Блок. Двенадцать. Глава 1. Прочтение

Виталий Литвин
Д В Е Н А Д Ц А Т Ь

1.
 
                Черный вечер.
                Белый снег.
                Ветер, ветер!
                На ногах не стоит человек.
                Ветер, ветер –
                На всем божьем свете!
 
                Завивает ветер
                Белый снежок.
                Под снежком – ледок.
                Скользко, тяжко,
                Всякий ходок
                Скользит – ах, бедняжка!

                От здания к зданию
                Протянут канат.
                На канате – плакат:
                «Вся власть Учредительному Собранию!»
                Старушка убивается – плачет,
                Никак не поймет, что значит,
                На что такой плакат,
                Такой огромный лоскут?
                Сколько бы вышло портянок для ребят?
                А всякий – раздет, разут…

                Старушка, как курица,
                Кой-как перемотнулась через сугроб.
                – Ох, Матушка-Заступница!
                – Ох, большевики загонят в гроб!
 
 
                Ветер хлесткий!
                Не отстает и мороз!
                И буржуй на перекрестке
                В воротник упрятал нос.
 
                А это кто? – длинные волосы
                И говорит вполголоса:
                – Предатели!
                – Погибла Россия!
                Должно быть, писатель –
                Вития…
 
                А вон и долгополый –
                Сторонкой – за сугроб…
                Что нынче невеселый,
                Товарищ поп?
 
                Помнишь, как бывало
                Брюхом шел вперед,
                И крестом сияло
                Брюхо на народ?..
 
                Вон барыня в каракуле
                К другой подвернулась:
                – Ужь мы плакали, плакали…
                Поскользнулась
                И – бац – растянулась!
 
                Ай, ай!
                Тяни, подымай!
 
                Ветер веселый
                И зол, и рад.
                Крутит подолы,
                Прохожих ко;сит,
                Рвет, мнет и носит
                Большой плакат:
                «Вся власть Учредительному Собранию»…
                И слова доносит:
 
                …И у нас было собрание…
                …Вот в этом здании…
                …Обсудили –
                Постановили:
          На время – десять, на ночь – двадцать пять…
                …И меньше – ни с кого не брать…
                …Пойдем спать…
 
                Поздний вечер.
                Пустеет улица.
                Один бродяга
                Сутулится,
                Да свищет ветер…
 
                Эй, бедняга!
                Подходи —
                Поцелуемся…
 
                Хлеба!
                Что  впереди?
                Проходи!
 
                Черное, черное небо.
 
                Злоба, грустная злоба
                Кипит в груди…
                Черная злоба, святая злоба…
 
                Товарищ! Гляди
                В оба!
 



     – «Черный вечер.// Белый снег.» – ср. «Ночь, улица…» – описание улицы в поэме будет чуть дальше, но так и не появится ни фонарь, ни аптека – фонари больше не горят, аптеки – не работают.

     – «Белый снег. // Ветер, ветер!» – блоковская метель, вечный атрибут, вечный аксесуар разгула его стихий (“…в январе 1918 года я последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914”. А.Блок. Записка о "Двенадцати”).
     Ср. из 1907-ого:
                “       Вьюга пела.
                И кололи снежные иглы…
                3 января 1907”

                Сны метели светлозмейной,
                Песни вьюги легковейной,
                Очи девы чародейной.
                4 января 1907“

     и из 1914- года:
                “Бушует снежная весна.
                18 марта 1914”

                “Кричит погибший человек…
                И март наносит мокрый снег.
                25 марта 1914”

     – «Ох, большевики загонят в гроб… ~ Предатели!//Погибла Россия! ~ Что; нынче невеселый, //Товарищ поп? ~ Ужь мы плакали, плакали ~ Эй, бедняга!//Подходи…»  – во всем городе нет ни единого довольного голоса – что пришла катастрофа, уже ощутили, уже поняли все – от нищей старушки до писателя, от барыни в каракуле до бездомного бродяги.
     Впрочем, нет. Не все. Есть один - неназванный, безликий - который смотрит на них всех них, как на шваль, которую надо стереть грязной тряпкой. А они всё равно трепыхаются, а потому:

                Кипит в груди…
            Черная злоба, святая злоба…
 
                Товарищ! Гляди
                В оба!

