О фильме По щучьему велению

Владимир Радимиров
   Вот в кои-то веки в России-матушке опять сказки стали снимать. Это наверное чуток потрескалась цитадель незримая, построенная нечистой силой над её соборной народной душой, и заструились оттуда маленькие лучики пленённого света, побуждая творческие души творить нечто своё, а не чужое. Не было, не было сказок, и вдруг нА тебе – пошли, как на конвейре... И это весьма здорово, а то без сказок жить, это как без сладкого обед кушать, чего-то да не хватает организму народному, каких-то ощущений благостных, без которых худовато жить-то, скушно эдак, да зло, да тупо, да печально...

   Киносказка новая называется «По щучьему велению», её режиссёр Александр Войтинский снял. Денег на эту картину потрачено было немало, ну и результат во всех смыслах получился положительный: и деньжат себе создатели соберут, а это в нынешние времена главное, и публику зрелищем потешат-позабавят.

   Емеля в сказке получился очень даже здоровски, в стиле фольклорного сказочного неудачника. Вроде дурачок, поскольку бедный он, но зато задорный и смекалистый, и явно сангвиннического характера малый. Его актёр Никита Кологривый сыграл мастерски, попал, что называется, образом созданным в десяточку. А напарницу его, волшебную Щуку, которая между прочим девкой красной оказалась, а не рыбой зубастой, сыграла молодая актриса Мила Ершова. Тоже ладно сыграла, в рамках написанного сценария конечно. Она и симпатичная собою весьма, и умная, что немаловажно, и что по глазам её даже видать, и спокойным своим нравом Емеле-раздолбаю вполне она подошла.

   И так уж сюжет закрутился у сценариста Александра Архипова, что щука эта самая, девка которая, не просто ведь девахой оказалася, а самой настоящей волшебницей Василисой, дочкой потустороннего царя Кащея. И за ней некий странный жаборыб по кличке Водовик гоняется, жениться ему, видите ли, на ней аж неймётся... Да только на фига Василисе нашей Прекрасной этакий раскрасавец водоплавающий, из племени водяных, сдался? Ни на фига, вестимо... Вот и дала она от него тягу, да точнёхонько в ведро Емелино попала. Хотя надо было не в ведро ей сигать, а прямиком папане своему пожаловаться, уж он бы управу на этого пузыря быстро нашел... Но так уж вышло, иначе и сказки бы сей не случилось.

   Короче, само собой понятно, щука Василиса Емеле три желания исполнить пообещала. Ну а он-то дурачок, два желания вмиг профукал и чешет себе репу, а чего бы ему ещё пожелать такого-этакого... Ну а тут уже по собственной вольной волюшке порешил он на царевне Анфиске жениться. Ну дурак и есть – куда ему со своим крестьянским-то рылом да в калашный царский ряд соваться? Не дотумкал маленько, не прозондировал ситуэйшен. Хотя ему и простительно – он ведь имбецилус пейзанус, институтов заумных не кончал, а с такого все взятки гладки.

   И вот приходит нашенский герой, кое-какие препятствия преодолев, во царские во палаты, более на хибару величественную похожие, правда, а не на роскошный дворец самодержавный, глядь – а там царишка-то Феофан замухрыстенький собою вельми, придурковатый явно. Его актёр Роман Мадянов играет очень даже впечатляюще, ага... Таких забавных стёбнутых царей стали в советское время снимать, это советская киношная традиция  между прочим, особенно во второй половине прошлого века их много весьма таких наснимали. Хотя и из старого времени тоже похожая линеечка тянется, и от Пушкина, и от Ершова, и из некоторых народных сказок... Думаю, ежели в России сызнова царь-государь каким-то чудом воцарится, то этой традиции кирдык придёт. Моментально же из царской администрации киношному начальству прилетит весточка с почтовым голубком, а в ней указец: «А ну-ка не сметь, холопы вы оборзелые, эдак нетолерантно царя-батюшку в кинишках своих изображать – а не то!..» И тут же наступит в этом деле лад, а в режиссёрских и продюссерских человецех благовление. Особливо ежели царь будет натурально грозный, а не словоохотливый какой-нибудь. Но это так, отступление несущественное.

