Анализ проблем России на примере Китая

Вячеслав Кудяков
Смешанная экономика:

В ближайшие несколько лет  РФ  перейдет на  смешанную экономическую модель, которая сочетает элементы плановой и рыночной экономики. Государство играет активную роль в регулировании и контроле экономической деятельности, но также допускает присутствие частного сектора и рыночных механизмов.
В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.
Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.
Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной  инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству.                Это - юридические услуги,  библиотеки,  дороги,  школы, средние технические  м высшие  учебные заведения, поликлиники,  больницы, силовые структуры, сдача земель в аренду для сельского хозяйства  и связанных с ним производств,  такие как, производство продуктов питания первой необходимости, топливно - энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, все это - государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.
По одной из точек зрения, большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

Ни для кого не является секретом, что Китай является ведущей экономикой мира. По состоянию на 2018-й год эта страна занимает первое место по росту ВВП на душу населения. Хотя Китай и является социалистическим государством, в отличие от стран со схожим государственным строем, правительство давно уже провело либерализацию цен, уйдя после 1970-го года от плановой экономики, а рынок стал открытым с минимальной ролью государства. Однако это не значит, что государство не играет совершенно никакой роли в ведении бизнеса – можно сказать, что именно государство определяет, на какие сферы бизнеса будет сделан акцент, чтобы через какое-то время увидеть плоды своих инвестиций и в конечном итоге достичь ещё более высокого (или хотя бы оставшегося на прежнем уровне) роста ВВП.
То же самое  происходит и в РФ.





Как Китай собирается уйти от статуса страны с дешёвой рабочей силой?
Китайская экономическая модель дешёвого производства принесла стране годы стремительного роста ВВП, однако её время подошло к концу. Китай долгое время существовал за счёт дешёвой рабочей силы и привлечения инвестиций мировых брендов, однако с ростом уровня заработных плат в стране и появлением конкуренции в виде других стран с дешёвой рабочей силой, преимущества Китайской экономики перестали являться тем, чем они были раньше. Если не изменить подход к развитию экономики страны – она будет стагнировать, а преимущество дешёвой рабочей силы когда-нибудь исчезнет. В итоге китайское правительство определило план развития страны до 2025-го года. Этот план называется “Сделано в Китае 2025” или “Made in China 2025”. На практике это означает, что китайское правительство будет стремиться развивать научные центры, университеты и инвестировать в создание инновационных технологий. Именно за счёт данных аспектов успешно развиваются экономики других состоятельных стран, таких как США, Великобритания, Германия, Канада и т.д.
План “Сделано в России  2025” предусматривает развитие следующих отраслей страны: информационные технологии, индустриальная роботизация, аэрокосмическое инженерное дело, транспортные сети, энергетическая промышленность, биофармацевтика, морская инженерия, автоматическая инженерия и агрокультурная машинизация.
1. Информационные технологии
РФ , совместно с Китаем и Индией, в рамках текущего десятилетия среди всех перспективных технологий отдельного внимания заслуживает развитие сетей 5G, поскольку она представляет собой целую инфраструктуру с различными видами применений. 5G также является сферой, в которой Китай лидирует – вспомните только о преобладающей роли компании “Huawei” на мировом рынке.
Huawei можно назвать монополистом на рынке поставщиков сетевого оборудования и именно в эту компанию в своё время инвестировало китайское государство, а также предоставляла им различные поблажки с целью скорейшего развития компании.
В РФ успешно работают  огромное количество цифровых коммутационных систем фирмы. Тем не менее возможности этих платформ используются всего лишь на 30 процентов. А ведь  использование протоколов сигнализации SIP данной платформы, может объединить разрозненные  инфокоммуникационные сети РФ в единую коммутируемую систему, которая  позволит расширить возможности и перечень услуг предоставляемых населению. Перечень услуг- это и доходы и не малые. Но нашей стране , как и Китаю, нужно создать  свою учебную сеть, нового поколения. Для этого  необходимо объединить разработчиков, образовательную структуру, подразделения строительства и эксплуатации телекоммуникационных систем.Что бы было более понятно, вернуться к структуре  бытовавшей в СССР и в мире ,до развальных 90-х. Всем  давно понятно, что концепция потребления, без производства- это глухой тупик.
