Тайна вдовца-3

Татиана Рет
     Ну, что. Осталось  с  дочкой Митяя   пообщаться.
Очень странно, что   она не приехала на похороны отца. У Митяя с дочерью  всегда были хорошие отношения, не раз от него слышал. Чтобы узнать адрес дочери, надо бы в Уваровку съездить, может   родственница знает.
     Утро следующего дня встретило хорошей погодой.  Дорога в деревню проходила через посадку.  Уваровка небольшое село, определить  родственницу Олеськи я думал труда  не составит.
     По дороге, нагнал старичка с удочкой.
-Как улов?-улыбнулся ему приветливо.
 -Только коту  на завтрак,- смущенно  ответил.
-Бывает,-улыбнулся я,-вы сами то местный?
-Считай, один местный и остался, кто помер, кто уехал, пустеют селы,-он вздохнул, -а вы к кому?
-Хочу денька два в деревне пожить,  у вас можно остановиться?
-Домишко у меня старенький и если вы не побрезгуете, то милости прошу. Бабка уже что-нибудь состряпала, отобедаем думаю.
    Домик действительно требовал существенных вложений, но гостеприимство было настолько радушным, что я остался.
       Когда вытащил бутылочку водки, дед крякнул и выставил свой первач. Его жена Дарья Алексеевна, опрятная и румяная от  печки накрыла стол  самым лучшим, что было  в доме.
        Накормить меня  раз плюнуть, ем все, не привередничаю. Поэтому с удовольствием закусывал моченными яблочками прошлого сезона, сальцем с хреном и пирогами с  куриным ливером.
      Дарья Алексеевна присела за стол, приперла  скулу рукой и  уставившись на меня  когда-то яркими, но со временем потускневшими  голубыми глазами, приготовилась  выслушать  мою историю.
     Внезапно она встрепенулась и с улыбкой кинулась к двери
-Заходи, заходи Клавдушка, садись за стол, давно тебя не видела, уж думаю не приболела ли?
    Я обернулся. В дверях стояла хрупкая женщина чуть моложе Дарьи Алексеевны.
-Ой, у вас гости, я потом зайду,- отказалась Клавдия и поторопилась уйти. Но это у ней плохо получалось, женщина сильно хромала.
-Вот еще один сторожил,- кивнув в след Клавдии, пояснил  Иван Иванович.
-Конечно, сторожил, -добавила Дарья Алексеевна,- а куда ей деваться, одна живет.
    Дарья Алексеевна вздохнула.
-Несколько лет назад Клавдия  в аварию попала, еле выжила.   Если бы не племянница на ноги  вообще не встала бы. Хоть и хроменькая, но  ходит на своих ногах. Жаль, что племянница померла. Дом  Клавдии  рассыпается, а идти не к кому. Хорошо хоть  наняла одного бродягу подремонтировать хату, а то бы и сама  на тот свет попала, когда в погребе ее чуть не засыпало.
-Бродягу?-переспросил я.
    То, что Клавдия и есть родственница Олеси я сразу понял после слов  об аварии.
-Это она так называет всех, кто бороду и усы носит,- пояснил Иван Иванович, -а мужик энтот хороший, работящий, довольствующийся  похлебкой да ночлегом.   
-И давно она его наняла?-спросил я дрогнувшим голосом.Внезапная надежда найти   все же живого друга заставила  меня разволноваться.
  -Да почитай  с месяц, как я об этом узнал, да и то случайно,-сказал Иван Иванович. - участковый намедни  поинтересовался, что за человек  объявился у Клавдии? Который раз мол  приезжает в деревню, что бы значить  его проверить,  но застать не может. А я то, знать не знаю. Клавдия  с моей бабкой  хоть и сдружилась, но особенно не делится своими секретами. Раньше Клавдия другая была, когда еще с ней дети жили. Жизнерадостная, говорливая,шустрая такая бабенка, но потом сникла, сразу постарела лет на десять, это когда несчастья на нее посыпались, а как в аварию попала так вообще замкнулась в себе. Никто  не навещал месяцами.  Да и племянница ее тоже особо не баловала посещениями, появлялась от случая к случаю, хотя детство свое  у Клавдии проводила.
          После  деревенской закуски я  прошелся по деревне, внимательно рассматривая брошенные и жилые  застройки, пытаясь угадать, где дом Клавдии.  Дойдя до последнего  покосившегося дома, с грустью подумал, как жалко старожилам  видеть когда-то полную жизнью, обедневшую Уваровку. Жилых дворов насчитал семь на всю деревню, да и те рухлядь.
