Связующее звено- 2

Владимир Федулов
Василий Перов –
ВИЗИТ К  НАМ  !

***
Талант – связующее звено времени,
шагнувшее к нам,   что  наглядно подчеркивают
биография  и сюжеты картин известного  русского
живописца,  портретиста и  академика живописи –
встречайте:

Василий Константинович  ПЕРОВ
     ( 1834 – 1882 гг.).

Его наиболее известные
полотна :

«Тройка» (1866 г.), «Охотники на привале» (1871 г.),
а также  «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь
на селе», «Рыболов», «Птицелов» , «Приезд гувернантки
в купеческий дом» , «Суд Пугачева»  и др.
 ***

Итак,
Глава 2. АНЕКДОТ В  ШЕДЕВРЕ
         или Каких зайцев
подстрелил свои полотном
«Охотники на привале»
художник Перов?

Как страстный охотник, Василий Перов в 1870-е годы  создает
«для души» цикл произведений из охотничьей серии - картины
«Птицелов» (за которую ему
в 1870 г. присуждают звание профессора и место
преподавателя в Московском  училище живописи, ваяния и
зодчества), а также полотна
«Рыболов», «Ботаник», «Голубятник»,
«Рыбная ловля» и др. 
 
Но  самым заметным явлением этого цикла стала его картина
«Охотники на привале», что хранится ныне в Третьяковской
галерее. А 2 авторских копии картины- в Русском музее С-Петербурга и Николаевском областном художественном  музее на Украине.
( Что с нею в том украинском музее сейчас - лишь
бандеровцы и знают!).

Свое полотно «Охотники на привале» (на снимке) Василий Перов впервые
представил зрителям на 1-й Передвижной выставке, что сразу вызвало
разноречивые отзывы.

Если писатель М.Салтыков-Щедрин критиковал картину за наигранность
эмоций и отсутствие художественной правды, то критик В.Стасов
восхищался этой работой.

Как и писатель Ф.Достоевский, который говорил так:

«Какая прелесть! Конечно, растолковать –так поймут и
немцы,но ведь не поймут
они как мы, что это русский враль  и что врёт он
по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем  все обороты
его вранья, его слог и  его чувства…».
 
При этом  знатоки найдут
в сюжете картины  столько  «ляпов»  в деталях
охотничьего быта,
что создается  впечатление -   
Перов взялся не за свою
тему, которая для него в новинку…

Но это в корне
не так!

Перов- отличный охотник, который, по словам его биографа Николая
Собко, « во все времена года без устали ходил на зверя».
После чего даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота». 
А увлечение охотой стоило художнику жизни -   он простыл  в лесу и
заработал чахотку, от  которой и умер, не дожив всего два года до своего
50-летия…

***
Но вернемся к его «Охотникам». Создавая полотно как картину-
анекдот, чтобы понимающий зритель посмеялся не только
над совсем уж завиральными охотничьими рассказами
главного героя ,но и над
оставленной  ими на привале охотничьей атрибутикой,
явно не соответствующей
сюжету полотна,
как-то:

1).Рядом сложены  заяц-русак и рябчик. Как отмечал  профессор
РАН В.Головин, по линьке зверька можно определить,
что действие
происходит поздней осенью. Однако тушка зверя не повреждена,
хотя по правилам русской псовой охоты  убитого зайца следовало
обязательно «отколоть» (ткнуть кинжалом меж лопаток),«отпазанить»
и «приторочить» (отрезав передние лапки,привязать добычу к седлу).
Да и рябчик как лесная птица  не мог быть добыт на той же охоте, что и заяц - русак,
обитатель полей.

2). Охотничий рожок. Он использовался в псовой охоте, чтобы
собирать собачью свору. Но какая на полотне свора – всего одна 
легавая!  К тому же на псовой охоте не нужны ружья, дичь здесь
добывает собака. А при ружейной охоте не нужен и рожок…

3).Ружья. Опытный охотник, опасаясь  засорить канал ствола, никогда не бросит
ружье дульной частью на землю. Особенно, как в
данном случае, если это дорогое ружье английской фирмы.

Можно указать с  десяток иных нестыковок на полотне,что не мог позволить себе опытный
охотник Перов, разве как умышленно, с юмором ...