   В общем, при царе Феофане дочка Анфиска (актриса Алина Алексеева) крутится; вот уж действительно дурёха небитая, а гонору-то в ей – прорва. Зря Емеля в такую расфуфыру виртуально влюбился, как говорится, понравится сатана пуще ясного сокола, а в этом конкретном случае – пуще лебеди белой. Дал малый маху, ясен перец, надо было сразу идти на попятный, как эту мамзель узрел, а он ещё и задания её всякие выполнять взялся, чтобы ручки ейной белой добиться. От же и дур-а-ак, а!..

   А Анфиска эта самая за послом-лордом увивалася. Заметьте, не он за нею, а наоборот. Какие-то у неё фантазии в головушке мельтешились насчёт её убытия из расейского задрипенья на просторы культуральной роскошной житухи. А послишка сей, прошу заметить, из Англии туды припёрся, а не из Франции, ибо Франция ныне из моды-то повышла, и город Париж вроде как провинцией у элитки расейской теперь считается, не то, что ранее... Да ещё и оказался он – жучила прямо голимый! Он своей вундер-машиной липовой пытался царишку нашего объеготрить: в ёй же не механизм фантастический фунциклировал, а карла заморский сидел и всяко там рукоблудствовал, махинатор окаянный... Эх, горазды наши царьки на всякие обманки западные поддаваться, не впервой, чай, им в этом деле в лужу садиться, чтобы в неё громко пукнуть. Так и тут – оболванил ушлый лордик батюшку-царя и евоной дочуре умишко как есть загипнотизировал. Нет бы его развернуть задом, да как дать пендаля поувесистей, шобы летел, пыхтел и радовался, что легко отделался, шантрапа шелудивая. Но не-е, политкорректность гнилую разводят... Но это опять мы отвлеклись на несущественное.

   Итак выполнил Емеля, с помощью щучихи Васи, своей подельницы, два не дюже трудных задания, привёл из разных тмутораканей Кота Баюна с баяном-самоиграном, и скатерть-самобранку выцыганил у двоих толстяков-объедал, смахивающих на этаких разожравшихся американцев – и до царя! Вот, мол, вам, как и заказывали, пажалте!

   А тому, вишь ты, мало. Вернее, дочурке его, интриганке... Подавай, короче, благословение на брак от самой царицы-мамаши, давно к тому времени преставившейся и навроде как в пекле обретавшейся... Ну чё ты тут будешь делать, делать нечего, Емеля и на тот свет готов отбыть, делов-то...  Правда по дороге он своё последнее желание на отца родного по доброй воле своего сердца истрачивает, и Василиса вроде как волю от него получает. Ну а она-то в этого мечтателя влюбившись уже по уши, прочь никуда нейдёт, и возвращаются они назад, получив-таки это благословение от ведьмачки-мамаши. А Емеля по пути память напрочь теряет.

   В конце концов всё оканчивается вполне себе окейно. Понял вдруг Емелюшка опамятовавшийся, что на фиг ему не нужна эта аферистка Анфиска. Он ведь, пока они туда-сюда-обратно хаживали, в Щуку-Василису втюрился, оказывается, а царевна эта пущай, дескать, катится ко всем чертям... Вернее к жаборыбу Водовику щукофильному... Ну, значит, там у них дело это и сладилось, а наши герои счастливые отбывают из царского чертога восвояси. И сказочке тут конец приходит.
 
   Что ещё сказать вам насчёт впечатлений зрительских? В общем и целом сказка получилась хорошая, положительные эмоциии она будирует, про любовь она и сострадание, про ум живой и сердце горячее. Ну и про то, как этому всему поротивостоят хитрость и зазнайство, да плюс гордыня ещё и властность... И как первые в этой брани духовной вторых побеждают... Правильная сказочка, ага!

