Пушкин Любовь Сублимация и падение

Поль Читальский
Жак Лакан (Jacques Lacan - психиатр, психоаналитик и философ)  вел в 1952-1980 семинары для психоаналитиков в Париже  (сначала  в квартире своей будущей жены Сильвии Батай на рю Лилль, потом в больнице Святой Анны, где Лакан трудился штатным психиатром). Темой одного из семинаров в 1962-1963  был «Страх» или «Тревога»  (точнее?)… l'angoisse (лангус)

А нам-то чего бояться = потолкуем о страхах любви … Пушкина к Натали. С тревогой…

Тема нашего толка – две фазы в машине Любви или Любовной машине = сублимация (взлет к Эросу I, к Небесам обожания и душевного удовольствия – истока любви) и падение на грешную землю к земнородным сих Эросом II  (с их бесстыдством бешенства плотских желаний  и кайфа соития в стремлении исполнить «…и будете как одна плоть» по библейской заповеди Творца в Шестоднев)

Классика психоанализа без биоматериалов:
<<<
« .. каноническое лакановское определение сублимации из «Этики психоанализа» предполагает восходящее движение (сублимация возносит или возводит объект в ранг Вещи, фрейдовской das Ding)
Вещь (возлюбленная) во всей ее трансцендентности, недоступности, а также в ее ужасающем и/или нечеловеческом виде (например, в статусе Прекрасной Дамы в куртуазной любви или в поэмах Блока, Беатриче у Данте (Дуранте) итп),  которая, по выражению Лакана, обладает статусом «нечеловеческого  партнера»
>>>

Таким нечеловеческим партнером для Пушкина становится Н. Гончарова, которую он принял как апостола (дар - cadeau) Богов, избранником которых он себя уверенно и самонадеянно считал: первая Красавица – первому Поэту, пусть он и страшен так, что Долли Фикельмон (большой знаток эросоведения) отметила, что невозможно себе представить более безобразного создания. У этой теоремы пушкиноведения есть доказательство – пушкинское знаменитое стихотворение Мадонна:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(впрочем, не без заимствования у мастера поэтических ласк Жуковского  в части последнего стиха …)

Но вот психоаналитический сюрприз: в своем семинаре о «Страхе» (Тревоге) Лакан выдвинул иной (противоположный) тезис: «Только любовная сублимация позволяет наслаждению снизойти до желания», в котором есть  связь между любовью как сублимацией и движением снисхождения или нисхождения.

От Эроса I небесного мы спускаемся (падаем) до Эроса II земного, чувственного , плотского

На смену куртуазной или религиозно обоснованной любви как поклонению возвышенному объекту (Даме, Деве etc) позволяется прийти любви чувственной, а  наслаждению души снизойти до влечения и желания, которые плотски (и телесно)  «очеловечивает наслаждение».
 
Жак Лакан:
«… наслаждение телом Другого не означает любви .. чем больше мужчина позволяет женщине смешивать его с Богом (то есть с тем, что доставляет ей наслаждение),  тем  меньше  он  любит;  десублимация (связанная с любовью) означает «превращение возвышенного объекта в банальный объект»; «желать наслаждения для себя», возможно, самая тяжелая и труднодостижимая задача, поскольку наслаждение имеет одну неприятную особенность: оно появляется  в  виде  объекта»

Слава Жижек:
« половой акт – это акт «мастурбации  с  реальным  партнером»

Мадонна,  одомашненная  в семейной жизни Пушкина, была вскоре после женитьбы опущена им до «мой ангел, «бой-бабы» и зате и вовсе до простонародной «женки» …

На вопрос о  парадоксе трактовок (Разве любовь не возносит нас… и ля-ля-ля…)  Лакан указывает возможный ответ на  семинаре  о  «Переносе»: «любовь – это комическое чувство».
В комедии по Гегелю по-настоящему комический смех  –  это  не  презрительный  и  не  злорадный  смех,  а присутствие нечто более важного, нежели простая вариация на тему «король-то голый».

И все таки – комедия…

***
Источник:
АЛЕНКА ЗУПАНЧИЧ. О ЛЮБВИ КАК КОМЕДИИ* //Долар Младен, Божович Миран, Зупанчич Аленка - Любовная машина;  Лакан и Спиноза; Комедия любви - (Лакановские тетради) – 2020//