Бытовой замок

Олег Сенатов
Замок – это техническое устройство, которое мне пришлось освоить одним из первых. Это был врезной замок, установленный в двери нашей комнаты при постройке дома еще в 1914 году.
Свойства именно  этого конкретного  замка легли в основу данного понятия. Длинный тяжелый ключ с кольцом на одной стороне и с бородкой – на другой нужно было вставить в замочную скважину, туда-сюда покачать, и затем с трудом поворачивать, чтобы замок, скрипя и покряхтывая, высунул/втянул свой металлический язык.
Много лет спустя, столкнувшись с таким же замком в старой гостинице в центре Болоньи, я едва не прослезился от пронзительного воспоминания детства.
Возможно, это связано с тем, что еще в 1945 году врезной замок являлся анахронизмом; тогда уже повсеместно использовались накладные «английские» замки с защелкивающимся языком; - такой замок был установлен на входной двери нашей коммуналки. Однако, так как он располагался  на высоте локтевого сустава взрослого человека, мне пришлось  еще долго расти, чтобы я мог оперировать «английским» замком.
В дальнейшем замочная техника не стояла на месте. В шестидесятые  годы широко распространились накладные двухъязыкие замки: один язык выдвигался/убирался на первую/вторую позицию за один/два оборота ключа; второй был язычком –защелкой, западавшим в свое гнездо при повороте ключа до упора.
Прошли еще лет двадцать, и комбинированный двухъязыкий  замок из накладного вновь стал врезным – уже в металлической двери.
Кратко изложенная здесь история дверного замка вся помещается в Новейшую историю. Однако, параллельно рассмотренным здесь конструкциям существовал навесной (висячий) замок, чье конструктивное исполнение остается неизменным еще с античных времен. Сохранив первобытную простоту, висячий замок представляет собой общепринятый образ «замковости», являясь символом охраны и запрета.
Функция навесного замка настолько откровенно выставлена напоказ, что его эксгибиционизм считается непристойным, и такие замки применяются лишь для охраны не престижных и вспомогательных помещений – сараев, чуланов, и проч.
Вместе с тем, благодаря своей выразительности, образ висячего замка иногда использовался в изобразительном искусстве (например, в «Каприччос» Гойи), а в Современном Искусстве применяется постоянно. (Я уж не говорю о компьютерном значке).
Проявляя пиетет к этому едва ли не самому главному бытовому предмету, я храню на даче целую коллекцию замков – вырванных, разломанных, искореженных, распиленных несколькими поколениями домушников, влезавших в нашу дачу. Самый ценный экспонат – висячий замок размером с блюдце, но даже он не устоял. Спасибо вам, самоотверженные хранители собственности и домашнего очага!
                Июль 2023 г.