   Кроме того, как и положено в волшебных сказках, авторы развернулись по фронту показа всяческих чудесных штуковин, и их тут ровно пять из шести возможных в сюжет встроено, как-то: волшебная невеста имеется, волшебные помощники тоже, волшебные задания есть, а ещё волшебные всякие предметы, и вдобавок (с натяжкой, правда) чудесный вражина. Не хватило лишь силушки богатырской для Емели припасти. Но это ему здесь и не по ранжиру, он ведь не силой в сказке сей действует, а кумекает головою смекалистой.

   Чего не дюже понравилось...  Во-первых, по поводу сюжета есть замечания. Сюжет, ребята и девчата, должен быть отработан от и до по части логики событий, в нём явленных. Чтобы ни одно «ружьё» зазря на стенке не висело, а чтобы они, наоборот, все до одного метко стрельнули. Причём вовремя, а не так само. В каждом почитай эпизоде есть, на мой зоркий сказочниковский глазок, недорабтки и неточности, недотяжки имеются и перетяжки, а ещё излишества всякие по разным мелочам... Сюжет сказки – это словно такая нитка, на которую бусины-эпизоды должны быть туго нанизаны, чтобы и щёлки меж ними не осталося. Один эпизод должен логически продолжаться в следующем, и так далее по цепочке: щёлк-щёлк-щёлк... Этого я тут не увидел. Немало есть недообъяснённого и не очень логичного... Однако это я с точки зрения идеального тут брюзжу, а в общем и целом сгодится для сельской местности, как раньше говаривали. Подходяще.

    Мне также показалось, фильм чуток подзатянут, под два часа времени он идёт, а это для детского кино многовато. Ранее сказки были до получаса длиной, и этого вполне хватало. Мал-мало можно было сюжетец и поужать, и «воду» лишнюю, в виде слов которая, постараться из него повыжать. ТщательнЕе надобно сочинять, братья-сказочники, пошедевральнее чуток, погармоничнее... И сызнова брюзжу с перебором идеальным.

   Не хватало и языка сказочного. Это и потяно – сценарист в Америке сценарии писать учился, наверняка пропитался там голливудчиной по самое рабочее место, то бишь по мозолистую свою задницу. Много было лишнего базара, и всё-то почитай весьма обычной несказочной прозою, а это явно выпадало из правил сего забойного весёлого жанра. Побольше надо было добавить и шуток-прибауток, просторечий всем понятных, чтобы это показывало, что и в самом деле про старину ведётся сказ, а не современные людишки там собрались и по-нынешнему меж собой изъяснются. А не умеете сами так писать, так к знающим людям обратились бы. Ко мне, например... О, я бы им такую текстуху замастырил – прямо ушки оттопыришь! Но... не зовут. У них, видать, своя тесная компания образовалась, и чужаков им и даром не надо. Это и понятно... Тут я, конечное дело, малость шуткую – куда нам до американских маститых дипломантов, примерно как до луны и обратно.

   И ещё посветлее надо было маленько тёмный антураж освещать. Поярче... Как на весёлой ярмарке должно быть ВСЁ в волшебной сказке. Даже и мрачные полумраки, а то эдак смазанно всё получилось в этих эпизодиках. Изучайте ради поднятия образования советско-русские киносказки в лучших своих образцах. Режиссёра Роу, например, или Птушко – вот там в смысле красок всё без изъяна, шедеврищи истые, прямо не подкопаться... Хотя чего тут слишком уж придираться – и этот фильм по большей своей части тоже красочен и ярок, не пожалели на антураж деньжат из фильмовской кассы богатой. Молодчики! И спецэффекты тоже были на неслабом уровне, спасибо за то мастерам сказочной виртуальности.

   В фильме играет замечательная группа «Отава Ё», настоящие мастера и мастерицы своего фольклорного стиля;  молодцы создатели, что её привлекли, очень задорно они в ткань показа вписались.

   В общем, фильм вышел очень хороший, побольше бы таких. На пятёрку с минусом, по моему взыскательному мнению. И это славно! Даёшь новые добрые сказки! Ура!