Наставления Гермеса - фрагмент

Геннадий Берестнев
- А теперь загадки, - произнес он, ободряюще улыбаясь Глебу Игоревичу. – Так уж полагается при посвящении. Я тебя еще раз испытываю, а ты показываешь остроту своего ума, проницательность, но главное – способность в обыденном видеть высокое, сокровенное. Эти загадки будут иметь вид житейских правил, которые на самом деле имеют значение, которое у вас, ученых мужей, принято называть нравственным. Ну вот, к примеру, «Уходя, не оглядывайся».

- О, я знаю это правило, – с готовностью отозвался Глеб Игоревич. – Оно означает, что не надо сожалеть о каком бы то ни было прошлом. Иначе это прошлое превратит человека в соляной столб, как было с женой Лота в Библии. И умирая, не надо хвататься за жизнь.

- Хорошо, – удовлетворенно кивнул головой Гермес. – А вот это: «По торным тропам не ходи»?

- Это правило учит: не следуй существующим мнениям, иди по жизни своим путем, –воодушевляясь ответил Глеб Игоревич.

- Еще: «Не ешь сердца»…

- Оно учит: не терзай себя, свою душу тяжелыми раздумьями.

- Хорошо. А вот это правило: «Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает». О чем оно?

- Я думаю так… – Глеб Игоревич на мгновение задумался. – Будь с теми, кто… готов взвалить на себя какое-то бремя. Любое: труд, миссию, ответственность… И учит самого быть таким.

- Ты меня радуешь, ни я, ни твой… спутник в тебе не ошиблись! – Гермес одобрительно кивнул головой, и языки пламени взметнулись вокруг него радостным вихрем. – Ну давай еще: «Огня ножом не вороши». О чем это?

- Мне кажется, я где-то это слышал, – Глеб Игоревич прищурился, как будто всматриваясь в какие-то далекие воспоминания. – Странно… Это правило давно живет во мне, и я знаю его истинный смысл: человека злобного, гневливого резкими словами задевать не следует.

Гермес проницательно посмотрел в глаза Глеба Игоревича:

- И вновь твой ответ верен. А откуда у тебя память об этих правилах, ты сам поймешь позже. Давай ты объяснишь последнее правило: «Не разламывай хлеба надвое».

Глеб Игоревич растерялся. До сих пор все правила были понятны, их образы сами объясняли себя. А тут… Хлеб… То, что соединяет людей… Его разделение на части… Был единым целым, но его разделили… Он растерянно посмотрел на Гермеса. Казалось бы, ничего сложного, а вот поди ж ты…  Было единым целым, а стало отдельным, врозь. И хлеб мы делим с кем? С близкими друзьями, конечно. Глебу Игоревичу вспомнилось слово «однокашники» – это старые друзья, с которыми когда-то одну кашу ел. Каша… Хлеб…

- Я так скажу, – наконец, произнес он. – Разламывать хлеб надвое – это терять друга. Ему отдавать его хлеб, себе оставлять свой.

- Все верно – Гермес почему-то облегченно вздохнул. – Правило «Не разламывай хлеба надвое» – это предостережение: не ломай дружбы. Ведь друзья – это самое ценное, что у нас есть, друг – это наше второе «я». Любите друзей!