Города открывают прошлое

Сергей Губарев
Если вы хотите набраться прекрасных впечатлений, изучить и потрогать историю руками, отправляйтесь в свободное путешествие, как это сделал я, посетив Заводоуковск и Ялуторовск и побывав в знаковых местах юга Тюменской области.

Почему крылья Сибири?

Преодолев 100 километров от Тюмени до Заводоуковска на рейсовом автобусе, я оказался на перроне автовокзала, сел на автобус под номером один и отправился на окраину города, чтобы встретиться со своей тёткой Верой Фёдоровной Мерзляковой.
Местный транспорт ходит не спеша, в некоторых местах он останавливается, ожидая пассажиров, желающих переехать из одного района Заводоуковска в другой, которые, надо сказать, разбросаны друг от друга на большом расстоянии. Благодаря этому обстоятельству мне удалось рассмотреть надпись на остановке «Заводоуковск – крылья Сибири». Её можно назвать эпиграфом к славной истории края.
Если вы зайдёте когда-нибудь в краеведческий музей, вам наверняка предложат посмотреть фильм, посвящённый деятельности завода № 499, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в рабочий посёлок Заводоуковский, где было налажено производство военных планеров А-2 и А-7.
В октябре 1941 года на железнодорожную станцию прибыли эшелоны с оборудованием и специалистами сразу двух конструкторских бюро и воплощающих в жизнь их разработки заводов: Воронежского авиазавода и Тушинского планерного завода.
Было решено на базе этих мощностей создать планерный авиационный завод под литером 499. А до этого времени за Уралом практически не было военного строительства. Первой продукцией стали десантные кабины. Именно здесь в массовую серию вошли летательные аппараты А-2 и А-7. А после начался путь гигантов, военно-транспортных самолётов Антея и Руслана.
Эти бесшумные аппараты оказалась незаменимыми помощниками с 1941 по 1945 годы. Именно поэтому жители города так гордятся ярким эпизодом своей истории, которая сегодня привлекает многочисленных туристов.

Парк Машиностроителей и его железное сердце

Знакомство с краем продолжилось на следующий день, когда мои родственники организовали экскурсию по Заводоуковску, а затем наш автомобиль помчал в сторону города с ещё более объёмной и жирной историей, но обо всём по порядку.
Благодарные горожане решили увековечить период самолётостроения в пространстве Заводоуковска и после долгих обсуждений сошлись во мнении сделать это в парке Машиностроителей, основанном рабочими Новозаимского зерносовхоза в тридцатых годах прошлого века. Главные его украшения – памятник известному авиаконструктору Александру Сергеевичу Москалёву, который в годы войны активно здесь работал, и, конечно, сам планер, являющийся объектом притяжения для местных жителей и гостей.
Самолёт установлен в центре мемориального комплекса на металлических конструкциях, отчего кажется, что в эту секунду он оторвался от земли. К нему поднимается удобная смотровая площадка высотой более трёх метров, с которой можно рассмотреть планер «в лицо», заглянуть в его кабину, изучить, из каких материалов он сделан. 
Торжественную атмосферу дополняет памятник воину-освободителю, а в сегодняшний день возвращают современные арт-объекты в виде снеговиков, изготовленных из цветной проволоки. Кстати, тётя мне рассказала, что в парке обитают не только птицы, но и многочисленные белки, привлечённые специально построенными для них кормушками и возможностью отведать разложенные угощения. Правда, все они, хитрюги, спрятались, когда появился я.
Это, пожалуй, самое яркое воспоминание о Заводоуковске, наверняка, в нём есть ещё жемчужины, например, краеведческий музей, местные храмы, которые при ближайшем рассмотрении заворожат зрителя, а мы, желая к вечеру оказаться дома за праздничным столом, поспешили в Ялуторовск.

Лучше в остроге гостить, чем сидеть

Проехав по тихим периферийным улочкам, мы оказались на Сретенской площади. Она является одним из знаковых мест города с более чем 240-летней историей. Благодаря неяркому солнышку, смотревшему сквозь пелену полупрозрачных облаков и крупному, но редкому снежку площадь казалась рождественской. Этому ощущению способствовали отливавшие небом ледяные фигуры, вырезанные искусными мастерами, а также Сретенский собор, белоснежный как снаружи, так и внутри, украшенный сусальным золотом, охраняемый неусыпным взором иконы Святой Троицы и увенчанный зелёными маковками куполов.
А местом, которое я рассмотрел более подробно, оказался расположенный по соседству Ялуторовский острог. Вообще понятие «острог» имеет два основных значения. Это фортификационное сооружение, постоянный или временный укреплённый населённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху кольев высотой 4-6 метров. А также это слово употреблялось в значении тюрьмы, но Ялуторовский острог воссоздан в своём первом смысле.
Кстати, если вы купите билет без экскурсовода, обойдётся дешевле. Может, кому-то и нравятся пространные речи, но я на слух плохо воспринимаю информацию, поэтому обрадовался, когда мы решили просто посмотреть всё своими глазами. Тем не менее, женщина в народном костюме коротко пояснила, куда можно пройти и на что обратить внимание.
Посетителей встречает башня, она же является центральным входом. В одной из комнат имеется макет острога со всеми его помещениями. Рассмотрев его, можно составить представление о месте в целом.
Поднявшись ещё выше, мы окажемся в башенке, открывающейся на стороны горизонта небольшими окошками. Ритуал её посещения таков: необходимо коснуться матки рукой и загадать желание, и оно, по уверению местных жителей, обязательно исполнится.
Далее мы проходим во внутренний двор острога, где находятся разнообразные сооружения. Первое из них – это изба, воспроизводящая быт и обстановку крестьянского дома. Целый стеллаж при входе заставлен расписанной деревянной посудой. Есть здесь и женский угол, где готовили пищу, и зыбка, в которой пестовали детей, стол с букетиком синих сухоцветов и красный угол, из которого взирает Христос на мирские дела.
В амбаре собраны всевозможные прялки, стиральные доски и прочая утварь, но более примечателен ход, ведущий в подвал, где есть несколько комнат-экспозиций. В одной из них воспроизводится перевозка усопшего ханта на лодке через реку. Имеется комната-пытальня с палачом в холщовом одеянии и орудиями убийства, кабинет писарей, экспозиция русского оружия и многое другое.

Вместо заключения

Всего не расскажешь, да и не надо, ведь кое-что должно остаться за кулисами, чтобы у вас появилось желание съездить в эти края, увидеть всё своими глазами и открыть какие-то другие достопримечательности. А я отправился в обратный путь, правда, Заводоуковск так легко отпускать меня не хотел. Два автобуса из Бердюжья не пришли к назначенному сроку. Один сломался, второй попал в аварию, и поскольку на большинство рейсов заранее билеты не продавали, так как это были проходящие автобусы, очередь чёрной тучей почти два часа стояла у кассы, возмущаясь и рассуждая о превратностях междугороднего сообщения.
Через некоторое время всё же удалось взять заветный билет, и я вспомнил о книжной лавке, которую давно полюбил во время моих транзитных поездок на малую родину в Казанский район. На этот раз взгляд упал на Альбера Камю и его роман «Чума». По утверждению автора, чума – это не только повествование о страшной эпидемии, но и метафора борьбы с фашизмом, поразившим Европу в годы второй мировой войны, но это уже совсем другая история.