Жак Лакан (Jacques Lacan - психиатр, психоаналитик и философ) вел в 1952-1980 семинары для психоаналитиков в Париже (сначала в квартире своей будущей жены Сильвии Батай на рю Лилль, потом в больнице Святой Анны, где Лакан трудился штатным психиатром). Темой одного из семинаров в 1962-1963 был «Страх» или «Тревога» (точнее?)… l'angoisse (лангус)
А нам-то чего бояться = потолкуем о страхах любви … Пушкина к Натали. С тревогой…
Тема нашего толка – две фазы в машине Любви или Любовной машине = сублимация (взлет к Эросу I, к Небесам обожания и душевного удовольствия – истока любви) и падение на грешную землю к земнородным сих Эросом II (с их бесстыдством бешенства плотских желаний и кайфа соития в стремлении исполнить «…и будете как одна плоть» по библейской заповеди Творца в Шестоднев)
Классика психоанализа без биоматериалов:
<<<
« .. каноническое лакановское определение сублимации из «Этики психоанализа» предполагает восходящее движение (сублимация возносит или возводит объект в ранг Вещи, фрейдовской das Ding)
Вещь (возлюбленная) во всей ее трансцендентности, недоступности, а также в ее ужасающем и/или нечеловеческом виде (например, в статусе Прекрасной Дамы в куртуазной любви или в поэмах Блока, Беатриче у Данте (Дуранте) итп), которая, по выражению Лакана, обладает статусом «нечеловеческого партнера»
>>>
Таким нечеловеческим партнером для Пушкина становится Н. Гончарова, которую он принял как апостола (дар - cadeau) Богов, избранником которых он себя уверенно и самонадеянно считал: первая Красавица – первому Поэту, пусть он и страшен так, что Долли Фикельмон (большой знаток эросоведения) отметила, что невозможно себе представить более безобразного создания. У этой теоремы пушкиноведения есть доказательство – пушкинское знаменитое стихотворение Мадонна:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(впрочем, не без заимствования у мастера поэтических ласк Жуковского в части последнего стиха …)
Но вот психоаналитический сюрприз: в своем семинаре о «Страхе» (Тревоге) Лакан выдвинул иной (противоположный) тезис: «Только любовная сублимация позволяет наслаждению снизойти до желания», в котором есть связь между любовью как сублимацией и движением снисхождения или нисхождения.
От Эроса I небесного мы спускаемся (падаем) до Эроса II земного, чувственного , плотского
На смену куртуазной или религиозно обоснованной любви как поклонению возвышенному объекту (Даме, Деве etc) позволяется прийти любви чувственной, а наслаждению души снизойти до влечения и желания, которые плотски (и телесно) «очеловечивает наслаждение».
Жак Лакан:
«… наслаждение телом Другого не означает любви .. чем больше мужчина позволяет женщине смешивать его с Богом (то есть с тем, что доставляет ей наслаждение), тем меньше он любит; десублимация (связанная с любовью) означает «превращение возвышенного объекта в банальный объект»; «желать наслаждения для себя», возможно, самая тяжелая и труднодостижимая задача, поскольку наслаждение имеет одну неприятную особенность: оно появляется в виде объекта»
Слава Жижек:
« половой акт – это акт «мастурбации с реальным партнером»
Мадонна, одомашненная в семейной жизни Пушкина, была вскоре после женитьбы опущена им до «мой ангел, «бой-бабы» и зате и вовсе до простонародной «женки» …
На вопрос о парадоксе трактовок (Разве любовь не возносит нас… и ля-ля-ля…) Лакан указывает возможный ответ на семинаре о «Переносе»: «любовь – это комическое чувство».
В комедии по Гегелю по-настоящему комический смех – это не презрительный и не злорадный смех, а присутствие нечто более важного, нежели простая вариация на тему «король-то голый».
И все таки – комедия…
***
Источник:
АЛЕНКА ЗУПАНЧИЧ. О ЛЮБВИ КАК КОМЕДИИ* //Долар Младен, Божович Миран, Зупанчич Аленка - Любовная машина; Лакан и Спиноза; Комедия любви - (Лакановские тетради) – 2020//