     Почувствовав чей-то пристальный взгляд, резко обернулся. Никого.
Обвел глазами заросли, когда-то бывшего сада, там что ли затаился наблюдатель?
       Из покосившегося дома показалась Клавдия. В руках миска. Тут же со всех углов выскочили куры и бросились к ней кудахча и размахивая крыльями.
Я подошел к калитке и  облокотившись на нее, оглядел двор.
       Накормив кур и поправив платок, Клавдия вихляющейся походкой подошла ко мне.
-Как здесь земля?-спросил ее,-хочу дачу  купить, вот хожу присматриваюсь.
-Земля-то хорошая,-вздохнула Клавдия,- а хаты, сами видите в каком состоянии.
-Ну, дом можно поправить или новый построить. Я слышал от Ивана Ивановича, у вас строитель проживает, может он мне  поможет выбрать дом, какой покрепче?-
-Да  он не строитель, - поспешно сказала Клавдия,-просто подрабатывает иногда, да  и нет его уже здесь. Поправил погреб, да подлатал крышу  и уехал в область. Хотя и на том, спасибо. Клавдия была явно не расположена к разговору.
    Но я не уходил, придумывая, как спросить о дочери Митяя.
    На дороге  затарахтел мотоцикл, мы с Клавдией обернулись на шум.
Клавдия оглянулась на  свой дом, как бы то-то  ища, однако не сдвинулась с места, снова устремив взгляд на приближающийся мотоцикл с коляской. Показалось, что в ее глазах промелькнул испуг.
Явно, боится чего-то,подумал я.
Управлял мотоциклом молодой человек в форме.
      Участковый , отметил  про себя.
-Так это вы неуловимый работник Клавдии  Владимировны?-обратился он ко мне. Прошу предъявить документы.
      Я  промолчал. Меня интересовала реакция Клавдии. Она   молча смотрела на участкового,  нервно поправляя платок на голове.
-Николай, ты что ли?- услышал громкий голос второго мужчины, до этого сидевшего в коляске мотоцикла. Широко улыбаясь  и  неловко вылезая,  мужчина устремился  ко мне, протягивая руку.
-Ты его знаешь?-обратился к нему участковый.
-Еще бы,-рассмеялся мужчина и  обняв меня за плечи представил:
-Мой сокурсник по школе милиции Токарев Николай Григорьевич!
  Только тут я узнал его. Мы, действительно с ним учились и были  одно время приятелями. Я был удивлен встречей с Тимофеем Блиновым,  когда-то весельчаком и балагуром. Внешне  он изменился  раздобрел, поседел  и даже стал  как будто меньше ростом.
  За несколько минут он театрально обрисовал всю свою прошедшую жизнь, не забывая похвалиться   заслугами и наградами.
-А это мой сын, Геннадий,-указал он на участкового,  покорно слушавшего  бахвальство отца,-так сказать  наследник, продолжатель династии Блиновых. Он даже служит там, где я раньше был участковым.  Да, да, этот район был под моим зорким оком. А ты как, тоже на пенсии?-обратился  ко мне.
      Не давая  ответить, подпихнул к мотоциклу.
-Садись за Генкой,  он отвезет нас  в одно  местечко, где можно будет поговорить и отметить нашу встречу.
         Я оглянулся на Клавдию, которая  уже ковыляла к дому и сел за Геннадием.
    Приехали в областной центр.
      В уютном  провинциальном кафе «Забияка» Тимофей заказал   праздничный обед,  украсив стол бутылками  армянского коньяка и  ликера.
       Видно было, что  рад встрече. О  бывшей службе говорил много.  С гордостью сообщил, что   в первый  день службы  было совершено убийство человека и он задержал преступника по горячим следам. Когда основательно захмелели, Тимофей признался, что порой  и сам нарушал закон при исполнении  служебных обязанностей. Но только из хороших побуждений,несколько раз подчеркнул он. Был искренне огорчен, узнав о моей несостоявшейся карьере следователя.
- Значит ты  в Уваровке на подработке?  Заходи, когда будет время, есть что вспомнить. Но жаль, жаль, что твоя  мечта  стать следователем не сбылась, ты же был лучшим из нас,-напоследок констатировал он.
  Вернувшись в Уваровку, я опять заночевал  у Иван Ивановича.
    Утром, Иван Иванович, соскучившись по собеседнику,  поведал о своем житье-бытье в этой деревне, как рос в большой  трудолюбивой семье и что им пришлось  пережить за многие годы.
