О фильме Киры Муратовой Три истории

Евгений Чернецов
Во время просмотра фильма Киры Муратовой "Три истории", я как-то неожиданно обнаружил, что смеюсь над каким-то ужасом. Вообще люди обычно смеются над чужим горем, вечно в комедиях с кем-то случаются какие-то неприятности, и публика над ними гогочет, особенно если те, кто пытается из этих неприятностей как-то выбраться, совершают глупости. Конечно, "добрые" комедии отличаются от "черных" тем, насколько серьезны неприятности, случившееся с героями. А черные комедии отличаются от трагедий нереалистичностью происходящего. Однако в этом фильме я смеялся над весьма реалистичной жестокостью происходящего, не смотря на её абсурд. Сценарии к этим трем, не связанным друг с другом историям написала не Муратова, а три разных человека - Божко, Литвинова, Сторожева, тем не менее эти три истории объединяет то, что все они про убийства и убийцы кажутся зрителям совершенно на такое неспособными. Да и подробности этих нелепых убийств делают их смешными.

В первой истории сначала начинаешь смеяться над поэтом кочегаром, у которого на работе живет брат гомосексуалист, оперный певец, к которому приходят его друзья. К кочегару приходит на работу друг, тихий, зажатый, притащивший труп своей соседки по коммунальной квартире в шкафчике, чтобы сжечь, но не знающий, как об этом сказать другу кочегару. Он совсем не кажется злодеем, скорее напротив, вызывает сочувствие, особенно, когда к нему нагло начинает приставать страшненький гомосексуалист. Поэт, узнав в чем дело, пугается и начинает истерить. Да, жечь труп перед самым визитом сменщика - это не то же самое, что сжечь одежду, задолжавшего ему брата. И смешно даже тогда, когда поэт, отойдя от первоначального шока замечает, что соседка была красивой, и начинает любоваться её обнаженным трупом, а убийца робко пытается этот труп прикрыть клеенкой. А потом уже истерика начинается у оперного певца, которому брат мешает своими криками забавляться с друзьями в душе. И эта истерика голого полного мужика в возрасте просто шедевр. Незаконченные стихи кочегара тоже шедевры, и декламирует он их напористо...

Во второй истории персонаж, которого изображает Рената Литвинова, застрявшая в своем образе, не очень смешной, и сочувствия не вызывает. Хотя и жертва первого убийства, которое мы видим тоже сочувствия не вызывает. Женщина с явными психическими отклонениями рожает и бросает детей, а медсестра изображаемая Литвиновой, специально устроилась на работу в родильный дом, чтобы карать таких женщин за безответственность, потому что её саму бросила мама. И маму свою она в итоге находит, и устраивает ей смерть Офелии, которой старушка, читающая Шекспира зачиталась на пирсе. Самый яркий персонаж в этой истории, конечно, не убийца, а доктор, который домогается тела медсестры с приветом. Да, сильно звучит фраза главной героини о том, что она не любит ни людей, ни детей, ни животных и этой планете она поставила бы ноль. После услышанного как-то сразу захотелось сделать что-то хорошее для своего ребенка, чтобы он этой планете и жизни не поставил ноль и ему не было так больно жить из-за этого. Утопленная мама этой женщины как-то тоже не вызывает никакого сочувствия. Судя по её немногочисленным репликам, она сконцентрирована на своих удовольствиях, и упорно не замечает того, что происходит вокруг, не заметила даже того, как к ней явилась смерть в обличии брошенной дочери.

А третья история - это просто шедевр, с двумя актерами, причем один из актеров маленькая девочка. Да, сначала там очень сочно показано, как черный, похожий на пантеру кот треплет очень тощего ощипанного петуха. Мне как-то сразу стало от этого смешно, особенно, когда Табаков начал спрашивать кота, откуда он этого петуха взял и требовать, что бы он положил его на место, взывая к совести животного. Сразу видно, что человек перечитал Льва Толстого и Достоевского и убежден, что весь мир живет по законам нравственности. И тут появляется девочка-смерть. Показано, что она хоть и только научилась ходить и говорить, но уже усвоила законы противоречащие тому, о чем писали бородатые дядьки конца девятнадцатого века, пресытившиеся барской жизнью. Глядя на эту девочку сразу видно, кто её мама. Особенно, когда девочка раздевается перед стариком, сидящим в инвалидном кресле, и старый чинный мужчина поначалу не может сдержать смех, понимая, что девочка копирует поведение своей мамы, но потом берет себя в руки и устало требует у неё одеться.

И далее мы видим извечный конфликт интеллигенции и народа. И вечно эта изнеженная, высокомерная интеллигенция недооценивает народ! Старику инвалиду кажется, что дочка его соседки по коммуналке глупа, и так же, как он нерешительна и обременена законами нравственности. Он не понимает, что с народом шутить и играть нельзя, тем паче ради развлечения. Не стоило ему пытаться поставить девочку на место путем шантажа! Кстати, и его угроза сдать соседку за то, что она ворует пирожки с работы, чтобы накормить дочку, с точки зрения его же законов нравственности смотрится как-то не очень красиво. А девочка не поняла, что он от её мамы зависит, и не будет никого сдавать, она поняла, что сосед угрожает её маме, а значит и ей, и нечего ждать, пока он умрет своей смертью, чтобы его квартиру приватизировать, надо действовать быстро. И этот дед настолько наивен, настолько отвлечен от реальности, что даже не обращает внимания на то, что водичка поданная девочкой для того, чтобы запить лекарства какая-то горькая, прямо как крысиный яд. И ему от этого яда уже стало плохо, но он решает, выпить ещё таблеток, чтобы полегчало, и запивает их горькой водой. Девочка же сказала, что вода кипяченая, из чайника, а то, что горчит, так это потому что у него желчь, вероятно разлилась. Он до последнего не верит в то, что девочка способна его убить.

На эту же тему есть фильм "Елена", но там все это совсем не выглядит смешным, там все серо, буднично, размеренно, неспешно, прямо как в жизни. А тут все произошло очень быстро, и старика инвалида с одной стороны жаль из-за его беспомощности, а с другой он не кажется положительным героем, потому что в общении с дурно воспитанной девочкой он опускается на её уровень, но ставит при этом себя выше неё. И становится очевидным, что если человек слаб и беспомощен, то это совсем не значит, что он добр, что он может быть и злым, и высокомерным. Он называет девочку быдлом, когда она не желая учиться играть в шахматы опрокидывает шахматную доску, но тут же спохватывается, начинает её великодушно прощать, с высоты своего величия. И в итоге убийство беспомощного старика совсем маленьким ребенком вызывает у зрителя по крайней мере насмешку. И зрители уже невольно начинают чувствовать себя соучастниками этого преступления...