героев по кличке Антибиотик прямо указывает, кто виноват в том, что в России – бардак: «Это все от той гнили, что наверху!». Действительно, высокопоставленные чиновники воруют в государственных масштабах и живут припеваючи, а мелкие воришки гниют в тюрьме.
4. В сущности, коррупция давно узаконена. Она узаконена хотя бы потому, что мздоимец, в отличие от обычного вора, распоряжается легально переданным ему по статусу правами, деньгами, имуществами и другими видами материальных богатств.
5. Налоги –  это узаконенный побор с граждан и потому  «нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков» (Маргарет Тэтчер). Законы о бюджете любой страны дает возможность властям строить его с таким расчетом, чтобы дать им же – чиновникам, - возможность «распиливать» бюджетные деньги на законных основаниях!
6. Часто пагубная внешняя и внутренняя политики или непомерные аппетиты властей опустошают государственную казну и тогда изобретаются новые виды налогов. Когда в Древнем Риме у императора Веспасиана из-за непрекращающихся войн казна опустела, то он ввел налог на … туалеты! Отсюда – «деньги не пахнут!» По той же причине канцлер Германии Отто фон Бисмарк ввёл налог на … старость! И теперь по закону о пенсионном обеспечении  заставляют всех работающих отчислять определенную часть со своей зарплаты якобы на свою старость, но из-за  специально подобранного (завышенного) пенсионного возраста жалкие пособия  получают только дожившие! Зато огромные, «сэкономленные» таким образом суммы отчислений используются совсем в иных, корыстных интересах властей. И в наше время процесс изобретения и введения в законную силу все новых и новых, надуманных налогов не прекращается.
7. Во времена перестройки власти первым делом отменили или же отложили исполнение смертной казни и это ими подавались как проявление гуманизма, но по факту – это отмена расстрельной статьи для коррупционеров во власти!
8. На самом деле под видом борьбы с коррупцией идет грызня между чиновничьими кланами во власти за передел собственности. Или они же ловят тех, кто берет мзду «не по чину». 
      Единая теория эволюции природы и общества как истинное отражение окружающей нас действительности позволяет научно уточнить формулировку крылатого выражения для коррупции и в нужном месте поставить запятую – казнить нельзя, все по закону!