       Раньше в деревне было много  народа и дворов не перечесть. Вся деревня утопала в садах. Жизнь кипела, не то что сейчас. В этих местах  когда-то  богатый купец построил усадьбу. Купец не жалел денег и на благоустройство деревни. Часовню на кладбище выстроил, нарыл колодцев, дорогу выместил камнями. А какую устраивал ярмарку! Жители соседних сел завидовали уваровским, нам бы такого хозяина, говорили, молились бы за него. Но добром для купца дело не кончилось. Во время революционной смуты усадьбу разграбили и пожгли вместе с купцом и его семьей. Долго  разрушенное строение стояло, пугая своим видом всякого, кто забредал  в ночное время в  деревню. В развалинах время от времени раздавался  звук, похожий на вой и плач. Говорили, это купец страдает от людской неблагодарности или о своем былом богатстве. А скоро и  развалин не стало. Осталось несколько развалюх, где проживали когда-то его «дворовые», да еще бывшая конюшня.
-Клавдия  сейчас в такой развалюхи и живет,-включилась в разговор Дарья Алексеевна,- ее прапрадед  работал у купца конюхом, купец его не обижал, наоборот ценил, повсюду за собой таскал, доверял семью, если  куда выезжали.  Жена купца тоже была славной женщиной. Свои наряды  по праздникам слугам раздаривала, деревенским детям сладости готовила. Дом  Клавдии  ранее  был лучшим в деревне. Их семья была многочисленная, все умещались. И сад был, почти как купеческий, что там только не росло. Вот как бывает, семья большая, родных не перечесть, а век доживает одна одинешенька.
-Разъехались?
-И разъехались, и померли, и на каторге сгинули,  и в войну много их мужиков погибло и пропало. Ох,  да и Клавдии досталось, не дай бог кому такое....,-Дарья Алексеевна громко вздохнула.
         Вторая попытка поговорить с  Клавдией мне все-таки удалась.
Постучался в косяк и  приоткрыв дверь спросил
-Клавдия Владимировна, можно к вам?
-Проходите,-пригласила она, -чаю хотите?
       Видно было, что она только что помыла посуду. На столе стояло две чистые тарелки, две ложки и два бокала.
Значит, Клавдия Владимировна меня обманула и ее квартирант все еще здесь, подумал я, однако спросил.
-Так вы одна живете?
-Одна.
Я оглядел помещение. Маленькая комнатка совмещала в себя и кухню и гостиную. На стене рамки с фотографиями.
-У вас на стене столько фоток, это что же родня или знакомые,-закинул я удочку, не надеясь на разговор осторожной Клавдии.
Однако, Клавдия поднялась, подошла к стене и показав на фотографию, где находилось человек восемь, подрагивающим голосом произнесла:
-Вот мои детки, не один не дожил до этих времен.
 И заплакала.
 -Ну, ладно, ладно, -попытался  ее успокоить,-простите меня.
Но Клавдии  захотелось поделиться болью.
-Три сыночка, три дочки было. Выросли, не захотели здесь остаться, поехали в дальние края счастья искать. Сначала  старший  сын уехал. И никуда-нибудь, в Армению. Устроился в строительную компанию, получил квартиру, женился. Братья тоже к нему поехали, там тоже  семьи образовали. Мои девчата, как узнали, что  можно легко получить жилье со всеми удобствами, прямо сорвались с места. Все  у них складывалось хорошо. Детки появились, мои внучата значит. Жить  да жить. Я была у них там один раз. У всех погостила. Не знала, что вижу их …,-она опять заплакала, -в одну   минуту  всю семью потеряла. Никогда не забуду этот день.
Она замолчала, вытирая слезы.
-Царство им небесное,- тихо произнес я, потрясенный ее рассказом.
-7 декабря 1988 года,- продолжала  горький рассказ  Клавдия.- Может слышали про землетрясение в Армении?   Треть  города  была полностью разрушена,  пятнадцать  тысяч жителей Спитака погибли. И  мои детки, внуки в  том числе. Только  Севка  остался  в живых,  потому что  в тюрьме сидел, да Олеська, дочь жены  сына от первого брака. Хотя и не близкая мне родня Олеся, а только она всегда была рядом, не забывала.
 Вспомнив Олесю, Клавдия слабо улыбнулась.
- Она да Севка с малолетства у меня  гостили. Неразлучные были. Целыми днями  играли. Бывалость Севка спрячется  в одну из  бочек для засолки, которые для просушки были выставлены около хаты, а Олеська никак его не  может найти, аж заплачет от обиды. А он довольный, хохочет над ней. Потом утешать начнет, конфеткой поделится или смастерит что-нибудь из фанеры для ее куклы. Он же добрый, Севка то.
Тетка Клава замолчала и задумалась.
