Самовар на полотенце

Наталья Бобыкина
Какие только узоры не встречаются на вышитых полотенцах в музейных и частных коллекциях!
В музее сословий Ильи Глазунова в Москве на Волхонке я обратила внимание на необычный узор северорусского полотенца XVIII-XIX вв. (так отребутирован экспонат), выполненный самыми старинными русскими швами: роспись, набор, русская гладь. Среди подобных узоров Севера он выделяется тем, что в храме или арке, где всегда изображаются святые или священники, выполняющие обряды, находится… самовар. Как получилось, что предмет быта, наверняка, популярный в этот период в России занял место Божества?
Самовар появился в России не так давно и связано это с появлением чая. Чай привезли из Китая казачьи атаманы Петров и Ялышев в 1567 году, о чём говорит И. Сахаров в своей книге «Сказания русского народа», хотя не все с ним согласны. Употребление чая началось в 1638 г. с Михаила Фёдоровича Романова, которому привёз этот волшебный напиток боярский сын Василий Старков, которому в качестве обмена нашей пушнины один из западно-монгольских ханов навязал «китайскую траву» в количестве 64 кг и показал, как её заваривать. Наше русское слово «чай» произошло от китайского «чха» («чхаэ»), что обозначало чай-напиток или чай-лист. Употреблялся чай, как лекарство, помогающее от похмелья.
До появления китайского напитка на Руси пили взвары или отвары из трав, листьев и ягод, которые собирали жители России повсеместно, высушивали летом и пили всю зиму. Также делали сбитень, квас, медовуху и ягодные кисели, в том числе и овсяные.
В 1679 году с Китаем был заключён договор и чай стали завозить в Москву, продавался среди специй и был очень дорогим. Путей доставки в Россию чая было два: через Европу и через Бурятию, где стояла крепость Кяхта, ставшая основным форпостом торговли с Китаем. Поэтому чай, привозившийся из китайских городов Кантон и Нанкин, стал называться кяхтинским. Была даже поговорка «Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач». Чайные караваны жестоко грабили, увозили весь груз и продавали по своим каналам.
Так как чай был дорогим удовольствием, то, разузнав технологию создания чёрного как чага напитка, стали искать ему замену среди российских трав. Дворовой человек помещика Савёлова проживая при Русском посольстве в Китае, смог просочиться на производство и увидеть, каким способом обычные зелёные листья превращают в чёрные, скрученные особым способом, листочки. Вернувшись в Россию, помещик Савельев организовал производство чая из листа кипрея (иван-чая). Первое производство было организовано в селе Копорье под Санкт Петербургом, где рос иван-чай и где его стали специально выращивать. Лист кипрея перетирали межу ладоней, ошпаривали, просушивали с помощью раскалённых камней и получали дешёвый фальшь-чай. Его назвали «Копорским». Помещик Савельев второе производство открыл в Подмосковье, научив своих крепостных.  Этот чай хитрые люди стали добавлять в китайский или вообще заменять его, чем сделали иван-чаю отрицательную рекламу. Копорский чай пытались даже запретить на уровне российского правительства, но не преуспели в этом. «Поддельный чай», как назвал его В.В. Даль, стал повсеместно распространяться в России. Тем более, что был выявлен его противовоспалительный и бодрящий эффект. В копорском чае содержится танин и пектин, как и в китайском чае, его применяют при гастритах, колитах, язве желудка, воспалительных заболеваниях уха, горла, носа. Настой обладает противосудорожным, успокаивающим (без сонного состояния) ранозаживляющим и кровеостанавливающим действием, кашицей из сухого листа присыпают раны и эмфиземы.
Сегодня иван-чай выращивают, собирают повсеместно на территории России и изготавливают очень вкусный и целебный напиток. Например, Екатерина Антонова и Борис петров, жители Екатеринбурга и пользователи сети Вконтакте стали известными производителями копорского чая.
Благодаря привозу чая, в России появился самовар и чайная традиция.
Сосуды для подогрева воды были у многих народов, особенно у степных кочевников. Схожие с нашим самоваром агрегаты найдены в Древнем Китае, античной Греции, Монголии. Кипяток нужен всегда, поэтому такие сосуды держали в своем быту и варили свои национальные напитки. Но выглядели они не как наши самовары. Древние римляне придумали водонагревающие сосуды «аутепса» и «каеда». Аутепсу делали из бронзы в виде крепости с башнями и зубцами и с двойными стенками. Посредине клались горячие угли, над которыми можно было ещё и варить пищу, а вокруг угольной части между стенками нагревалась вода, которая выпускалась через кран. Каеда – горшок на трёх ножках, также имел двойные стенки. В центре клались угли, а между стенками наливалось вино со специями. Сосуд закрывался крышкой, чтобы алкоголь не выветривался из вина. Похожие сосуды найдены в городе Помпеи, погибшем при извержении вулкана Везувие в 1 в. н.э.
