Загадочная железка

Галина Ромадина
В рассказах известной путешественницы Марины Галкиной, которая побывала на плато Путорана, встречаются упоминания о странных объектах и явлениях природы, с которыми там довелось встретиться. Среди этой безлюдной пустыни кое-где можно увидеть каменные фигуры — изваяния, считавшиеся у кочевников священными. Но путешественникам попадались здесь на глаза и совсем иные следы присутствия человека: фрагменты стен, сложенных из огромных камней, остатки колоннад.  Есть и пещеры, имеющие, возможно, рукотворное происхождение.
 
Плато так велико, что невозможно полностью познать его исключительность и величие. Площадь плато Путорана составляет 250 тысяч кв. км, она сравнима с территорией Великобритании. Абсолютная высота плато — 1701 м. Плоскогорье является самым безлюдным местом на территории нашей страны. Его абсолютно необжитые просторы скрывают немало тайн и следов случившихся здесь трагедий и невероятных историй.
 
Неужели никто не задумывался над тем, что такое огромное плоскогорье и не жизнеспособно. Оказывается, что были и, наверное, есть неординарные люди, которые неравнодушны к этим неиспользованным территориям.

Среди доисторической природной девственности, на Путорана можно обнаружить следы деятельности людей — не легендарных «белых великанов», а жителей Страны Советов.
В северо-восточном районе плато, где протекает река Амбардах, изумленные исследователи не так давно обнаружили заброшенные участки железной дороги. Они были в шоке.

Впервые информация о существовании «железки» появилась в конце прошлого века. Нашлись смелые туристы - экстремалы, которые смогли добраться до этих удивительных для сибирского Крайнего Севера объектов, и даже сфотографировать  загадочные «железки».
 
Это деятельность человека поражает умы современников. Два «обрывка» сильно деформированного природой рельсовой железной дороги, каждая протяженностью около 5 километров, лежало на пути путешественников. Пройти мимо, не запечатлев такую находку, в труднодоступном месте каменного плоскогорья, было невозможно. От избытка чувств и множества возникших вопросов они долго пребывали в недоумении. 
Существование таких давно брошенных «мини-магистралей» в Заполярье вполне реальная вещь.

В бывшем посёлке Нордвик, на берегу залива моря Лаптевых — по сибирским масштабам это  наискосок от упомянутого участка плато Путорана. Там, в сталинские времена, решили открыть добычу угля для нужд Северного морского пути. Силами заключённых были построены шахты и поселок.
 
Сразу после смерти Сталина была объявлена амнистия для заключённых, проект закрыли, людей вывезли. По сей день на безлюдном берегу залива ржавеют старые машины, механизмы и остатки узкоколейной железной дороги!                Но остаётся вопрос, -  зачем было строить железку на Путорана? Никаких документов, которые объяснили бы — кто? когда? для чего? — пока в архивах не найдено.

Люди, знающие об этом техническом парадоксе, высказывают гипотезу, что в тех местах в годы второй мировой войны строили промежуточные аэродромы для самолетов, которые перебрасывали в СССР из Америки по ленд-лизу боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Поэтому понадобилось среди всего прочего проложить рельсовые пути между объектами аэродромов.

Хотя нельзя полностью исключить, что в то время готовили и запасные маршруты для такого воздушного моста.
Как знать, возможно, обнаруженные на этом плато короткие куски старой рельсовой колеи — это пробные участки железнодорожных путей, созданные под будущую чудо-магистраль.
Трудно понять, каким образом велось строительство, как  доставлялись туда материалы и рабочие.

Попытки выяснить историю образования этих объектов там, где ничего быть не может, пока не привели к однозначному результату. Есть вероятность о возможном существовании в этих местах аэродрома подскока для самолётов ленд-лиза во время Великой Отечественной войны. Эту версию тоже предстоит доказать или опровергнуть.