В отрасли телекоммуникаций, в Р Ф , уже наметились новые направления. На смену  морально устаревшим  АТС, приходят облачные технологии организации сетей связи.Это не только голосовой трафик, но и полный спектр IT услуг и технологий, включая Искусственный Интеллект. Данное направление  позволит  решить множество вопросов, до сегодняшнего дня похожих на сказки. Параллельно, должны развиваться отрасли производящие оконечное оборудование сетей. Ранее – это были только телефонные аппараты, сегодня их вытесняет и очень активно мобильная связь. Но и мобильная связь –это постоянно реорганизуемая структура.
Однако в данный момент Китай всё ещё полагается на западные технологические разработки, и правительство КНР хочет, как можно скорее, ликвидировать это недоразумение. Все мы слышали о войне Huawei и Google, однако на самом деле это не просто спор двух технологических гигантов, а торговая война между двумя государствами или даже идеологиями. Развивая вышеперечисленные производственные отрасли, Китай хочет избавить от технологической зависимости в лице технологических поставок Запада и создать свою, насколько это возможно в 21-ом веке, независимую экономику и наконец стать первой экономикой мира не просто за счёт дешёвой рабочей силы, а за счёт технических инноваций, которые помогут более уверенно занимать лидерство в рейтинге экономик мира и с более высоким шансом на успех продвигать выгодные для себя проекты.
2. Индустриальная роботизация
Второй важный сектор – это робототехника и роботизация производства. Страны создающие независимую экономику, не могут бесконечно пользоваться дешёвой рабочей силой на фоне роста заработной платы. Электроника, автомобили и прочие высокотехнологичные товары требуют соответственно высокотехнологичной промышленной робототехники. Сегодня - Китай и является мировым лидером по количеству промышленных роботов, он занимает лишь 23-е место по их относительному внедрению (68 промышленных роботов на 10.000 сотрудников).
Проект “Реорганизация  производства - 2025” подразумевает увеличение производственных роботов до 150-ти единиц на 10.000 рабочих. Но роботизация производства подразумевает не только закупку оборудования, но и использования сложного программного обеспечения в данном случае снова полагаться на западную интеллектуальную собственность стало просто невозможно. В нашей стране, эта проблема так же ярко  напоминает о себе. Президент В.В.Путин, поставил задачу. Изменить структуру подхода, от покупки и слепого использования, к разработке и совершенствованию собственных технологий.
3. Транспорт и космос
Также необходимо развитие транспортной индустрии. К 2036-му году число пассажиров авиасообщений удвоится. Чтобы конкурировать с “Boeing” и “Aerobus”, Китай основал коммерческую авиационную, сокращенно именуемую КОМАК. Начиная с 2011-го года, КОМАК (COMAC) планировала приступить к массовому производству коммерческого лайнера C-919, но не смогла этого сделать, т.к. рассчитывала на поставку зарубежных компонентов, программного обеспечения, авиационной электроники и так далее. Но государство не уповает на чудо и призывает КОМАК занять хотя бы десять процентов рынка воздушных перевозок, что является более-менее реалистичной задачей, учитывая дешевизну китайского производства.
Воздушно-космическая индустрия, возможно, является вершиной высокотехнологичного мира. Она требует безупречной реализации. Если эта отрасль производства сможет стать конкурентоспособной, то экономика сможет конкурировать практически в любой сфере.\
В РФ, мы видим  результаты  в данной отрасли. Созданы не только  модели но и двигатели  нового поколения, и успокаиваться  на этом ни в коем случае нельзя.
