Промахи немецкой пропаганды в Восточной Германии

Наталья Иванова 26
Промахи немецкой пропаганды на территории бывшей ГДР

Современная немецкая пропаганда прямолинейна и примитивна: по всем
трансатлантическим темам существует только одно мнение, многие темы просто-напросто замалчиваются – это и проблемы массовой миграции и связанной с ней преступностью, и о сути кофликта между Россией и НАТО на Украине нигде не найдёшь и слова правды. Мозги населению промываются даже без особой креативности, тупо бьют по одним и тем же точкам -  расчёт на то, что количество перекроет качество – зачем тогда и стараться? Русофобия, после перестройки подспудно присутствовавшая во всех СМИ, расцвела пышным цветом. Вылезла и в политических передачах, и в ток-шоу, и в телевизионных фильмах.

Трансатлантическая русофобская пропаганда распространена во всех странах, которые НАТО или уже подмяли под себя, или только собираются, как, например, на Украине. Эта пропаганда везде дала свои плоды, потому что играет на низменных чувствах и инстинктах: на зависти, жадности, на недовольстве жизнью – а тут им и подсовывают виноватого. Опять же бьют методично и без остановки – и большинство населения одурманиваемых стран постепенно начинают верить. Большинство, но не все. В разных  странах, конечно, по-разному.

В самой Германии действие пропаганды распространяется тоже неравномерно. В западных землях в неё верят около 50 процентов,  около 40 процентов не верят, а остальные – пофигисты, им вообще всё равно, кто прав, кто виноват. В восточных же землях, на территории бывшей ГДР, соотношение обратное: чуть больше 30 процентов верят, а около 60 процентов не верят и молча выбирают АдГ, Левую партию  и вот теперь собираются выбирать ещё и партию Сары Вагенкнехт.

А ведь Германия уже больше 30 лет объединённая страна, почему же так по-разному действует в разных её частях  пропаганда? Сами восточные немцы объясняют это тем, что жизнь в тоталитарном государстве приучила их критически относиться ко всему, что исходит от власти. Поэтому они и не восприимчивы к государственной пропаганде. В этом есть какая-то доля правды. Но ведь не только ГДР жила в таком государстве, все остальные страны Варшавского договора тоже жёстко контролировались СССР, но это не мешает им  в составе ЕС и НАТО демонстрировать полное отсутствие критического мышления.

Что касается бывшей ГДР, то мейнстримная пропаганда сделала упор в меньшей степени на русофобии, но в гораздо большей степени эта пропаганда демонизирует само государство ГДР. Для современной Германии ГДР – абсолютное зло, и эта точка зрения транслируется на подведомственное население уже больше тридцати лет. Если посмотреть фильмы о ГДР, послушать передачи о ней же, то хуже страны сыскать невозможно. В ГДР было всё плохо: и Штази зверствовало, и люди голодали, и уровень жизни был ниже плинтуса. Но живы ещё миллионы граждан бывшей ГДР, которые говорят: это не так. Они рассказывают в случайно прорвавшихся на телевидение уличных опросах, что у них и работа была, и магазины были полны, и культурная жизнь была интересная, особенно трогательно государство заботилось о детях и семьях с детьми. И только эти редкие уличные опросы показывают, как много адекватных немцев живут и выживают под постоянным давлением современных немецких СМИ. Их бомбардируют ненавистью к их бывшему государству, и они пытаются ей противостоять.

При этом государственная пропаганда, так увлечённая ненавистью к ГДР, совершенно упустила из виду, что у них не получается с такой же интенсивностью изливать на Восточную Германию ещё и ненависть к России. Она есть, но по интенсивности она сильно уступает пропаганде против ГДР. Получается, что у восточных немцев больше свободы в выработке адекватного отношения как к нашей совместной истории, так и к современной России. Восточные немцы, знакомые с нашим менталитетом, понимают нас. Это во-первых. А во-вторых, демонизация как России, так и их бывшей родины рождает в них чувство солидарности с нами.

Это тот промах трансатлантической пропаганды, который в итоге может привести к углублению пропасти между западной частью Германии и её восточными землями. И не только может, но, как показывают последние опросы, уже и приводит.