***
Теперь о его персонажах,
где тоже зашифровано 
много любопытного.

Главный персонаж картины –  богатый помещик, он же
рассказчик и охотник- враль. Для этого образа Перову
позировал его  друг – полицейский  врач Дмитрий Кувшинников.

В 1980-90 гг.  доктор вместе
с женой Софией Кувшинниковой
организовали в своем доме  литературно- художественный салон, куда охотно приходили
И.Репин, А.Чехов, В.Перов,М.Ермолова,
В. Гиляровский. К ним в салон приезжал и молодой пейзажист
Исаак Левитан, с которым София Кувшинникова изменяла мужу, что стало прототипом
чеховского рассказа
"Попрыгунья» и едва
не привело к драме !

( Но  это – сюжет для завершающей главки нашего
повествования о художнике Перове и  пространственно-
временной связи  судеб 
Чехова и Левитана!). 

Второй персонаж , представленный на полотне
в образе скептика,
слушающего охотничьи  байки барина, - тоже врач и художник- любитель Ваилий
Бессонов. Перов изобразил
его простолюдином,
подчеркнув тем самым, что охотничий азарт, как и общая трапеза на траве,
объединяют дворян
и их слуг.

Третий персонаж полотна – новичок. Он так заслушался рассказом, веря всему
на слово, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым,
не успевшим ещё обтереться
в лесу камзолу и дорогому снаряжению, он увлекся
охотой недавно и ему все
в диковинку…   
Этого доверчивого простака Перов писал с 26-летнего Николая Нагорного, в дом
которого  его друзья – Кувшинников и Бессонов,
да и Перов тоже, обычно
собирались  для выхода 
на охоту.

***
Завершая наше знакомство с полотном Василия Перова, остается
добавить, что он своими «Охотниками» убил сразу нескольких зайцев:
выгодно продал оригинал картины  Третьякову и выдал
«на гора» еще
2 авторские копии для других музеев, прославил  в   
художественных кругах Москвы  своих друзей, а также
продемонстрировал картину
на престижных выставках,
завоевав там призы и
награды.
 
11.02.2024 г.

(Окончание следует)

Фото из интернета
________


P.S. Картина Василия Перова
"Охотники на привале" стала привычным для меня домашним атрибутом со времён юности.

Копия ее, талантливо написанная маслом отцом
Вячеславом Ивановичем, школьным учителем, художником- самоучкой и заядлым охотником тоже, многие годы висела над
входом в большой зал отчего дома, не вызывая во мне вопросов - так и должно
было быть!

Как же иначе, если и двустволка отцовская на
гвозде за печкой висит, а
пистоны блестящие достаю
из коробочки, помогая ему
наполнять  латунные гильзы порохом, уплотняя их
пыжами из газеты ?

А охотники на полотне -
это наши вечерние гости
дядька отца охотник
Лексуха, старший брат отца дядя Коля и сосед дедок Федор, что приходят к нам коротать зимнее время -
на посиделки!

Сядут на кухне у печи на пол,
свернут из мохры самокрутки
и пошли были да бывальщины 
про войну да охоту, иные памятные, а порою так и
не разгаданные ими,
явления ...

Лежу на теплой печи, у пола
над сизой махорочной пеленой
лишь шапки гостей островками
вижу, а сам завороженно слушаю их истории и
неторопливые голоса.

Какой тут художник Перов, какие охотники
на привале ?

Это деды мои заглянули
на огонек, да и остались
во времени и пространстве, вспоминая былое...

Другие картины в доме- да,
то просто копии, писанные
отцом для себя, а чаще в подарок родным и знакомым,  со знаменитых полотен Шишкина
("Утро в сосновом лесу",
что маслом во всю стену!),
Айвазовского (его "Девятый вал"), Дейнеки
("Штурм Сапун-горы"),
Васнецова ( с его Серым
волком,  "Аленушкой", "Витязем на распутье" и богатырями ), Репина,
Куинджи,  Брюллова и
Левитана. То привычные
атрибуты моего быта,
не раз любовался ими,
окунаясь в их
иной мир!

Но не эта, из юности, где
охотничьи посиделки
моих дедов...