4. Судоходство
Теперь о судоходном производстве. Доставка грузов стала неотъемлемой частью экономики и предоставила компаниям небывалые возможности для развития. Именно поэтому целесообразно расширить свой транспортный потенциал.  Россия производит  крупнотоннажные суда, ледоколы. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Но с учётом текущего состояния индустрии эта цель является одной из первостепенных. Совместно с Китаем, РФ  воссоздает  Шелковый путь. Это не только  автомобильные и железнодорожные  пути, это и водные транспортные артерии Дона и Волги. Но что бы этот проект был решен.  Требуется восстановление еще одной отрасли, это  строительство земснарядов для очистки русла  речных магистралей.  Это направление, позволит обеспечить строительные компании  песком. Восстановит экологию регионов, позволит  восстановить речной туризм. Повысить производство речной рыбы. Обеспечит снабжение городов чистой водой. Конечно и в параллельных структурах нужны процессы реорганизации и множества нововведений. Не в ущерб населению страны. В  2025-28  также подчёркивает необходимость глубоководных исследований для стимулирования технологического прогресса. Будущее России и  Китая,   становится всё более зависимым от моря и высокотехнологичное судоходное строительство помогло бы Китаю упрочить свои притязания на Южно-Китайское море. России  это  Дальний Восток и Черное море. Более того, Китай может рассчитывать в долгосрочной перспективе стать лидером морских грузоперевозок благодаря тесному сотрудничеству с Россией. Открытие нового торгового пути на месте оттаявших хоть и принесёт множество экологических проблем, но занять китайским судоходным компаниям более высокие позиции. Впрочем, эта тема уже для отдельного эссе.
Также огромную роль играет контроль над Южно-Китайским морем, недра которого могут содержать множества ресурсов, таких как нефть и природный газ, в тоже время другие его районы являются территорией богатого рыбного промысла. Несмотря на это, у Южно-Китайского есть множество проблем – это контрабанда, сепаратизм, рифы и узкие проливы. Вершиной всех этих проблем являются политические границы близлежащих прибрежных государств. Не менее семи стран на различные территории, которые, как правило, накладываются друг на друга. КНР не только оспаривает морские границы своих соседей, но и пытается таким образом установить свою гегемонию над странами, граничащими с Южно-Китайским морем. Море здесь является главным средством коммуникациями между странами Азии и странами Европы. Таким образом, море становится наиболее эффективным способом избегания препятствий и выполнения поставленной задачи. Поэтому обеспечение швартовки торговых судов, патрулирование и присутствие военных судов на водных путях является залогом процветания и стабильности. Территориальные претензии Китая основаны на неоднозначной карте 1940-х годов, известной под названием “Линия десяти пунктиров” – она охватывает примерно 90% Южно-Китайского моря и простирается на 2000 км от материкового Китая. Не удивительно, что близлежащие государства не согласны с таким разграничением. Для развития судоходных грузоперевозок стране придётся приложить большие усилия для контроля этого сложного региона.
Пятая составляющая плана 2025 – это железнодорожный транспорт. Здесь Китай затмевает своих конкурентов, нам есть у кого  поучиться в этой отрасли. Благодаря сети высокоскоростных железных дорог. Только в этом году он планирует построить 6800 км новых ЖД путей. У стран, соседствующих с Китаем, дела идут не так хорошо. По данным статцентра, для инвестиции в инфраструктуру Азии с учётом текущих темпов роста до 2030-го года потребуется более, чем 26 триллионов долларов. Это составляет 1,7 триллионов долларов в год. ЖД транспорт и оборудование – это одна из немногих сфер, на которую КНР способны серьёзно повлиять, удовлетворяя потребности в развитии инфраструктуры. Поэтому план 2025 предусматривает повышение производительности ЖД -компаний Китая с целью избавления от конкуренции. У России , те же проблемы. За 30 лет  в той же Украине похоронено  все что касается  железных дорог. Да и шоссейные дороги, превратились  в серии ям и препятствий, и это по моему  личному опыту поездки в 2013-14 годах .

