Старое Сормово

Светлана Шуга
Контрасты Старого Сормова:деревянное зодчество и пластмассовый мир

В погожий февральский денёк я выбралась в Старое Сормово, чтобы поснимать старинные домики с сохранившейся глухой домовой резьбой. Этим произведениям деревянного зодчества - более 150 лет. Их потихоньку вытесняет новый пластмассовый мир с сайдингом, пластиковыми окнами, безвкусной и навязчивой рекламой, грязью и шумом оживлённых дорог. Но они всё ещё здесь. Живые памятники ушедшей эпохи.

Глухая домовая резьба получила распространение в Нижегородской области с середины XIX века, перекочевав на дома зажиточных людей с кораблей. Отсюда и второе её название - корабельная. От лёгкой и ажурной прорезной она отличается тем, что выступает над доской барельефом.

В основе мотивов - растительные узоры, цветы. И это не просто красивое убранство, признанное показать достаток владельца. Есть и сакральный смысл: такие украшения - обереги, призванные обеспечить хозяевам благополучие и процветание. Львы, фараонки, райские птицы и прочий бестиарий охраняют дом от беды. Часто глухая резьба несёт информацию о дате постройке здания, реже - об именах резчика и владельца дома.

Если долго изучать такие узоры, то благодаря насмотренности начинаешь угадывать руку мастера. Вот и здесь меня ждало открытие: зелёный домик с самой хорошо сохранившейся на этой улице резьбой остро что-то напомнил… ну точно! Это же Дом судовладельца Канатова, который находится в получасе езды отсюда в Балахнинском районе, только в миниатюре. Те же характерные узоры с малинкой, то же слуховое окошечко, почти те же наличники. Те же - да не те. Всё-таки каждый дом - уникальный.
Уже разбирая дома снимки обнаружила такие же характерные узоры на двухэтажном доме напротив.

Автором резьбы на доме Канатова был некий Ульянъ Волковъ - об этом свидетельствует автограф самого мастера на лобовой доске. Значит, и эти домики в Копосове - тоже его рук дело. Мне очень интересно считывать такие записки из позапрошлого века.

И всё-таки Старое Сормово - край контрастов. На одном пятачке с этим и другими резными домиками стоят: Троицкая церковь XVIII века с родником, который, по легенде, освятил сам святой Сергий Радонежский в XIV веке, и в котором люди получали исцеление от чумы, пожарная Шуховская башня 1896 года, живой памятник гению-инженеру, белоснежный "новорусский" особняк, автосервис, "Пятёрочка" и уголь по 250 рублей мешок.

Однако если говорить строго и с позиции прошлых времён - мы сейчас не в Сормове, в а другой деревне - Копосове. Деревушка же Сормово,  современница Ивана Грозного,  получившая название по прозвищу местного бортника Терентия Шеменёва "Сором", со временем разрослась и объединила одним названием окрестные деревеньки - Высоково, Починки, Дарьино, Варю, Копосово, Мышьяковку…Толчок к развитию этих мест стало строительство в 1849 году старейшей судоверфи, которую сегодня мы знаем как Красное Сормово. На тот момент она была крупнейшим в России и Европе судостроительным заводом. Воистину, XIX век - преинтереснейшее время в нашей стране.

Эту вылазку я считаю удачной. За короткое время удалось снять более 10 домов с глухой домовой резьбой или частично сохранившимися её элементами, и не меньше - с занятной прорезной резьбой. Удостоверилась, что ремонт на роднике завершён и можно снова ездить сюда за водой. И наконец-то неторопливо и основательно здесь погуляла, ощутив энергетику места.

Мой прогноз для деревянных шедевров Старого Сормова неутешительный: 10, может быть, 20 лет - и это всё, за редким исключением, зашьют современными материалами, а то и просто снесут и поставят современные дома за высокими заборами. "Всё, что построено, будет разрушено". Но нам повезло жить именно в это время, у нас есть возможность насладиться результатами умения мастеров, которые жили и творили полтора века назад - это ли не повод для радости? Спешите видеть, как говорится.