Китайский агрегат назывался «хо-го», был похож на наш самовар. Это был круглый сосуд, похожий на кастрюлю, внутри него вмонтирована труба-жаровня с колосниковой решёткой, сосуд внизу имел поддон и отверстия для тяги и ножки. Его использовали не только для кипячения воды, но и для приготовления пищи.
Первое упоминание самовара в России датируется 1746 г. Его называли «русской чайной машиной», а также «самоварец», «самодур», «самогар», «самогрей», «самокипец», «самоварящий и самонагревающий сосуд». Связывают его появление с развитием медного производства. Самой первой самоварной фабрикой считается Верхне-Иргинская фабрика медных изделий двоюродных братьев Петра и Гаврилы Осокиных из Балахны. На фабрике делали казаны и трубы. Кому-то из мастеров пришла мысль соединить котёл с трубой и создать походный кипятильный прибор, который мог нагревать воду без печки. Так в 1738-1740 гг. появился русский самовар.
Одни считали самовар чудом, а другие — бесовщиной:
Медный бес
На стол залез.
По краям вода,
А в середине — огонь да вода.
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
Большое распространение самовар и чай получили при Екатерине II, хотя считается, что начиналось производство «самогрея» ещё при Петре I.
С появлением самовара стали внедряться чайные традиции. Если в Китае пили чай с массой условностей, придумав чайную церемонию, в Англии придумали пить чай в 5 часов, то в России чаепитие было «бесцеремонным», - пили когда хотели и сколько хотели, употребляя различные закуски и сдобу. Пустой чай не пили, ставили на стол хотя бы хлеб. «Чаем на Руси ещё никто не подавился». Заваривала чай всегда сама хозяйка, но, если к чаю приглашался жених для дочери, то тогда свои умения показывала девица.
Стол обязательно накрывался скатертью, ставились чашки с блюдцами, а под чашки выкладывались салфетки, которые невеста готовила себе в приданое.
Чаем потчевали в трактирах, специально для них изготавливали самоварные ёмкости в одно-два-три, а то и более ведер. Чай нагревали с утра, и он всегда был горячим на протяжении всего рабочего дня трактира. Стали к тому же популярными и пикники на природе, куда привозились и самовары, ставились для них специальные шатры и палатки, столы и лавки. Кондитерами придумывались специальные чайное печенье, чайные пряники и конфеты к чаю. Самовар получил дополнительную часть – большой заварной чайник, который ставился сверху, накрывался текстильной чайной грелкой и был всегда горячим. Потому что заваренный чай долго кипящий становился невкусным, и его придумали держать в тепле в верхнем чайнике. Сахар всегда ели в прикуску. Другой способ, которым мы сегодня пользуемся – это когда заварка разливается по чашкам и разбавляется водой.
Придумали самовар и более сложным. Например, для готовки нескольких блюд разделили внутреннюю часть сосуда на отсеки. И сразу в таких самоварах можно было сварить бульон, кашу, картофель или мясо. Обязательно один отсек предназначался для чая. Каждый отсек имел свою крышку. Это был «самовар-кухня». Отдельно появился и «кофейный самовар», имеющий сплющенный корпус и ручки на нём. Внутри этого самовара подвешивали мешочек с кофейными зёрнами, его использовали для приготовления сбитня (сбитенник) или чая из душистых трав.
Самовар стал членом семьи. Без самовара не садились за стол. Его выставляли к завтраку, обеду и ужину, а также делали перекус между основными приёмами пищи. Самовар был обязательной частью девичьего приданого. Когда на север баржами отправляли женщин-арестанток, их местные мужчины и арестанты могли забрать себе для ведения хозяйства. Но, если арестантка узнавала, что у мужчины не было самовара, то отказывалась идти к нему в дом. Самовар в России стал практически божеством.
Может поэтому на северном полотенце появилось изображение самовара в виде божества? Чай был приравнен к божественному напитку, а самовар – к божественному сосуду, без которого жизнь не мила.
Самовар, что море соловецкое. Пьём за него здоровье молодецкое.
Натри двора пять самоваров и одна лошадь.
Самовар кипит, уходить не велит.

И формы самовара стали необычными: чаша, ваза, ведро. После того, как в космос полетел первый спутник, в России появился спутник-самовар.
Правда, полотенце с самоваром мне встретилось всего одно. Но может на севере есть ещё похожие?