Из Примечаний к данному произведению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Действие поэмы происходит на улицах революционного Петрограда в первые дни января 1918 г., о чем косвенно свидетельствует упомянутый в первой главе поэмы плакат с лозунгом "Вся власть Учредительному Собранию!" Такие плакаты эсеры вывесили на улицах города 3 и 4 января 1918 г.

     – «Черный вечер. // Белый снег. ~ Черное, черное небо.» –  Подчеркнутая "чернота" вечернего Петрограда исключительно важна в поэме. В статье "Катилина", близкой по пафосу к поэме "Двенадцать", и в статье "Интеллигенция и революция" Блок воссоздает картину ночного города, на фоне которого рисуется действие во главе с "римским большевиком" Катилиной. Причем картине этой, при всей ее конкретности, поэт придает обобщенный смысл: "Представьте себе( ... ) темные улицы большого города, в котором часть жителей развратничает, половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим полицейским обязанностям, и большая часть  обывателей, как и всегда и везде, не подозревает о том, что в мире что-нибудь происходит( ... ) Вот на этом-то черном фоне ночного города (революция, как все великие события, всегда  подчеркивает черноту) – представьте себе ватагу, впереди которой идет обезумевший от ярости человек ( ... ) в поступи этого человека – мятеж, восстание, фурии народного гнева" (СС-8(6) . С. 84-85).

     – «Черный вечер ~ На всем Божьем свете!» – Город Блока неотделим от ощущения катастрофичности свершающегося вселенского сдвига; в восприятии поэта он ассоциировался с природными стихиями – бури, ветра, снега, вьюги. В статье "Интеллигенция и революция", писавшейся в те же дни, что и поэма, Блок утверждает: “Россия – буря. Демократия приходит "опоясанная бурей", говорит Карлейль” (СС-86 . С. 9). А в «Записке о "Двенадцати"» читаем: «( ... ) поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях природы, жизни и искусства ( ... ) Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугою над ними. Я смотрел на радугу, когда писал "Двенадцать"( ... )» (СС-8(3) .С. 474).

     – «"Вся власть Учредительному Собранию!"» – Учредительное собрание – парламентское учреждение. Заседание его проходило 5 января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде. В ночь с 6 на 7 избранное населением Учредительное собрание декретом ВЦИК было распущено.
     В день созыва Учредительного собрания Блок записывал в дневнике: «Почему "учредилка"? Потому что – как выбираю я, как все? Втемную выбираем, не понимаем. И почему другой может за меня быть? Я один за себя. Ложь выборная (не говоря о подкупах на выборах, которыми прогремели все их американцы и французы). ( ... ) Инстинктивная ненависть к парламентам, учредительным собраниям и пр. Потому что рано или поздно некий Милюков произнесет: "Законопроект в третьем чтении отвергнут большинством."»
     [
     Почему учредилка? Потому что иначе несколько тысяч – всего несколько тысяч! – у которых в данный момент имеются винтовки, выберут  тебе – себя. А «третье чтение» – единственный тормоз, единственная защита от всех этих “богов и героев” – от какого-нибудь “Александра Македонского” до “дорогого Леонида Ильича”, все деяния которых сводятся к ублажению желаний своей левой пятки, которые  – все! – взяв власть, захватывают и сжигают чужие столицы, женятся на принцессах из тех столиц или/и составляют себе гарем… из актрис местного очень Большого театра. А в захваченных странах пропадает туалетная бумага и начинается хаос… Который так любил Александр Блок… Правда, не в своей частной жизни.
     Он и умрет во многом из-за желаний пяток тех, кто был никто и звать никак, а стали “всем”:
     «Действительно, весной 1921-го года Александр Блок просил выдать ему выездную визу для лечения за границей. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. После получения отрицательного ответа на запрос Блок сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств. Но 23-го июля Политбюро пересмотрело свое решение от 12-го июля и разрешение на выезд за границу Блоку было дано. Увы, но это уже не могло помочь тяжело больному писателю (7-го августа 1921-го года Блок умер в Петрограде).
     Вот как выглядело разрешение на выезд за границу Александра Блока:

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) О ПРЕДЛОЖЕНИИ Л.Б.КАМЕНЕВА ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПРЕЖНЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ЗАПРЕТЕ НА ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ А.А.БЛОКА
23 июля 1921 г.
     (Новости литературы. Действительно ли Блока не выпускали на лечение за границу? 29.11.2011 03:02 
      А до появления этих “ответствнных товарищей” подобное происходило так – Ахматова:
     «Прежде надо было позвать дворника, дать ему червонец, и в конце дня он приносил из участка заграничный паспорт»,
 – и никаких тебе заседаний по этому поводу “Политбюро” – что по Блоку, спустя три с половиной года после “Великой Пролетарской социалистической революции”, что, спустя полвека, по Ахматовой.
     ]

     – «Ветер хлесткий! ~ В воротник упрятал нос.» – С присущей ему точностью Блок рисует реальную погоду первой декады января 1918 г.: 1 января: "Страшный мороз ( ... )" 3 января: "К вечеру- ураган (неизменный спутник переворотов)". 5 января: "Аэроплан летает, несмотря на сильный мороз( ... )" б января: "К вечеру – циклон". 13 января: "Оттепель, ветер" (ЗК56 ).

     –  «А это кто? – Длинные волосы ~ Вития ...» – Оценку возгласам о гибели России Блок дает в статье "Интеллигенция и революция" (т. 9 наст. изд.) и в дневнике от 5 января 1918 г.
     [
     Пафос статьи можно резюмировать парой предложений из неё:
     «Что же задумано?
     Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.»
     Товарищ Блок, Вас обманули. Задумано было только одно: дорваться до власти – сначала в России, а буде повезет – во всем мире. Всё.
     Жизнь остальных станет ещё более лживой, грязной, скучной – страшной станет жизнь. А время, когда жили Вы – те 40 лет – назовут Серебряным веком.
     ]

     – «А вон и долгополый ~ Брюхо на народ?» – На 1-м Всероссийском поместном соборе Русской православной церкви (авг. 1917- сент. 1918) революция объявлялась "нашествием антихриста, беснующимся безбожием". Декретом от 20 января 1918 г. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались права собственности. В январе 1918 г. Собор призвал верующих не подчиняться декретам советской власти. Ср. также суждения Блока о духовенстве в статье "Интеллигенция и революция".
     [
     Добавлю:
     База данных, созданная в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (теперь – гуманитарный университет, ПСТГУ), г. Москва; … – в 1917–1922 гг. погибло 825 священнослужителей РПЦ (диаконов, священников, архиереев).
     Архивные данные ВЧК за 1918–1919 гг.  – погибло [растреляно] – около 950 священнослужителей РПЦ.
      ((Хмуркин Г. Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.? // Вопросы истории. 2019. № 10. С. 191.)
)
]

     – «Товарищ! ...» – С разными оттенками смысла слово "товарищ" встречается в поэме восемь раз. В статье "Памяти Августа Стриндберга" Блок это слово называет "именем" и пишет, что "теперь ( ... ) оно особенно близко и нужно нам; с ним связаны заветные мысли о демократии; это – самое человеческое имя сейчас; брат и учитель - имена навсегда; сейчас, может быть, многим дороже имя товарищ: открытый и честный взгляд; правда, легко высказываемая в глаза; правый мир и правая ссора; пожатие широкой и грубой руки. Пока люди таковы, каковы они есть, ребячески неискренни и боязливы в выражении своих чувств, прекрасна форма общения, выражаемая словом товарищ" (СС-85 . С. 468). В статье "Интеллигенция и революция" сказано: «Не стыдно ли прекрасное слово "товарищ" произносить в кавычках?» ( СС-8(6) . С. 19).
     Слово "товарищ" употреблено и в "Скифах".
     [
     Напомню, что этимология слова “товарищ” аналогична слову “друг”, друг – это человек из вашей общей дружины, воинского отряда, “товарищ” – это тот, с кем ты ходил “за товаром”. Во времена древней Руси воинская дружина и купеческая ватага различались незначительно.
      И уж не буду говорить, насколько суть этого слова была извращена коммунистами.]
     »

СС-12(1 -12) – Блок А. Собрание сочинений: В 12 т. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1932-1936