5. Контроль над автомобильным рынком
Шестой сектор проекта – это автомобилестроение. Более шести лет подряд Китай являлся первым рынком мира сбыта продукции GM. Сейчас Пекин хочет изменить это положение дел, борясь с загрязнением среды и поддерживая разработку электромобилей.
Инициатива проекта требует, чтобы 40% внутренних продаж составлял электротранспорт. Сейчас этот показатель – 2,7%. Более того, проект подразумевает, что половина от проданных электромобилей должны быть китайского производства. Некоторые критики заявляют, что это требование слишком амбициозно, но у Пекина есть свои козыри в рукаве. Развитие электротранспорта в конечном итоге сводится к технологиям производства батарей. А это требует широкого применения минералов, таких как кобальт. Это интересный момент, поскольку залежи кобальта присутствуют лишь в нескольких странах, таких как Демократическая Республика Конго, где так получилось, что Китай обладает монополией на добычу ресурсов. Поэтому в отношении электротранспорта, кобальта и Конго Китай является наиболее конкурентоспособным.
Все эти четыре области транспортного развития являют собой костяк проекта 2025. В то время, как другие составляющие направлены на производство энергии, стратегические материалы и биофармацевтику. Также рассмотрим их поочерёдно.
Первое – это производство энергии. За последние 20 лет энергетическая производительность Китая увеличилась в 4 раза. По мере повышения энергопотребления, Пекину потребуется удовлетворять спрос наиболее экологичным способом. Поэтому, проект “Сделано в Китае 2025” требует, чтобы 80% компонентов, а также гидро- и атомного оборудования к 2025-му году производились внутри страны. Та область, в которой китайские компании определённо выиграют – это развёртывание энергетического проекта вдоль одного пояса и одного пути.
В этой отрасли  есть нереализованный резерв, производство, а точнее  формирование мощных потоков потребителям на базе слаботочных производств электроэнергии. Этим сегодня  в мире еще никто серьезно не занимается. Данную ситуацию и можно сказать провал в мировой экономике. Спровоцировала стратегия общества потребителей. Сегодня здесь  только качают деньги  с населения и производств, в личные карманы. В ущнрб государству.
6. Нововведения в китайских полях
Следующая индустрия касается сельскохозяйственного оборудования. К 2050-му примерно 250 миллионов китайцев переедут в густонаселённые центры, что сделает уровень урбанизации страны на уровне 70%, а это показатель близкий к США. Большая доля городского населения означает меньшее сельскохозяйственное производство, поскольку доля работников этой сферы также снижается. Поэтому Пекину придётся обеспечить своих граждан продовольствием в условиях сельской рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, проект обращается к расширению парка высокотехнологичного сельскохозяйственного оборудования. 70% его наиболее значимых комплектующих должны будут производиться внутри страны. Это сможет развить сельское хозяйство Китая до стандартов продвинутых экономик.
А что же  в нашей стране?  Сельское хозяйство  администраторы душат налогами, штрафами. Бензин и саляр, каждый месяц дорожает. Покупка зарубежной сельхозтехники. Становится большой проблемой. Тем не менее радует то что последний пункт уже решается .Комбайны свои, трактора то же. Теперь бы решить вопрос с энергоносителями. Земли у нас достаточно, мы  можем  прокормить весь мир.  Но нужно развивать  селекционные отрасли, производство минеральных удобрений. Селекция это не только семеноводство, здесь мы  сдали позиции и очень сильно, исчезли прекрасные сорта овощей, им на смену пришли  инородные порой не совсем съедобные  образцы. Селекция в области животноводства -это совершенно открытый вопрос. Пастбища есть. А кого пасти? Пород  животных, множество, а вот  привести  к конкретным  регионам   определенные виды  -этого нет.  Есть все в общем виде. Но страна, то у нас, огромная. Климатические зоны  представлены очень широко. Но это никто не учитывает.