-И как его в машину эту распроклятую занесло,-продолжала рассказывать тетка Клава.
- В какую машину?-осторожно спрашиваю.
-Соседскую. Севка  учился на шофера, вот и решил Олеську прокатить. Ох, страшно сказать далее, что произошло. Сосед  из окна заметил, что кто-то возится у машины,  выбежал, крик поднял. Севка с испугу назад сдал, да так и  пригвоздил соседа к забору. Насмерть. Ну и срок  себе заработал. С тех пор вся его жизнь коту под хвост. Олеська убивалась страшно, столько слез пролила по Севке, все твердила не виноват он, не виноват.  Только когда замуж вышла, успокоилась вроде бы. Но Севке посылки посылала, я знаю. Как никак самые близкие  друзья были.
-Ну хоть какие то родственники  вас  навещают?
- Да нет их, родственников. Севка после первой отсидки наведывался разок. Дня три пожил. Все Олеську ждал. А она не приехала. Перед  своим отъездом  Севка дал наказ, передай Олеське привет и напомни про ее должок.  И более я его не видела.
-А что за должок?
-А про это он не сказал. Но Олеся знает. Когда я ей передала, она разволновалась,  места себе целый день не находила.
      Размышляя о услышанном решил, что «должок» этот никак   с моим делом не связан, по времени не подходил.
-А у Олеси не было что ли мужа, детей?-осторожно спрашиваю.
 Лицо Клавдии изменилось. Опять промелькнул  то ли страх то ли досада  на свою откровенность.
-Были и муж и дочка, только не знаю, где они, может уехали  в другую страну, ко мне ни разу не приезжали,-торопливо ответила Клавдия, пытаясь поскорее закончить разговор.
-Я потому спрашиваю, трудно вам одной-то. Хотите, я помогу их найти?
-Ой, нет,нет,- Клавдия даже замахала  руками,-теперь моя родня кот Кузя да куры-дуры.
       Собираясь уходить, услышал требовательный голос с улицы:
-Клавдия,- в дверь просунулась кудлатая голова мужика,-выть сюда! -Иди отсюда, нет у меня лишних денег!-сердито ответила Клавдия.
   Но кудлатый не собирался  покидать дом Клавдии. Взял кружку, зачерпнул из ведра воды и с жадностью опрокинул в себя.
     Наверное, это и есть ее квартирант, с разочарованием подумал я, зря только надеялся на чудо.    
    Распрощавшись  с Иван Ивановичем, поехал домой. По дороге решил заехать к Тимофею Блинову,  может он о Клавдии и ее родственниках какими-нибудь сведениями обладает.
-Как же, как же,-обрадовано говорил Тимофей.- Я Клавдию Владимировну хорошо знаю. Ведь моя первая благодарность за службу  с ней связана.
-Как с ней?--удивленно воскликнул я.
-С ее внуками,-поправил себя Тимофей.- Помнишь, я говорил, что задержал преступника, так это был ее внук.  Внук  то ли хотел угнать машину соседа, то ли  хотел  прокатиться, но случилось непоправимое:задавил хозяина машины.  Я хорошо помню этот случай. С ним была девушка, перед которой он фасонил, что водит машину, вот и дофасонился, сел в тюрьму. Хорошо, что сам признался в преступлении, хотя доказать было бы трудно, свидетелей не было и самое удивительное на руле отпечатков  никаких не установлено, даже хозяина машины. Следователь, который вел его дело поделился со мной версией, что парень кого-то покрывает, но не стал докапываться. Вообще-то мутная история. А чем  тебя Клавдия заинтересовала?
-Жалко ее, еле ходит.
-Ааа, ты про аварию. Но повезло старушке. Налетел на нее мотоциклист, ее так подбросило, что метров пять летела как снаряд и на крышу встречной машины приземлило. Несколько дней в коме, врачи гарантию не давали  что выживет. А она выжила! Правда ковыляет, а что ты хочешь после таких трюков.
      Когда вернулся к себе домой, ничем не мог заставить себя заняться, все думал о Митяе. Все таки Клавдия вела  себя странно, почему она участкового боялась и все время нервозно на дом косилась, как будто прятала кого. Злился на себя, что с кудлатым не побеседовал, возможно, тот мог быть просто соседом.  Жена, видя мои терзания, смеясь пошутила: напиши в передачу «Жди меня».
      Ну  я  и написал,  помогите  найти дочь друга. Указал  девичью фамилию, примерную дату рождения и страну-Германия.
        И письмо пришло. Только, удивительное дело, из Уваровки.

http://www.proza.ru/2024/02/12/414