Но к моему удивлению нашёлся один свидетель, - это Борис  Георгиевич  Степанов — бывший главный инженер восточного строительства «стройка №503».  Он рассказывал, что на исходе Великой Отечественной войны, Сталин «заболел» идеей создания межконтинентальной железной дороги Москва — Нью-Йорк, которую ему подкинули американцы во время встреч.

По предварительным прикидкам эта трасса должна была протянуться по нашему северу, от Урала до Чукотки, а дальше «перепрыгнуть» через Берингов пролив на американскую Аляску. Правда, с началом «холодной войны» проект был похоронен, однако российскую часть такой супермагистрали Иосиф Виссарионович хотел все-таки построить. И началом этой магистрали стала дорога Салехард — Игарка. От Игарки ее предполагали дотянуть до Норильска.
 
Степанов еще в бытность свою, сотрудником Главного управления лагерного железнодорожного строительства, лично видел красиво нарисованную, для какого-то совещания в верхах, «Схему развития железных дорог СССР».

Так вот, на схеме «нитка» будущей трансполярной магистрали тянулась от Норильска на восток, к Чукотке. И проходила как раз через плато Путорана!
Ветеран железнодорожного строительства даже обратил внимание на это: «Конечно, рельеф местности там очень сложный, зато кругом камень, и значит, не пришлось бы бороться с коварством вечной мерзлоты. А что касается многочисленных ущелий, рек, скальных террас, — в ту пору считалось, что советские инженеры при помощи многочисленных «ударных» отрядов заключенных могут проложить дорогу в любом месте…».
Как знать, возможно, обнаруженные на этом плато коротенькие куски старой рельсовой колеи — это пробные участки железнодорожных путей, созданные под чудо-магистраль.

Сталин очень давно был знаком с местными достопримечательностями, поскольку с 1914 по 1916 гг находился в "Туруханской ссылке", в селе Курейка. И надо сказать, будущий Вождь месяцами пропадал в окрестностях Плато Путорана, сопровождая экспедиции местных охотников. Что он там делал - вопрос, на который уже вряд ли можно будет найти ответ, но версий хоть отбавляй.
 
Зато известно, что после Великой Отечественной Войны И.В. Сталин планировал создать Славянское Союзное Конфедеративное Государство, в которое должны были войти все без исключения славянские страны Восточной Европы. Основным камнем преткновения был выбор будущей столицы Славянского Содружества.

Рассматривались самые различные варианты - Белград, Варшава, Москва, Киев, София и т.д. Был так же и вариант про некий город в Сибири, который еще не был построен и не имел даже названия. Что это за город, и где он должен был находиться? Загадка только в том, что данный вариант был предложен именно Сталиным и опять в мыслях - плато Путорана.

Вариант с Новым Городом на плато Путорана выглядит достаточно абсурдным, но только на первый взгляд. Сейчас трудно представить, что именно планировал строить И.В. Сталин к востоку от Норильска, но зная масштабность и размах "сталинских проектов", можно предполагать все, что угодно. Было бы достаточно символично - столица Славянского Содружества и самый красивый город на Планете - на плато Путорана.

Но у проекта Славянского Содружества были достаточно серьезные противники, причем не только, за рубежом, но и в самом СССР. Если вспомнить только Н Хрущёва, сколь вреда принесла стране его необузданная деятельность. Поэтому сразу после смерти Сталина проект о Содружестве  Славянских государств был быстро свернут, а вся информация о нем засекречена. Были также свернуты и все "сталинские стройки", в том числе и строительство на плато Путорана.    

Вся информация, касающаяся "сталинских строек", спрятана в тайных архивах, причем не "рассекречена" и в ХХ1 веке. Безусловно, на данный момент не существует прямых доказательств, что Сталин собирался строить к востоку от Норильска. Так что поиски продолжаются!

Но разум должен восторжествовать, - Север есть Север и плато Путорана должно остаться заповедной зоной с лабораториями для изучения климата и космоса.