7. Проводники и лекарства
Девятый сектор относится к стратегически важным материалам, таким как сверхпроводники – графен, нано - и биоматериалы. Более прочные и лёгкие материалы могут быть использованы для строительства ракет, субмарин и истребителей, а также производства печатных плат. Пекин не хочет быть зависимым ни в чём из этого от внешних поставщиков, поэтому проект призывает гражданское производство и военных к сотрудничеству и занятию существенных долей на мировом рынке ресурсов.
Последний пункт плана – это биофармацевтика. Китаю предстоит ощутить на себе демографический кризис и правительство в Пекине об этом знает. За последние 20 лет расходы государства на здравоохранение росли на уровень 11,6% в год. В то время как средний темп роста экономики составлял лишь 9,9%. Без реформирования население Китая, средний возраст которого увеличивается, создаст бюджетные проблемы. План 2025 ставит в приоритет развитие фармацевтического сектора внутри страны, чтобы биотехнологии составляли, по меньшей мере 4% ВВП Китая 2023-му году.
Обобщая, можно сказать, что некоторые цели плана “Сделано в Китае 2025” определённо недостижимы. Однако следует при этом заметить, что это только первый из трёх десятилетних планов и его общей целью является переориентировать китайскую экономику с трудоёмкого экспортного производства на внутреннее потребление, услуги и высокие технологии. Чтобы добиться этого, Пекин должен поддерживать развитие интеллектуальной собственности в Китае. Лишь по средствам замещения зарубежных технологий китайскими, его компании могут стремиться к преобладанию в других странах. В таких областях, как телекоммуникации, производство энергии, электротранспорт и стратегические материалы Китай уже делает успехи, однако проект имеет множество изъянов. В краткосрочной перспективе для создания и развития собственных индустрий, Китай непременно прибегнет к коммерческому шпионажу, краже информации и принудительной передаче технологий. Стоит ли говорить, что европейские и американские политики относятся к действиям Пекина с подозрением и всё больше пытаются блокировать доступ Китая к ключевым технологиям – особенно к двойным технологиям, предназначающихся для военного и гражданского сектора. Например, как часть текущей торговой войны все 10 обозначенных мной индустрий являются объектами пошлин США. Однако, с точки зрения Китая иностранное давление лишь подчёркивает необходимость преобразований, в крайнем случае у Пекина просто не останется выбора. Страна не просто участвует в гонке, в которой она должна обогнать надвигающийся кризис. Помимо экономики и науки, у западных политиков возникают и другие опасения – что модернизированный и изобилующий Китай превратится в новый геополитический центр и Пекин сумеет притянуть к себе другие страны региона, а состоявшиеся страны редко, если вообще когда-либо отдавали лидерство новичкам без боя. И это выходит далеко за пределы одной лишь экономики.
Заключение
Моя гипотеза заключается в том, что в ближайшие годы Китай, в том числе и РФ- будут переходить от модели трудоёмкого экспортного производства с использованием дешёвой рабочей силы к тем факторам развития экономики государства, которые используются в мировых экономических гигантах. Однако, я на 100% уверен, что, к сожалению, осуществить удастся далеко не все идеи, озвученные мной выше. Это может потянуть за собой череду неудач, которые в будущем будут способны замедлить экономический рост и вызвать сильные сложности с осуществлением других экономических и внешнеполитических целей страны.
Тем не менее, если хотя бы половина целей, о которых было сказано, будут выполнены – это даст   уверенные позиции в рейтинге экономическом рейтинге планеты и страна если не вырвется на первую строчку, то уж наверняка не потеряет свои достигнутые на данный момент позиции. У государства существует много проблем, однако активный экономический рост, который происходит уже на протяжении последних 10-ти лет даёт надежду на перспективу светлого будущего. И в этот раз это не просто слова политиков, которые хотят поднять свои рейтинги – на наших глазах разворачивается самая настоящая гонка, результат которой будет оказывать влияние на множество государств.